Справочные учебные компьютерные программы
Справочные учебные компьютерные программы предназначены для поиска и получения необходимой учебной информации, являясь частью информационно-поисковой системы, они совершенствовались и изменялись вслед за ней.
Справочные учебные компьютерные программы могут строиться на принципе алфавитного, хронологического или тематического расположения статей (постатейные). С развитием информационных технологий в справочные программы проникает гипертекстовая технология.
Постатейные справочные программы представляют собой простой набор словарных статей. Доступ к любой статье осуществляется из главного меню, к которому необходимо возвращаться каждый раз после ознакомления с текстом выбранной статьи. Текст статьи излагается линейно, в том виде, в котором он хранится в информационной базе. По существу эти справочные программы представляют собой компьютерный вариант печатного издания.
Гипертекстовые справочные программы созданы соответственно на основе гипертекстовых технологий, в связи с чем и получили такое название. Эти программы подобно презентативным программам гипертекстового вида имеют весьма разветвленную систему связей между информационными узлами. Вместе с тем структурно они принципиально иные. К тому же они отличаются характером организуемой с их помощью учебной деятельности. Прохождение информационного поля в презентативной программе многовариантно, а головной информационный узел указывает направление движения по этому полю, определяя тематику информации, и нередко задает цель учебной деятельности.
В справочной программе, построенной на гипертекстовой технологии, отсутствует головной информационный узел, который заменяется главным меню, в нем обозначены основные направления поиска информации. Вследствие этого в справочной программе не ставятся учебные цели и задачи, а привносится педагогом или самим учеником.
Использование справочных программ в процессе обучения имеет ряд специфических особенностей. Учащийся помимо освоения знаний, являющихся предметом информационно-поисковой работы, получает сопутствующие знания, не являющиеся в настоящий момент содержанием учебной деятельности. Сам принцип информационно-поисковой работы закладывает побочный эффект соприкосновения ученика с массой дополнительной информации, которая, не имея прямого отношения к предмету поиска, заинтересовывает его. Это приводит к временному отклонению от намеченного пути поиска.
Как уже отмечалось выше, в справочной программе не сформулирована цель учебной деятельности. Ставя перед учеником поисковую задачу, педагог должен быть уверен в том, что искомая информация содержится в используемом программном продукте. Иначе безрезультатность поиска приводит к тому, что цель учебной деятельности не достигнута и может наступить разочарование ученика. Правильная постановка учебного задания, как правило, гарантирует усвоение знаний, а, как известно, самостоятельно добытые знания обладают большой прочностью.
Другая особенность справочных программ связана с отсутствием в них функции текущего контроля. Текущий контроль над учебной деятельностью возлагается на ученика (самоконтроль), а общий контроль – на педагога.
Важным итогом процесса работы ученика со справочной программой является приобретение опыта творческой деятельности при осуществлении поиска необходимой информации. Наряду с этим к творческой деятельности можно также отнести постановку, структурирование, осмысление и решение проблем в тех случаях, когда строгий алгоритм поведения отсутствует или не известен ученику. Поиск информации всегда производится в условиях относительной неопределенности как алгоритма поведения (что, где и как искать), так и конечного результата. «Именно поэтому использование в процессе обучения компьютерных информационно-поисковых систем призвано способствовать формированию опыта творческого применения усвоенных в процессе обучения знаний и навыков» [Полозов, с.102].
Справочные программы могут существенно помочь педагогу в реализации информационно-поисковых методов обучения. Проведение поисковой работы на компьютере с эргономической точки зрения более удобно и эффективно. Вместе с тем это не означает, что компьютер полностью вытеснит обращение к печатным источникам. Приобретение этих навыков также необходимо. Поэтому информационно-поисковая работа на компьютере и с литературой должны органически дополнять друг друга. Это обусловливается в данный момент еще и тем, что не существует 100% переноса информации с бумажных носителей на электронные.
Дидактическая ценность справочных программ очевидна, но эффективность их применения зависит и от содержания учебной дисциплины, в которой планируется их использование. В музыкально-исторических курсах электронные справочные программы могут предоставить необходимую информацию о жизни и творчестве композиторов, характеристику музыкальных эпох, стилей, направлений и течений, хронологию и факты из истории и политики, ключевые события в сфере науки, культуры и многое другое. К сожалению, многие программы имеют большие массивы информации в виде вербального текста, который не дублируется графически, что исключает возможность работы с ним. Кроме текста, программы, как правило, снабжены большим количеством иллюстраций и аудиозаписей, а также нотным материалом, видеоэкскурсиями и т. п.
Дидактическая ценность этих программ заключается и в том, что они помогают ученику получить всесторонний взгляд на ту или иную проблему, видеть историческую перспективу, проследить за процессами, происходившими в музыкальной культуре. Таким образом, в учебное информационное пространство вовлекаются необходимые гуманитарные знания, что является сегодня насущной потребностью в изучении курса истории музыки.
Значительно в меньшей степени электронные справочные программы находят применение в музыкально-теоретических дисциплинах, т. к. знания теории музыки являются фундаментальными и для их освоения эффективнее всего использовать презентативные и тренажерные программы, которые дают прочное усвоение знаний, способствуют формированию необходимых умений и навыков.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 50 История развития музыкально-компьютерных технологий
- История компьютеризации музыкального обучения
- Обучающие компьютерные технологии
- Функционирование элементов спку при обучении музыке
- Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
- Классификация программного продукта
- Презентативные обучающие компьютерные программы
- Тренажерные обучающие компьютерные программы
- Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы
- Справочные учебные компьютерные программы
- Креативные программы
- Тенденции развития программного продукта
- Электронные ресурсы в музыкальном образовании