64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
Система автоматизированного проектирования (САПР) — это организационно-техническая система, состоящая из совокупности комплекса средств автоматизации проектирования и коллектива специалистов подразделений проектной организации, выполняющая автоматизированное проектирование объекта, которое является результатом деятельности проектной организации.
Разработка САПР представляет собой крупную научно-техническую проблему, а ее внедрение требует значительных капиталовложений. Накопленный опыт позволяет выделить следующие основные принципы построения САПР.
1. САПР — человеко-машинная система. Все созданные и создаваемые системы проектирования с помощью ЭВМ являются автоматизированными, важную роль в них играет человек — инженер, разрабатывающий проект технического средства.
В настоящее время и по крайней мере в ближайшие годы создание систем автоматического проектирования не предвидится, и ничто не угрожает монополии человека при принятии узловых решении в процессе проектирования. Человек в САПР должен решать, во-первых, все задачи, которые не формализованы, во-вторых, задачи, решение которых человек осуществляет на основе своих эвристических способностей более эффективно, чем современная ЭВМ на основе своих вычислительных возможностей. Тесное взаимодействие человека и ЭВМ в процессе проектирования — один из принципов построения и эксплуатации САПР.
2. САПР — иерархическая система, реализующая комплексный подход к автоматизации всех уровней проектирования. Иерархия уровней проектирования отражается в структуре специального программного обеспечения САПР в виде иерархии подсистем.
Следует особо подчеркнуть целесообразность обеспечения комплексного характера САПР, так как автоматизация проектирования лишь на одном из уровней оказывается значительно менее эффективной, чем полная автоматизация всех уровней. Иерархическое построение относится не только к специальному программному обеспечению, но и к техническим средствам САПР, разделяемых на центральный вычислительный комплекс и автоматизированные рабочие места проектировщиков.
3. САПР — совокупность информационно-согласованных подсистем. Этот очень важный принцип должен относиться не только к связям между крупными подсистемами, но и к связям между более мелкими частями подсистем. Информационная согласованность означает, что все или большинство возможных последовательностей задач проектирования обслуживаются информационно согласованными программами. Две программы являются информационно согласованными, если все те данные, которые представляют собой объект переработки в обеих программах, входят в числовые массивы, не требующие изменений при переходе от одной программы к другой. Так, информационные связи могут проявляться в том, что результаты решения одной задачи будут исходными данными для другой задачи. Если для согласования программ требуется существенная переработка общего массива с участием человека, который добавляет недостающие параметры, вручную перекомпоновывает массив или изменяет числовые значения отдельных параметров, то программы информационно не согласованы. Ручная перекомпоновка массива ведет к существенным временным задержкам, росту числа ошибок и поэтому уменьшает спрос на услуги САПР. Информационная несогласованность превращает САПР в совокупность автономных программ, при этом из-за неучета в подсистемах многих факторов, оцениваемых в других подсистемах, снижается качество проектных решений.
4. САПР — открытая и развивающаяся система. Существует, по крайней мере, две веские причины, по которым САПР должна быть изменяющейся во времени системой. Во-первых, разработка столь сложного объекта, как САПР, занимает продолжительное время, и экономически выгодно вводить в эксплуатацию части системы по мере их готовности. Введенный в эксплуатацию базовый вариант системы в дальнейшем расширяется. Во-вторых, постоянный прогресс техники, проектируемых объектов, вычислительной техники и вычислительной математики приводит к появлению новых, более совершенных математических моделей и программ, которые должны заменять старые, менее удачные аналоги. Поэтому САПР должна быть открытой системой, т. е. обладать свойством удобства использования новых методов и средств.
5. САПР — специализированная система с максимальным использованием унифицированных модулей. Требования высокой эффективности и универсальности, как правило, противоречивы. Применительно к САПР это положение сохраняет свою силу. Высокой эффективности САПР, выражаемой прежде всего малыми временными и материальными затратами при решении проектных задач, добиваются за счет специализации систем. Очевидно, что при этом растет число различных САПР. Чтобы снизить расходы на разработку многих специализированных САПР, целесообразно строить их на основе максимального использования унифицированных составных частей. Необходимым условием унификации является поиск общих черт и положений в моделировании, анализе и синтезе разнородных технических объектов. Безусловно, может быть сформулирован и ряд других принципов, что подчеркивает многосторонность и сложность проблемы САПР.
