logo search
Материалы к вопросам 2012_01_03

64. Пути решения проблемы информатизации общества

Информатизация общества – повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности. Полагается, что широкомасштабное внедрение новых ИТ повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Успех возможен при наличии целенаправленной и долговременной программы создания информационной инфраструктуры.

В настоящее время в нашей стране, так же как и во всем мире, достаточно бурно протекают процессы компьютеризации и информатизации в большинстве сфер народного хозяйства.

Компьютеризация – процесс оснащения организаций, предприятий и рабочих мест отдельных специалистов различными средствами вычислительной техники, объединения отдельных машин в компьютерные сети, установки и освоения современных программных систем.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Некоторые характерные черты информационного общества: • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; • главной формой развития станет информационная экономика; • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; • информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека; • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

Информация - важный фактор социального развития современного мира. Информатизация призвана стать основанием кардинальной трансформации качества и уровня жизнедеятельности человека. Сегодня очевидно, что подобно тому как “индустриальное общество” пришло на смену “аграрному обществу”, на смену ему идет “информационное общество. Информатизация общества включает в себя представление в форме, доступной для передачи, обработки и хранения техническими средствами, всей социально значимой информации, возникающей в процессе деятельности общества. Информатизация - это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ всем членам общества к любой социально-значимой информации.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Кроме положительных моментов отмечаются и опасные тенденции:

Наиболее динамично развивается информатизация в сфере рыночной инфраструктуры : предприятия, осуществляющие посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты, равно как и рекламно — представительские услуги и аудиторскую деятельность, оснащены в основном новой современной информационной техникой. Мировой же опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики и решения важных социальных проблем.

Сегодня первоочередная задача в области информатизации - сохранение национальных информационных ресурсов (фундаментальны знаний и личностных навыков) и создание условий для их нормального воспроизводства. Обе составные части национальных информационных ресурсов воспроизводятся прежде всего системой образования. Развитие – образования стратегическая цель. Использование положительного опыта промышленно развитых стран в области информатизации (например, создание технополисов) - выход на мировой рынок информационных товаров, услуг и технологий.

Новые средства обработки данных привели к появлению множества способов ведения пропагандистской работы среди людей. Типичным примером являются манипуляции с результатами опросов общественного мнения. Решение проблемы - системы контроля за достоверность распространяемой информации, законодательные ограничения свободы СМИ.

Информатизация прямо воздействует на процессы изменения стратификационной системы общества, ее усложнение, все большую дифференциацию. Люди все больше и больше начинают отличаться друг от друга по уровню дохода, образования, отношению к власти, образу жизни, ценностным ориентациям, установкам, интересам и т.д. Решение проблемы - обеспечение свободного доступа пользователей к источникам информации.

Информатизация активно влияет на все виды деятельности человека и особенно трудовую. Практически все исследователи информатизации оценивают ее как позитивный процесс. Рост же структурной безработицы, связанной с отмиранием многих профессий, противоречия между старыми и новыми отраслями производства, конкуренцию между ними за государственную поддержку, усиление различий в уровне жизни промышленно развитых стран, вступивших в информационную цивилизацию, и стран, находящихся на более низкой стадии развития, - трудности переходного периода, которые с развитием информатизации уйдут в прошлое.

Информационное общество будущего, как сказал Олвин Тоффлер, - это мир “не лучший и не худший из тех, что можно себе представить, но зато мир реализуемый и явно более привлекательный, чем тот, в котором мы жили до сих пор”.

В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы могут служить три факта.

Первый из них связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации. До последнего времени в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации насчитывалось свыше 20 специализированных структур этого профиля. Кроме таких крупных структур,

как Комитет РФ по информатизации, в настоящее время преобразованный в Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических центров в аппарате Президента. При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию.

Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве, Федеральный информационный центр России и т.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве действуют специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.

О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. их выпущено более 100. Причем в их составе число законов занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве и смежных правах. Растет число указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства возросло с 23 до 52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

Заметным шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

Третий факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных чиновников и политических деятелей по формуле "не знал" достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

Уровень информатизации, определяемый по удельному весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.

Проблемы (пути решения):

(Elephantware).

статья Г.П. Абрамкина "Информатизация общества и проблемы образования"

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека появляются не только принципиально новые возможности, но и возникают ранее не известные проблемы.

Перед высшей школой ставится задача - подготовить студентов к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Для решения этой проблемы требуется информационная ориентация системы высшего образования.

Однако многие актуальные проблемы информатизации общества практически не изучаются в системе высшего образования. Не готовятся к этим условиям и преподаватели вузов. Система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров высшей школы в этом плане не отвечает современным требованиям. Этот тревожный факт должен стать объектом внимания как работников вузов, так и политиков, государственных деятелей нашей страны, поскольку качество образования - не только гуманитарная проблема, но стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.

Одна из причин заключается в том, что современный человек, несмотря на стремительные темпы развития информационных технологий, продолжает с упорством настаивать, что существуют вещи, которых технический прогресс никогда не коснется. В первую очередь он защищает от технического прогресса творческие сферы деятельности.

Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).

Сегодня нельзя с полной уверенностью назвать сферы жизни и деятельности человека, которые рано или поздно будут автоматизированы. Человек совершенствуется вместе с технологиями, становится свободнее; техника высвобождает в его жизни место и время для более совершенных помыслов.

Объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет. Мощность компьютера - каждые 18 месяцев. За последнюю половину XX в. человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования.

Реформа отечественной школы, в том числе и высшей, продолжается уже не одно десятилетие. Начиная с 1985 г. в документах реформы упоминается о компьютерах, об информатизации образования и средствах новой информационной технологии. Однако и по сей день информатизация рассматривается как нечто, не относящееся к сущностной части реформы. Компьютерные технологии существуют как бы отдельно от общих проблем содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом.

В этой связи информатизацию образования следует рассматривать как процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки студентов на этапе перехода высшей школы к жизни в условиях информационного общества. В отечественной и в особенности зарубежной высшей школе осуществляется практический переход к образованию с использованием неограниченного доступа к информации, так как в условиях развивающегося информационного общества ограничение доступа к информации затруднено. Доступ к знаниям, накопленным человечеством, становиться неотъемлемым правом гражданина, которое обеспечивается электронными средствами массовой информации, инфраструктурой Интернет. Научить жить и работать в изменяющейся среде обитания - важнейшая из задач высшей школы. Это значит, что существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового содержания обучения.

Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс информационными технологиями должно стать основой всех учебных программ, которые необходимо разработать и предложить студентам, чему в некоторой степени препятствуют современная дидактика, существующая организация высшей школы, не претерпевшая существенных изменений за последние десятилетия, и пока еще закрытая учебная архитектура. Хотя следует признать, что высшая школа уже не рассматривается как главный и единственный источник знаний для молодежи. Реальностью становятся проекты по использованию обучения на расстоянии как альтернативы для традиционной высшей школы.

Поэтому необходимы новая стратегия и тактика реализации новой парадигмы информатизации образования, новых принципов изучения информатики как общеобразовательной дисциплины и фундаментальной науки на различных уровнях системы образования, в том числе при подготовке и повышении квалификации преподавателей вузов. При этом образование должно стать опережающим и направленным на формирование новой информационной культуры общества, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, на подготовку интеллектуальной элиты общества к освоению новой методологии научных исследований, на подготовку квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.