28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
Язык моделирования UML.
UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода.
Использование
Использование UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображенияорганизационных структур.
UML позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий (таких как класс, компонент, обобщение (англ. generalization), агрегация (англ. aggregation) и поведение) и больше сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.
Преимущества UML
UML объектно-ориентирован, в результате чего методы описания результатов анализа и проектирования семантически близки к методам программирования на современных объектно-ориентированных языках;
UML позволяет описать систему практически со всех возможных точек зрения и разные аспекты поведения системы;
Диаграммы UML сравнительно просты для чтения после достаточно быстрого ознакомления с его синтаксисом;
UML расширяет и позволяет вводить собственные текстовые и графические стереотипы, что способствует его применению не только в сфере программной инженерии;
UML получил широкое распространение и динамично развивается.
Критика
Несмотря на то, что UML — достаточно широко распространённый и используемый стандарт, его часто критикуют из-за следующих недостатков:
Избыточность языка. UML часто критикуется, как неоправданно большой и сложный. Он включает много избыточных или практически неиспользуемых диаграмм и конструкций. Чаще это можно услышать в отношении UML 2.0, чем UML 1.0, так как более новые ревизии включают больше «разработанных комитетом» компромиссов.
Неточная семантика. Так как UML определён комбинацией себя (абстрактный синтаксис), OCL (языком описания ограничений — формальной проверки правильности) и английского (подробная семантика), то он лишен скованности, присущей языкам, точно определённым техниками формального описания. В некоторых случаях абстрактный синтаксис UML, OCL и английский противоречат друг другу, в других случаях они неполные. Неточность описания самого UML одинаково отражается на пользователях и поставщиках инструментов, приводя к несовместимости инструментов из-за уникального трактования спецификаций.
Проблемы при изучении и внедрении. Вышеописанные проблемы делают проблематичным изучение и внедрение UML, особенно когда руководство насильно заставляет использовать UML инженеров при отсутствии у них предварительных навыков[12].
Только код отражает код. Ещё одно мнение — что важны рабочие системы, а не красивые модели. Как лаконично выразился Джек Ривс, «The code is the design» («Код и есть проект»)[13][14]. В соответствии с этим мнением, существует потребность в лучшем способе написания ПО; UML ценится при подходах, которые компилируют модели для генерирования исходного или выполнимого кода. Однако этого всё же может быть недостаточно, так как UML не имеет свойств полноты по Тьюрингу и любой сгенерированный код будет ограничен тем, что может разглядеть или предположить интерпретирующий UML инструмент.
Кумулятивная нагрузка/Рассогласование нагрузки (Cumulative Impedance/Impedance mismatch). Рассогласование нагрузки — термин из теории системного анализа для обозначения неспособности входа одной системы воспринять выход другой. Как в любой системе обозначений UML может представить одни системы более кратко и эффективно, чем другие. Таким образом, разработчик склоняется к решениям, которые более комфортно подходят к переплетению сильных сторон UML и языков программирования. Проблема становится более очевидной, если язык разработки не придерживается принципов ортодоксальной объектно-ориентированной доктрины (не старается соответствовать традиционным принципам ООП).
Пытается быть всем для всех. UML — это язык моделирования общего назначения, который пытается достигнуть совместимости со всеми возможными языками разработки. В контексте конкретного проекта, для достижения командой проектировщиков определённой цели, должны быть выбраны применимые возможности UML. Кроме того, пути ограничения области применения UML в конкретной области проходят через формализм, который не полностью сформулирован, и который сам является объектом критики.
CASE-технологии.
CASE (англ. Computer-Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов. Также под CASE понимают совокупность методов и средств проектирования информационных систем с использованием CASE-инструментов.
Основной целью CASE-технологии является разграничение процесса проектирования программных продуктов от процесса кодирования и последующих этапов разработки, максимально автоматизировать процесс разработки. Для выполнения поставленной цели CASE-технологии используют два принципиально разных подхода к проектированию: структурный и объектно-ориентированный.