Как и любая сложная система, САПР состоит из подсистем. Различают подсистемы проектирующие и обслуживающие.
Проектирующие подсистемы непосредственно выполняют проектные процедуры. Примерами проектирующих подсистем могут служить подсистемы геометрического трехмерного моделирования механических объектов, изготовления конструкторской документации, схемотехнического анализа, трассировки соединений в печатных платах.
Обслуживающие подсистемы обеспечивают функционирование проектирующих подсистем, их совокупность часто называют системной средой (или оболочкой) САПР. Типичными обслуживающими подсистемами являются подсистемы управления проектными данными, подсистемы разработки и сопровождения программного обеспечения CASE (Computer Aided Software Engineering), обучающие подсистемы для освоения пользователями технологий, реализованных в САПР.
Структурирование САПР по различным аспектам обусловливает появление видов обеспечения САПР. Принято выделять семь видов обеспечения САПР:
техническое (ТО), включающее различные аппаратные средства (ЭВМ, периферийные устройства, сетевое коммутационное оборудование, линии связи, измерительные средства);
математическое (МО), объединяющее математические методы, модели и алгоритмы для выполнения проектирования;
программное (ПО), представляемое компьютерными программами САПР;
информационное (ИО), состоящее из базы данных, СУБД, а также включающее другие данные, которые используются при проектировании; отметим, что вся совокупность используемых при проектировании данных называется информационным фондом САПР, база данных вместе с СУБД носит название банка данных;
лингвистическое (ЛО), выражаемое языками общения между проектировщиками и ЭВМ, языками программирования и языками обмена данными между техническими средствами САПР;
методическое (МетО), включающее различные методики проектирования; иногда к нему относят также математическое обеспечение;
организационное (ОО), представляемое штатными расписаниями, должностными инструкциями и другими документами, которые регламентируют работу проектного предприятия.
65. Экспертные системы. Задачи и область применения. Экспертная система (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.
В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений,а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
ЭС выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, ЭС решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы)на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые не структурированны и плохо определены. Они справляются с отсутствием структурированности путем привлечения эвристик, т. е. правил, взятых “с потолка”, что может быть полезным в тех системах, когда недостаток необходимых знаний или времени исключает возможность проведения полного анализа.
Главное достоинство ЭС- возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Практическое применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на ЭС, позволяющих повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
66. Автоматизированные среды обработки информации и управления. Понятие, сферы применения. Автоматизированная система обработки информации и управления (АСОИУ) в общем смысле представляет собой некоторую систему обработки данных, основанную на использовании ЭВМ и связанную с управлением теми или иными объектами (предприятиями, организациями, технологическими процессами).
В случае предприятия и организации АСОИУ решает задачи обеспечения оптимального функционирования этих объектов и является системой организационного типа. В случае, когда объектом является технологический процесс, АСОИУ является системой управления технологическим процессом. Таким образом, АСОИУ(в дальнейшем система) представляет собой человеко-машинную систему, предназначенную для оптимизации управленческих решений в любой сфере экономики на базе средств вычислительной техники и математических методов.
Применительно к организационно-административным, производственным и технологическим объектам АСОИУ, согласно нормативным регламентам, является система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функции управления этим объектом, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники и средств связи.
АСОИУ предназначена для целенаправленного автоматизированного ведения производственных, организационно-административных и технологических процессов с выдачей достоверной технико-экономической и технологической информации.
Определение АСОИУ в форме, изложенной выше, указывает на наличие в ее составе:
современных автоматических средств сбора и обработки информации;
человека, как субъекта труда, принимающего содержательное решение в выработке решений по управлению;
реализации в системе процесса обработки организационно-административной, технологической и технико-экономической информации;
цели функционирования системы, заключающиеся в общем смысле в оптимизации работы объекта по заданному критерию управления.
Критерием управления является экономический, технический или технико-экономический показатель.
