50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
Вычислительная система, отвечающая стандартам OSI (Open Systems Interconnection). Основными требованиями к построению открытых систем ("принципами OSI") являются: - переносимость, позволяющая легко переносить данные и программное обеспечение между различными платформами; - взаимодействие, обеспечивающее совместную работу устройств разных производителей; - масштабируемость, признак, гарантирующий сохранение инвестиций в информацию и программное обеспечение при переходе на более мощную аппаратную платформу. Применительно к сетевым технологиям модель OSI предполагает обеспечение совместимости работающего оборудования и процессов по семи уровням: 1) Физическому,
2) Канальному,
3) Сетевому,
4) Транспортному,
5) Сеансовому,
6) Представительскому
7) Прикладному.
2. Вычислительная система, обеспечивающая свободный доступ пользователей к своим ресурсам. 3. Вычислительная система, способная видоизменяться.
Термины, связанные с открытыми системами: - OSI (Open System Interconnection) — "Взаимодействие открытых систем": система международных стандартов для вычислительных сетей и содержащих общие принципы взаимодействия вычислительных средств разных производителей; - закрытая система — автоматизированная система, не отвечающая признакам открытых систем; - гибкая система — система, которая может быть относительно легко и быстро перенастроена на новый состав решаемых задач. - развивающаяся (расширяющаяся) система —автоматизированная система, ориентированная на введение в ее состав новых программных, технических, лингвистических, информационных и др. средств для расширения ее возможностей (в том числе — круга решаемых задач, видов услуг и т. п.); - самообучающаяся система — автоматизированная система, обладающая способностью улучшать свое функционирование на основе накопления данных о предшествующей работе; - самоорганизующаяся система — автоматизированная система, обладающая способностью расширять имеющуюся информацию и совершенствовать свою структуру на основе предъявляемых ей данных. По другим признакам различают также следующие виды систем: - сложная (большая) система — автоматизированная система, представляющая собой совокупность значительного числа подсистем, взаимосвязанных и объединенных общими целями функционирования. Характеризуется наличием следующих отличительных признаков: широко развитая структура, многоцелевой характер, сложный алгоритм управления, высокий уровень автоматизации, большой состав персонала и/или пользователей, значительные периоды времени создания и жизни системы; - замкнутая система 1. автоматизированная система, не допускающая расширений; 2. система с обратной связью; - защищенная система: 1) автоматизированная система, которая с целью ограничения доступа к своим техническим, программным и/или информационным средствам, требует ввода пароля;
2) система, снабженная средствами защиты данных от несанкционированного доступа, в том числе использования, разрушения и/или искажения;
- восстанавливаемая система — вычислительная система, допускающая возврат к нормальной работе после ее сбоя или отказа; - система восстановления (данных) — комплекс программных средств, предназначенный для поддержания целостности данных; используется в банках данных и других автоматизированных системах; - прикладная система — вычислительная система, предназначенная для решения определенной задачи, класса задач или для предоставления пользователям определенных видов услуг; - специализированная система — вычислительная система, предназначенная для решения узкого класса задач; - типовая автоматизированная система —автоматизированная система, в которой используются типовые для данного или определенного класса систем технические, программные и др. средства; - универсальная автоматизированная система — автоматизированная система, обеспечивающая решение разнородных задач — вычислительных, информационных, управленческих, моделирования и т. п.; - система реального времени — автоматизированная система, работающая в режиме реального времени, который характеризуется тем, что скорость выполнения полного цикла внутрисистемных процессов и oпераций выше скорости процессов, протекающих во внешней среде, с которой система взаимодействует; - система управления — совокупность аппаратных (технических) и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления; - диалоговая (интерактивная, онлайновая) система —автоматизированная человеко-машинная система (см. ранее), работающая в режиме диалога, при котором она отвечает на каждую команду пользователя и обращается за информацией к нему по мере надобности; - резервная система — вычислительная система, которая принимает на себя управление в случае нарушения работы основной системы; является частью системы с дублированием; - система, сдаваемая "под ключ" — вычислительная система, для работы с которой пользователю требуется только включить компьютер. При этом пользователь получает доступ к прикладному программному обеспечению. Такие системы реализуются, в частности, на домашних ПЭВМ; - человеко-машинная система, система "человек-машина" — любая система, включающая человека (оператора) и техническое устройство, с которым он взаимодействует.
- Процессы жизненного цикла систем (на основе iso/iec 15288)
- Структура и функциональное назначение процессов жизненного цикла программных средств (на основе iso/iec 12207)
- Модель качества и критерии качества программных средств (на основе iso/iec 9126 и iso/iec 25010)
- Оценка зрелости процессов создания и сопровождения программных средств на основе методологии cmm и cmmi (на основе iso/iec 15504)
- Система менеджмента информационной безопасности (на основе серии iso/iec 27000)
- Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы
- История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет.
- Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Двоичные приставки по гост 8.417-2002 и iec 80000-13.
- Принципы и архитектура фон Неймана.
- Порядок обработки команд микропроцессором. Прерывания. Типы прерываний.
