Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
Обмен музыкальной информацией в СПКУ осуществляется благодаря ряду функциональных возможностей компьютерной системы. При этом особая роль принадлежит таким функциональным возможностям, как ввод, визуальное отображение и аудиальное воспроизведение.
Ввод. Это главная функциональная возможность, так как именно благодаря ей компьютер начинает обработку поступившей музыкальной информации. Наибольшее распространение получили следующие способы ввода музыкальных информационных объектов.
1. Посредством клавиатуры компьютера. Особенность данного способа ввода заключается в том, что на клавиатуре компьютера нет клавиш, непосредственно соответствующих символам нотного текста (ключи, ноты, знаки альтерации и т. д.). В связи с этим значения всех необходимых для ввода компонентов информационного содержания этих символов присваивается определенным клавишам (например, «до» – клавише «с», «ре» – «d» и т. д.). Таким образом, ввод музыкальных информационных объектов осуществляется путем буквенно-знакового кодирования. Данный способ ввода оказывается достаточно удобным только в том случае, когда хорошо известна система кодирования, однако для музыканта эта форма записи нетрадиционна и, как правило, малоудобна. Данный способ ввода музыкальной информации получил в свое время достаточно широкое распространение среди программистов.
2. Посредством управляющих устройств. В качестве управляющего устройства чаще всего используется манипулятор мышь. Ввод музыкальной информации осуществляется путем выбора того или иного элемента нотного текста на специальной инструментальной панели и помещения его в соответствующую позицию на нотном стане. Этот способ более удобен тем, что он оперирует знаками, характерными для традиционной нотации, и знание особой системы кодирования здесь не требуется. Вместе с тем он, как и первый способ, далек от естественного исполнения музыки.
3. Посредством мнимой фортепианной клавиатуры. В данном способе осуществляется попытка приблизить ввод музыкальных информационных объектов к естественному исполнению музыки. С этой целью на клавиатуру компьютера накладывается мнимая фортепианная клавиатура таким образом, что нижний ряд принимает на себя функцию белых клавиш фортепианной клавиатуры, а более высокий – функцию черных клавиш. По существу здесь так же, как и в первом способе, происходит присвоение определенным клавишам значений одного из компонентов информационного содержания символов нотного текста, а именно, высоты звука. Другие компоненты (длительности, штрихи, динамические оттенки и т. д.) также вводятся с клавиатуры. Хотя ввод для музыканта в данном случае действительно становится более естественным, проблема символьного соответствия до конца не разрешается.
4. Посредством музыкальной клавиатуры (МIDI-клавиатуры). Этот способ ввода возможен только в том случае, если компьютерная система укомплектована дополнительной, музыкальной клавиатурой, являющейся по конструкции аналогом фортепианной клавиатуры. Музыкальная клавиатура обеспечивает ввод только звуковысотности, а остальные компоненты по-прежнему вводятся с помощью клавиатуры компьютера. Таким образом, этот комбинированный способ ввода по своей сути подобен предыдущему.
5. В режиме реального времени. Ввод в данном случае осуществляется путем естественного проигрывания музыки на подключенном к компьютеру синтезаторе или, реже, симуляторе, имитирующем какой либо музыкальный инструмент, например, флейту, кларнет, трубу, гитару и т. п. Этот способ самый быстрый и наиболее удобный для музыканта, т. к. он не вносит существенных изменений в характер исполнительской деятельности. Вместе с тем при расшифровке исполненной музыки возникает несколько довольно сложных проблем принципиального характера. Во-первых, компьютер, анализируя проигрывание и распознавая составляющие его элементы, абсолютно точно и педантично фиксирует момент взятия и снятия звука. А так как для исполнения всегда характерна и естественна ритмическая неравномерность, точно расшифрованная запись, как правило, содержит множество неточностей по отношению к исходному тексту исполненной музыки. Во-вторых, компьютер, фиксируя абсолютную высоту звука, безразличен к форме его записи, и проблема энгармонизма решается путем предварительных настроек (например, указания основной тональности). Выставленные таким образом знаки альтерации часто вступают в противоречие с интонационной природой музыки. В-третьих, компьютер, распознавая исполнение музыки многоголосного полифонического склада, порой не может точно идентифицировать принадлежность звуков к тому или иному голосу. В результате сформированный музыкальный текст может не соответствовать логике интонационного движения голосов. Эти, а также некоторые имеющиеся здесь другие проблемы (например, распознавание метра, динамики, штрихов и др.) свидетельствуют о том, что хотя данный способ ввода является для музыканта наиболее удобным, он не обеспечивает необходимого качественного уровня распознавания введенной в компьютер музыкальной информации.
