Тенденции развития программного продукта
В процессе развития программного продукта, используемого в обучении музыке наблюдаются следующие тенденции.
1. Интеграция программного продукта (вместо его сегментации и спецификации), что проявляется в наращивании форм учебной работы и объема знаний.
2. Свободный выбор учебной деятельности (вместо жесткой детерминированности). Теперь ученик может самостоятельно ставить и решать учебную задачу, что является одним из существенных достижений компьютеризированного обучения. Однако опыт показывает нецелесообразность предоставления абсолютной свободы ученику.
3. Множественность траекторий прохождения информационного поля (а не только линейное предъявление учебного материала), что влияет на процесс повышения индивидуализации обучения. Компьютер позволяет создать индивидуальное рабочее место ученика; организовать персональный темп обучения, учитывая личные качества (темперамент, уровень знаний, умственные способности и т. д.); самостоятельно определить характер обучающего воздействия на самого себя. Подобная проблема выбора «ставит особую дидактическую задачу: научить ученика инициировать собственные познавательные действия» [Полозов, с. 141].
4. Решение на компьютере слабоструктуризованных учебных задач (вместо хорошо структуризованных). Это приводит к следующему позитивному эффекту: действия ученика становятся нестандартными и опираются на творческие, интуитивные компоненты интеллектуальной работы.
5. Антропоцентрический подход при создании обучающих программ (вместо технологического). В настоящее время при создании обучающих программ учитываются педагогические и психологические аспекты, психофизиологические свойства ученика, что способствует их адаптации к конкретным дидактическим ситуациям.
6. Детерминация новых учебных целей (вместо реализации ранее поставленных). Это привело к расширению круга дидактических целей и задач, решаемых с помощью компьютера.
7. Чувственное восприятие учебного материала (а не сугубо информационная его подача), т. е. сенсибилизация обучающих программ. В связи с тем, что одной из важнейших задач музыкального обучения является передача опыта эмоционально-эстетической оценки, перед компьютеризированным обучением встала проблема чувственного воздействия на ученика. Мультимедийные технологии позволили при передаче учебного материала использовать не только вербальные формы, статическое изображение (графики, таблицы, нотный текст), но и динамическое (видеоряд, качественный оцифрованный звук), причем все эти формы могут быть даны одновременно. Программы на базе мультимедиа значительно увеличивают эмоциональный отклик у ученика в процессе работы с ними.
Таким образом, можно отметить общую закономерность компьютеризации образования, в том числе и музыкального – постоянное возрастание информационной мощности и функциональных возможностей компьютера как универсального средства обучения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 50 История развития музыкально-компьютерных технологий
- История компьютеризации музыкального обучения
- Обучающие компьютерные технологии
- Функционирование элементов спку при обучении музыке
- Функциональные возможности компьютера по организации обмена музыкальной информацией
- Классификация программного продукта
- Презентативные обучающие компьютерные программы
- Тренажерные обучающие компьютерные программы
- Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы
- Справочные учебные компьютерные программы
- Креативные программы
- Тенденции развития программного продукта
- Электронные ресурсы в музыкальном образовании