67. Теория массового обслуживания. Основные принципы. Применение в информатике. Теория массового обслуживания (теория очередей) — раздел теории вероятностей, целью исследований которого является рациональный выбор структуры системы обслуживания и процесса обслуживания на основе изучения потоков требований на обслуживание, поступающих в систему и выходящие из неё, длительности ожидания и длины очередей [1]. В теории массового обслуживания используются методы теории вероятностей и математической статистики.??????????
68. Информационные технологии в науке и образовании. Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.
Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования, является характерной чертой обучения в России. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.
Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения ИТ.
В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые.
В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:
§ Использование информационных технологий как инструмента образования, познания, что осуществляется в курсе «Информатика»;
§ Информационные технологии в профессиональной деятельности, на что направлена общепрофессиональная дисциплина «Информационные технологии», рассматривающая их теорию, компоненты, методику;
§ Обучение прикладным информационным технологиям, ориентированным на специальность, предназначенным для организации и управления конкретной профессиональной деятельностью, что изучается в дисциплинах специализаций.
Например, дисциплина «Информационные технологии в экономике» и синонимичная ей «Информационные технологии в управлении» входит в образовательную программу обучения студентов экономических специальностей. Современный экономист должен уметь принимать обоснованные решения на основе информационных потоков, кроме традиционных экономических знаний студент должен быть знаком с процессом обработки данных и владеть навыками построения информационных систем
Послевузовское образование также ориентировано на внедрение ИТ: в учебные планы аспирантов и соискателей многих научных направлений включаются дисциплины, связанные с изучением и внедрением информационных технологий в научную и профессиональную деятельность.
Повышение уровня компьютерной подготовки обучаемых, увеличение количества и расширение разновидностей авторских педагогических программных средств, использование новых информационных технологий в науке и образовании в целом, являются одним из основных направлений совершенствования среднего специального, высшего и послевузовского образования в нашей стране.
69. Прикладное программное обеспечение сетевых технологий. Сетевая операционная система — операционная система со встроенными возможностями для работы в компьютерных сетях. К таким возможностям можно отнести:
поддержку сетевого оборудования
поддержку сетевых протоколов
поддержку протоколов маршрутизации
поддержку фильтрации сетевого трафика
поддержку доступа к удалённым ресурсам, таким как принтеры, диски и т. п. по сети
поддержку сетевых протоколов авторизации
наличие в системе сетевых служб позволяющих удалённым пользователям использовать ресурсы компьютера
Примеры сетевых операционных систем:
Novell NetWare
LANtastic
Microsoft Windows (NT, XP, Vista, 7, 8)
Различные UNIX системы, такие как Solaris, FreeBSD
Различные GNU/Linux системы
IOS
ZyNOS компании ZyXEL
RouterOS компании MikroTik
Главными задачами являются разделение ресурсов сети (например, дисковые пространства) и администрирование сети. С помощью сетевых функций системный администратор определяет разделяемые ресурсы, задаёт пароли, определяет права доступа для каждого пользователя или группы пользователей. Отсюда деление:
сетевые ОС для серверов;
сетевые ОС для пользователей.
????
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288)
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207)
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010)
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504)
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000)
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм. Основные особенности.
- I Поколение 50-60-е гг.
- II Поколение 60-70-е гг.
- III Поколение 70-80-е гг.
- IV Поколение 80-е (по наши дни?).
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- 13. Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- 14. Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- 15. Понятие системы. Системный анализ. Применение системнго анализа в информатике.
- 16. Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 17. Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 18. Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- 19. Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- 20. Структурное программирование. Понятия и принципы.
- 21. Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- 22. Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- 23. Событийно-ориентированное программирование.
- 24. Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- 25. Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- 26. Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного программирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 30.Методологии разработки программного обеспечения. Классификация. Особенности применения.
- 31. Программные средства для организации совместной разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 4.1.1.1 Основные процессы жизненного цикла
- 5. Вспомогательные процессы жизненного цикла по гост р исо/мэк 12207-99.
- 4.1.1.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. "Облачные" вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия.
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет.
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 71. Сервисно-ориентированная архитектура распределённых приложений. Основные протоколы.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения
- 6. Модели жц программного продукта: каскадная.
- 7. Модели жц программного продукта: итерационная.
- 8. Модели жц программного продукта: спиральная (быстрого прототипирования).
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 84. Методология rup: назначение и основные характеристики
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-cases diagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagramm)
- 19. Uml: диаграмма состояний.