- Поколения эвм. Основные особенности.
- I Поколение 50-60-е гг.
- II Поколение 60-70-е гг.
- III Поколение 70-80-е гг.
- IV Поколение 80-е (по наши дни?).
- Классификация запоминающих устройств в эвм. Современные реализации запоминающих устройств.
- 13. Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Применение алгебры логики в информатике.
- 14. Понятие алгоритма. Методы оценки алгоритмической сложности.
- 15. Понятие системы. Системный анализ. Применение системнго анализа в информатике.
- 16. Теория формальных грамматик. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 17. Теория вероятностей. Основные понятия и положения. Применение в информатике.
- 18. Математические методы оптимизации и их применение в информатике.
- 19. Понятие компьютерного моделирования. Вычислительный эксперимент.
- 20. Структурное программирование. Понятия и принципы.
- 21. Объектно-ориентированное программирование. Понятия и принципы.
- 22. Декларативные языки программирования и их сфера применения.
- 23. Событийно-ориентированное программирование.
- 24. Многопоточное программирование. Процесс и поток выполнения. Средства синхронизации потоков.
- 25. Основные алгоритмы и структуры данных, применяемые в вычислительных системах.
- 26. Приёмы (шаблоны) объектно-ориентированного программирования.
- 27. Теория графов. Основные понятия. Решаемые задачи.
- 28. Средства моделирования при разработке программного обеспечения.
- 29. Инструментальные средства разработки программного обеспечения.
- 30.Методологии разработки программного обеспечения. Классификация. Особенности применения.
- 31. Программные средства для организации совместной разработки программного обеспечения.
- 32. Программный продукт. Жизненный цикл программного продукта.
- 4.1.1.1 Основные процессы жизненного цикла
- 5. Вспомогательные процессы жизненного цикла по гост р исо/мэк 12207-99.
- 4.1.1.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла
- 33. Бизнес-процесс. Средства анализа и моделирования. Автоматизация бизнес-процессов.
- 34. Архитектура вычислительной системы, разновидности.
- 35. Аппаратное обеспечение вычислительных систем.
- 36. Архитектура вычислительной сети.
- 37. Виртуализация вычислительных ресурсов. "Облачные" вычисления.
- 38. Способы реализации человеко-машинного взаимодействия.
- 39. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях.
- 40. Операционная система. Понятие и основные задачи. Классификация операционных систем.
- 41. Файловая система и принципы построения и основные функции.
- 42. Понятие машинного обучения и искусственного интеллекта. Решаемые задачи.
- 43. Методы сжатия графической информации. Области применения различных методов.
- 44. Методы сжатия звуковой информации. Области применения различных методов.
- 45. Понятие виртуальной и дополненной реальности. Средства реализации.
- 46. Компьютерная графика. Различные методы и технологии реализации.
- 47. Системы управления базами данных, разновидности.
- 48. Принципы построения реляционных баз данных. Нормализация данных.
- 49. Распределённые базы данных. Принципы построения и решаемые задачи.
- 50. Понятие открытой вычислительной системы. Классификация. Принципы построения.
- 51. Методы анализа информационных систем
- 52. Средства мониторинга сетевого трафика
- 53. Метод Монте-Карло. Принципы построения моделей для анализа эффективности информационных систем (основа построения, достоинства и недостатки).
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 57. Локальные вычислительные сети (топология, методы доступа)
- 58. Методы повышения достоверности при передаче информации
- 59. Понятие качества обслуживания в компьютерных сетях. Средства обеспечения качества обслуживания.
- 60. Назначение и принцип работы интернет сети
- 61. Основные протоколы сети Интернет, их назначение.
- 62. Понятие dns. Структура доменных имен в сети Интернет.
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 64. Системы автоматизированного проектирования (сапр).
- 70. Принципы построения распределенных информационных систем. Промежуточное программное обеспечение для обработки сообщений.
- 71. Сервисно-ориентированная архитектура распределённых приложений. Основные протоколы.
- 72. Корпоративные информационные системы (класс erp). Разновидности. Решаемые задачи.
- 73. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества
- 74. Модели жизненного цикла программного обеспечения
- 6. Модели жц программного продукта: каскадная.
- 7. Модели жц программного продукта: итерационная.
- 8. Модели жц программного продукта: спиральная (быстрого прототипирования).
- 75. Основные принципы структурного анализа систем
- 76. Консалтинг в области информационных технологий
- 77. Методика проведения обследования объектов автоматизации
- 78. Методы построения и анализа моделей деятельности предприятия
- 79. Структурно-функциональные модели
- 80. Модели потоков данных (dfd)
- 81. Модели "сущность-связь" (erd)
- 83. Объектно-ориентированный язык визуального моделирования uml
- 84. Методология rup: назначение и основные характеристики
- 85. Диаграммы вариантов использования (use-cases diagram)
- 86. Диаграммы классов (class diagram). Основные объекты диаграммы
- 87. Диаграммы деятельности (activity diagram). Основные объекты диаграммы
- 88. Диаграммы последовательности (sequence diagramm)
- 19. Uml: диаграмма состояний.