logo
КТ в музобраз_лекции

Тенденции развития программного продукта

В процессе развития программного продукта, используемого в обу­чении музыке наблюдаются следующие тенденции.

1. Интеграция программного продукта (вместо его сегментации и спецификации), что проявляется в на­ращивании форм учебной работы и объема знаний.

2. Сво­бодный выбор учебной деятельности (вместо жесткой детерминированности). Теперь ученик может самостоятельно ставить и решать учебную задачу, что является одним из сущест­венных достижений компьютеризированного обучения. Однако опыт показывает нецелесообразность предоставления абсолютной свободы ученику.

3. Множествен­ность траекторий прохождения информационного поля (а не только линейное предъявление учебного материала), что влияет на процесс повышения индивидуализации обучения. Компьютер позволяет создать индивидуальное рабочее место ученика; организовать персональный темп обучения, учитывая личные качества (темперамент, уровень знаний, умственные способности и т. д.); самостоятельно определить характер обучающего воздей­ствия на самого себя. Подобная проблема выбора «ставит особую дидактическую задачу: научить ученика инициировать собственные познавательные действия» [Полозов, с. 141].

4. Решение на компьютере слабоструктуризованных учебных задач (вместо хорошо структуризованных). Это приводит к следующему позитивному эффекту: действия ученика становятся нестандартными и опираются на творческие, интуитивные компоненты интеллектуальной работы.

5. Антропоцентрический подход при создании обучающих программ (вместо технологического). В настоящее время при создании обучающих программ учитываются педагогические и психологические аспекты, психофизиологические свойства ученика, что способствует их адаптации к конкретным дидактическим ситуациям.

6. Детермина­ция новых учебных целей (вместо реализации ранее поставленных). Это привело к расширению круга дидактических целей и задач, решаемых с помощью компьютера.

7. Чувст­венное восприятие учебного материала (а не сугубо информационная его подача), т. е. сенсибилизация обучающих программ. В связи с тем, что одной из важнейших задач музыкального обучения является передача опыта эмоционально-эстетической оценки, перед компьютери­зированным обучением встала проблема чувственного воздействия на ученика. Мультимедийные технологии позволили при передаче учебного материала использовать не только вербальные формы, статическое изображение (графики, таблицы, нотный текст), но и динамическое (видеоряд, качественный оцифрованный звук), причем все эти формы могут быть даны одновременно. Программы на базе мультимедиа значительно увеличивают эмоциональный отклик у ученика в процессе работы с ними.

Таким образом, можно отметить общую закономерность компьютеризации образования, в том числе и музыкального – постоянное возрастание информационной мощности и функциональных возможностей компьютера как универсального средства обучения.

Yandex.RTB R-A-252273-3