71. Сервисно-ориентированная архитектура распределённых приложений. Основные протоколы.
Еще одним современным типом архитектуры является сервисно-ориентированная (Service-Oriented Architecture (SOA)). Сервис (служба) – это компонента программы, непосредственно доступная пользователю. Пример сервиса: Получение прогноза погоды через Интернет. Пользователи также должны иметь возможность обращаться к сервисам через сеть с самых различных по своим возможностям устройств – desktop-машин, мобильных устройств и т.д. Поддержка Веб-сервисов стала одним из главных стратегических направлений для многих компаний, специализирующихся на выпуске серверов приложений, систем управления базами данных и средств разработки приложений. Сервисно-ориентированная архитектура (SOA, service-oriented architecture) – модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами. OASIS (Организация по распространению открытых стандартов структурированной информации) определяет SOA следующим образом (OASIS Reference Model for Service Oriented Architecture V 1.0): Сервисно-ориентированная архитектура – это парадигма организации и использования распределенных информационных ресурсов таких как: приложения и данные, находящихся в сфере ответственности разных владельцев, для достижения желаемых результатов потребителем, которым может быть: конечный пользователь или другое приложение. В основе SOA лежат принципы многократного использования функциональных элементов ИТ, ликвидации дублирования функциональности в ПО, унификации типовых операционных процессов, обеспечения перевода операционной модели компании на централизованные процессы и функциональную организацию на основе промышленной платформы интеграции. Компоненты программы могут быть распределены по разным узлам сети, и предлагаются как независимые, слабо связанные, заменяемые сервисы-приложения. Программные комплексы, разработанные в соответствии с SOA, часто реализуются как набор веб-сервисов, интегрированных при помощи известных стандартных протоколов (SOAP, WSDL, и т. п.) Интерфейс компонентов SОА-программы предоставляет инкапсуляцию деталей реализации конкретного компонента (ОС, платформы, языка программирования, вендора, и т. п.) от остальных компонентов. Таким образом, SOA предоставляет гибкий способ комбинирования и многократного использования компонентов для построения сложных распределенных программных комплексов. Основными целями применения SOA для крупных информационных систем, уровня предприятия, и выше являются:
сокращение издержек при разработке приложений, за счет упорядочивания процесса разработки;
расширение повторного использования кода;
независимость от используемых платформ, инструментов, языков разработки;
повышение масштабируемости создаваемых систем;
улучшение управляемости создаваемых систем.
Принципы SOA:
архитектура, как таковая, не привязана к какой-то определенной технологии;
независимость организации системы от используемой вычислительной платформы (платформ);
независимость организации системы от применяемых языков программирования;
использование сервисов, независимых от конкретных приложений, с единообразными интерфейсами доступа к ним;
организация сервисов как слабосвязанных компонентов для построения систем.
Главное, что отличает SOA, это использование независимых сервисов, с четко определенными интерфейсами, которые, для выполнения своих задач, могут быть вызваны неким стандартным способом, при условии, что сервисы заранее ничего не знают о приложении, которое их вызовет, а приложение не знает, каким образом сервисы выполняют свою задачу. SOA также может рассматриваться как стиль архитектуры информационных систем, который позволяет создавать приложения, построенные путем комбинации слабосвязанных и взаимодействующих сервисов. Эти сервисы взаимодействуют на основе какого-либо строго определенного платформо-независимого и языково-независимого интерфейса (например, WSDL). Определение интерфейса скрывает языково-зависимую реализацию сервиса. Таким образом, системы, основанные на SOA, могут быть независимы от технологий разработки и платформ (таких как Java, .NET и т. д.).
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288)
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207)
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010)
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504)
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000)
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм. Основные особенности.
- I Поколение 50-60-е гг.
- II Поколение 60-70-е гг.
- III Поколение 70-80-е гг.
- IV Поколение 80-е (по наши дни?).
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- 13. Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- 14. Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- 15. Понятие системы. Системный анализ. Применение системнго анализа в информатике.
- 16. Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 17. Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 18. Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- 19. Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- 20. Структурное программирование. Понятия и принципы.
- 21. Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- 22. Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- 23. Событийно-ориентированное программирование.
- 24. Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- 25. Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- 26. Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного программирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 30.Методологии разработки программного обеспечения. Классификация. Особенности применения.
- 31. Программные средства для организации совместной разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 4.1.1.1 Основные процессы жизненного цикла
- 5. Вспомогательные процессы жизненного цикла по гост р исо/мэк 12207-99.
- 4.1.1.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. "Облачные" вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия.
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет.
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 71. Сервисно-ориентированная архитектура распределённых приложений. Основные протоколы.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения
- 6. Модели жц программного продукта: каскадная.
- 7. Модели жц программного продукта: итерационная.
- 8. Модели жц программного продукта: спиральная (быстрого прототипирования).
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 84. Методология rup: назначение и основные характеристики
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-cases diagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagramm)
- 19. Uml: диаграмма состояний.