logo
КТ в музобраз_лекции

Креативные программы

Креативные программы способствуют достижению конечной цели музыкального образования – воспитанию творческой личности. Именно эта цель лежит в основе изучения любой музыкальной дисциплины.

Креативная компьютерная программа предназначена для выполнения творческих учебных заданий.

Креативные программы включают в себя два вида: музы­кальный редактор и компьютерный синтезатор. Они различаются набо­ром средств, что лежит в основе различных форм творческой деятельности и особых методов их использования в процессе обучения.

Музыкальный редактор – компьютерная программа, предназначенная для фор­мирования, создания, воспроизведения музыкальных текстов и музыкальных композиций. Технические возможности программы позволяют автоматизировать нотописную работу и повысить ее эффективность.

Существует огромное количество музыкальных редакторов разного уровня и класса.

В современной литературе музыкальные редакторы обычно разделяют на:

– секвенсоры, все технические ресурсы которых направлены, прежде всего, на создание музыкальных фонограмм в ущерб качеству отображения музыкального текста в виде нотной графики (Cubase, Cakewalk Sonar и др.); К этому же типу относятся и программы-автоаранжировщики (Band-in-a-Box, Visual Arranger, The Jammer), принцип работы которых таков: пользователь вводит гармоническую структуру произведения (последовательность аккордов), выбирает стиль, и программа автоматически создает MIDI-аккомпанемент;

– нотаторы, которые главным образом предназначены для создания и печати нотного материала на полиграфическом уровне, но при этом ограничены в возможностях воздействия на аудиальное воспроизведение музыки (Sibelius, Finale и др.);

– звуковые редакторы, предназначенные для записи и редактирования звука, дают возможность прослушивать выбранные участки, делать вырезки и вставки, амплитудные и частотные преобразования, звуковые эффекты (эхо, pевеpбеpацию), генеpиpовать pазличные виды шумов, синтезиpовать звук (Sound Forge, Adobe Audition Cool Editor, и др.).

Перечисленные типы компьютерных программ содержат две основные функции – трансформация музыкального текста, аудиовоспроизведение. Именно последняя позволяет снять проблему владения музыкальным инструментом, т. к. круг исполнительских возможностей становится, практически, безграничным. На смену заботе о технике звукоизвлечения, приходит контроль, анализ и фиксация характера исполнения.

Компьютерная технология нотописания, являясь альтерна­тивой традиционной бумажной форме записи нотного текста, имеет ряд преимуществ:

- аудиовоспроизведение позволяет проверить сформированный музыкальный текст на наличие в нем ошибок и неточностей;

- редактирование музыкального текста с помощью различных вариантов звукового оформления позволяет улучшить его качество и художествен­ную значимость;

- компьютерная запись нотного тек­ста существенно экономит время и бумагу по сравнению с ручной записью, особенно при больших текстовых объемах.

Таким образом, компьютерные программы при определенных условиях позволяют перевести данный вид технической работы в спе­цифическую «интеллектуально-аналитическую художественно-творческую исполнительскую деятельность».

При работе с программами музыкальных редакторов источником может быть как нотный текст, так и фонограмма. В качестве информа­ционных сигналов в первом случае выступают графические символы нотного текста, а во втором – реальные музыкальные звуки.

В процессе учебной работы с музыкальным редактором происходит операционное освоение программы.

Музыкальный редактор, как и справочные программы, не содержит постановку учебной за­дачи, поэтому, приступая к работе с ним, педагогу необходимо разъяснить обучающемуся цель предстоящей учебной деятельности и сформу­лировать учебное задание, что придаст данному процессу осмыслен­ность и целенаправленность.

Процесс создания и формирования музыкального текста состоит из трех этапов: начальная запись, правка и редактирование.

Начальная запись музыкального текста может носить как творческий, так и репрезентативный характер. В первом случае музыкальный текст создается, во втором – воспроизводится уже существующий. На этом этапе музыкальный текст заносится в память компьютера.

Последующая правка материала необходима, т. к. ввод сложной информации больших объемов, каковой является музыкальный текст, без ошибок, практически, невозможен.

Аудиовоспроизведение созданного или сформированного музыкального текста, как правило, обнаруживает недостаточность художественной выра­зительности, поэтому необходимо про­должить работу над ним для улучшения качест­ва звучания.

Заключительный этап работы с музыкальным текстом – редактирование, которое представляет собой процесс трансформации музыкального текста и созда­ние такого варианта его звучания, который в наи­большей степени соответствовал бы внутренним слуховым представ­лениям обучающегося.

Безусловно, редактирование музыкального текста по своему содер­жанию напоминает такие формы музыкальной деятельности, как аран­жировка и интерпретация.

При аранжировке ученику предоставляется возможность проявить фантазию и изобретательность, подбирая к мелодии соответствующую фактуру и тембровое звучание. Конечно же, в этом проявляется творческое начало, реализуемое благодаря техническим возможностям компьютерной программы.

При интерпретации, касающейся только темпа, динамики, агогики и штрихов, ученику дается возможность уточнить художе­ственный образ в соответствии с индивидуальным пониманием и трак­товкой идейно-образного содержания музыки.

Творческой формой работы редактирование является и потому, что ко­нечный результат не может быть за­ранее известен обучающемуся. Количество возможных вариантов оформления музы­кального текста практически неограниченно, поэтому он попадает в ситуацию выбора, где число перебираемых вариантов зависит от его фантазии и изобретательности.

Музыкальный редактор предоставляет совершенно новые возможности воздействия на музыкальное разви­тие ученика, которые недоступны другим типам программ. Работа над качеством звука созданного или сформированного музыкального текста способст­вует развитию художественного вкуса и раскрытию твор­ческого потенциала обучающегося.

Дидактическая ценность работы в музыкальном редакторе заключается в том, что обучающийся, постигая содержание музыкального произ­ведения, учится его интерпретировать и как следствие – понимать му­зыкальный язык.

Yandex.RTB R-A-252273-3