Таким образом, ни один из указанных способов ввода музыкальных информационных объектов не может быть признан абсолютно удобным и надежным, т. к. не способен поддерживать многоуровневое движение музыкальной информации. Если во времени она развертывается последовательно и линейно, то в каждый конкретный момент она содержит несколько разноплановых элементов (высота звука, длительность, метрическая акцентуация, динамика и т. д.). Движение музыкальной информации осуществляется одновременно и параллельно сразу как бы по нескольким каналам, образуя мощный многоуровневый пласт. Взаимодействие и взаимопроникновение всех этих каналов и создает целостное музыкальное явление. Технически реализовать в компьютерной системе ввод таких многоуровневых информационных объектов часто довольно сложно.
Визуальное отображение. Эта функциональная возможность заключается в отображении музыкальных информационных объектов на экране дисплея с целью их визуального восприятия. Визуальное отображение может принимать следующие формы.
1. Нотно-графическая форма. Эта форма отображает музыкальные информационные объекты в виде традиционной нотной графики, что обеспечивает их наглядность и широкую доступность. При организации автоматизированного формирования компьютером графического изображения нотного текста часто возникают проблемы. Это связано с тем, что нотный текст, помимо фиксации реального звучания, содержит контекстуальные моменты, которые не имеют определенности и однозначности, а следовательно, не поддаются строгой алгоритмизации. Особую сложность при этом представляют случаи с отсутствием в записи музыки четкой метрической организации.
2. Графическая карта. Эта форма отображения показывает фрагмент фортепианной клавиатуры, расположенной вертикально в левой части экрана. Здесь звуки обозначаются вытянутыми прямоугольниками. Они занимают определенное положение на карте, где вертикальная координата указывает его высоту, а горизонтальная – продолжительность во времени. Эта форма отображения достаточно удобна при работе со звуковысотной и ритмической стороной музыкального текста, однако другие его компоненты (динамика, темповые градации и т. д.) здесь никак не представлены. Для их просмотра требуется иная, дополнительная форма отображения, чаще всего в виде графика или таблицы. В целом ограниченность графической карты заключается в неполноценном, выборочном отображении музыкального текста.
Таким образом, все указанные формы визуального отображения имеют те или иные недостатки. Причем эти недостатки имеют объективный характер и не зависят от качества программного продукта. Причина их заключается в многомерности информационного содержания музыкальных информационных объектов и главным образом в ограниченности отражения исполнительского и контекстного аспектов.
Аудиальное воспроизведение. Особая значимость этой функциональной возможности заключается в том, что обучение музыке немыслимо без приобретения учеником музыкально-слухового опыта. Аудиальное воспроизведение музыкальных информационных объектов осуществляется в следующих режимах.
1. Сигнально-семантический. Этот режим используется для организации аудиальной ответной реакции компьютера на действия пользователя. Отдельный аккорд, мелодический оборот или другие музыкальные информационные объекты в данном случае выступают в качестве семантических сигналов, означающих правильное или ошибочное действие, переход к новому разделу или на следующий уровень сложности и т. д. Эти сигналы, как правило, образуют целостную знаковую систему.
2. Фоновый. Воспроизведение музыки в данном режиме создает фоновое сопровождение работе с программой. Оно призвано способствовать погружению в определенную эмоциональную атмосферу и сенсибилизации восприятия предъявляемой компьютером информации.
3. Прямого воздействия. Этот режим предназначен для целенаправленного восприятия музыкальных информационных объектов. Именно они теперь становятся непосредственным содержанием информационных потоков. Следовательно, только при данном режиме аудиального воспроизведения музыкальные информационные объекты можно рассматривать в качестве предмета изучения в компьютеризированном обучении музыке.
При любом режиме аудиального воспроизведения главной проблемой остается его качество. И как уже отмечалось, художественность воспроизведения зависит не столько от технических возможностей компьютера, сколько от человека, формирующего музыкальный текст.
Рассмотренные функциональные возможности не исчерпывают все способы ввода и вывода музыкальных информационных объектов. Для обмена музыкальной информацией могут быть использованы микрофон, сканер, принтер, модем и пр. Однако возникающие здесь проблемы (например, распознавание компьютером элементов музыкального языка при вводе музыкальной информации при помощи микрофона или точность расшифровки нотного текста при сканировании) недостаточно изучены.
- 50 История развития музыкально-компьютерных технологий
- История компьютеризации музыкального обучения
- Обучающие компьютерные технологии
- Функционирование элементов спку при обучении музыке
- Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
- Классификация программного продукта
- Презентативные обучающие компьютерные программы
- Тренажерные обучающие компьютерные программы
- Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы
- Справочные учебные компьютерные программы
- Креативные программы
- Тенденции развития программного продукта
- Электронные ресурсы в музыкальном образовании