Структурный подход предполагает декомпозицию (разделение) поставленной задачи на функции, которые необходимо автоматизировать. В свою очередь, функции также разбиваются на подфункции, задачи, процедуры. В результате получается упорядоченная иерархия функций и передаваемой информацией между функциями.
Структурный подход подразумевает использование определенных общепринятых методологий при моделировании различных информационных систем:
SADT (Structured Analysis and Design Technique);
DFD (Data Flow Diagrams);
ERD (Entity-Relationship Diagrams).
Существует три основных типа моделей, используемых при структурном подходе: функциональные, информационные и структурные.
Основным инструментом объектно-ориентированного подхода является язык UML — унифицированный язык моделирования, который предназначен для визуализации и документирования объектно-ориентированных систем с ориентацией их на разработку программного обеспечения. Данный язык включает в себя систему различных диаграмм, на основании которых может быть построено представление о проектируемой системе.
CASE-средства.
Средства автоматизации разработки программ (CASE-средства) — инструменты автоматизации процессов проектирования и разработки программного обеспечения для системного аналитика, разработчика ПО и программиста. Первоначально под CASE-средствами понимались только инструменты для упрощения наиболее трудоёмких процессов анализа и проектирования, но с приходом стандарта ISO/IEC 14102 CASE-средства стали определять как программные средства для поддержки процессов жизненного цикла ПО.
В функции CASE входят средства анализа, проектирования и программирования программных средств, проектирования интерфейсов, документирования и производства структурированного кода на каком-либо языке программирования.[4]
CASE-инструменты классифицируются по типам и категориям.
Классификация по типам отражает функциональную ориентацию средств на те или иные процессы жизненного цикла разработки программного обеспечения, и, в основном, совпадают с компонентным составом крупных интегрированных CASE-систем, и включает следующие типы:
средства анализа — предназначены для построения и анализа модели предметной области;
средства проектирования баз данных;
средства разработки приложений;
средства реинжиниринга процессов;
средства планирования и управления проектом;
средства тестирования;
средства документирования.
Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включают — отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи, набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла и полностью интегрированных средств, охватывающий весь жизненный цикл информационной системы и связанных общим репозиторием.
Типичными CASE-инструментами являются:
инструменты управления конфигурацией;
инструменты моделирования данных;
инструменты анализа и проектирования;
инструменты преобразования моделей;
инструменты редактирования программного кода;
инструменты рефакторинга кода;
генераторы кода;
инструменты для построения UML-диаграмм.
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288)
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207)
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010)
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504)
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000)
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм. Основные особенности.
- I Поколение 50-60-е гг.
- II Поколение 60-70-е гг.
- III Поколение 70-80-е гг.
- IV Поколение 80-е (по наши дни?).
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- 13. Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- 14. Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- 15. Понятие системы. Системный анализ. Применение системнго анализа в информатике.
- 16. Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 17. Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 18. Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- 19. Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- 20. Структурное программирование. Понятия и принципы.
- 21. Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- 22. Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- 23. Событийно-ориентированное программирование.
- 24. Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- 25. Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- 26. Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного программирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 30.Методологии разработки программного обеспечения. Классификация. Особенности применения.
- 31. Программные средства для организации совместной разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 4.1.1.1 Основные процессы жизненного цикла
- 5. Вспомогательные процессы жизненного цикла по гост р исо/мэк 12207-99.
- 4.1.1.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. "Облачные" вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия.
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет.
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 71. Сервисно-ориентированная архитектура распределённых приложений. Основные протоколы.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения
- 6. Модели жц программного продукта: каскадная.
- 7. Модели жц программного продукта: итерационная.
- 8. Модели жц программного продукта: спиральная (быстрого прототипирования).
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 84. Методология rup: назначение и основные характеристики
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-cases diagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagramm)
- 19. Uml: диаграмма состояний.