logo
Материалы к вопросам 2012_01_03

Глава 4 факторы развития информационного общества

Государственная информационная политика

Государственная информационная политика, реализуемая посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.

Законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:

право на получение и распространение информации;

право на защиту персональных данных;

право на защиту интеллектуальной собственности.

Приоритетными направлениями деятельности в области регулирования отношений в информационной сфере являются:

обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;

определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг;

поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ;

охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;

регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов;

контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию;

развитие системы непрерывного образования в области ИКТ;

обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации;

обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство.

Основным фактором, влияющим на развитие информационного общества, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций).

Совершенствование законодательства охватывает вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной собственности, защиты информации, развития электронной торговли, оптимизации условий для коммерциализации разработок в сфере ИКТ, выполняемых высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, другими организациями. Авторское право и патентная защита должны стать взаимодополняющими инструментами охраны интеллектуальной собственности.

Национальная ИКИ

Технологической платформой информационного общества является национальная ИКИ. Основная цель ее развития на современном этапе – создание благоприятной среды для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц.

Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям:

совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики;

создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам;

совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.

До 2015 года требуется завершить работу по формированию и развитию следующих базовых компонентов ИКИ, необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:

общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;

государственная система управления открытыми ключами;

система идентификации физических и юридических лиц;

система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения, на основе которого создается единая система идентификации граждан;

платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные трансакции через портал ОАИС;

единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.

Человеческий капитал

Настоящая Стратегия основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.

Для создания качественного человеческого капитала необходимо принять следующие первоочередные меры.

В системе общего среднего образования. Обеспечить, с одной стороны, подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, с другой – изучение информатики как науки.

В системе профессионально-технического и среднего специального образования. Расширить номенклатуру специальностей в целях обеспечения подготовки кадров для сферы ИКТ.

В системе высшего образования:

постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ;

увеличить набор на специальности, по которым обеспечивается подготовка кадров для приоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики;

для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.

До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Республики Беларусь, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений будет обеспечен широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и Интернет.

Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, создание открытых образовательных ресурсов послужат реализации принципа «образование на протяжении всей жизни», обеспечат дополнительный приток высококвалифицированных кадров в сферу ИКТ. При участии государства и частного капитала будет налажено обучение основам компьютерной грамотности малообеспеченных людей, пенсионеров, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Намечено дальнейшее развитие системы сертификации пользователей в сфере ИКТ. Владение навыками использования ИКТ, подтвержденное соответствующими сертификатами, будет включено в квалификационные требования к государственным служащим.

Перечисленные мероприятия могут быть реализованы только при условии сохранения и воспроизводства педагогических кадров в сфере ИКТ. На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и частных предприятий сферы информационных технологий должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, сокращена разница в оплате труда педагогов и работников отрасли. Создание человеческого капитала в интересах развития информационного общества будет происходить с участием государства и предприятий отрасли ИКТ.

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ

Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ – одно из важнейших условий успешного развития информационного общества. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:

развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;

разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;

создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;

увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;

формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.

В условиях стремительно развивающегося рынка электронных услуг и электронной торговли актуальными являются вопросы цифрового доверия. Первоочередные задачи для республики:

создание государственной системы управления открытыми ключами;

широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи;

разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем;

создание системы идентификации для физических и юридических лиц.

Выполнение данных задач позволит свести к минимуму возможность злоупотребления персональной и иной конфиденциальной информацией. Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, обеспечит возможность ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей.

Национальная информационная индустрия и научные исследования

Развитие информационной индустрии – производства программных и технических средств создания, обработки, передачи информации – одно из необходимых условий конкурентоспособности национальной экономики. Роль и место индустрии ИКТ не ограничиваются только прямым вкладом в валовой внутренний продукт. Национальная информационная индустрия обеспечивает эффективное использование ИКТ во всех секторах экономики, государственном управлении и социальной сфере.

В целях стимулирования развития национальной информационной индустрии Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12«О Парке высоких технологий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 1/6811) создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), для резидентов которого предусмотрен особый экономический режим. Основным направлением деятельности резидентов ПВТ является экспортно-ориентированное производство программного обеспечения.

Приоритетными направлениями развития информационной индустрии и научных исследований в сфере ИКТ также являются:

создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения;

создание на базе ПВТ производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики;

развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации;

разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений;

создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно-конструкторской и технологической документации.

Следует обеспечить максимальное использование в различных отраслях экономики индустриальных программ и программно-технических средств, разработанных резидентами ПВТ. Внедрение ИКТ, в частности CALS-технологий и ERP-систем, в промышленность должно стать долговременной государственной политикой в области повышения эффективности производства и развития экономики.

Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения научных исследований – одна из приоритетных задач развития информационного общества. Для ее решения необходимо дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь, базовый элемент которой – сеть НАН Беларуси, обеспечивающая автономный доступ к мировым компьютерным сетям через общеевропейскую научную сеть GEANT.

Международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство

Приоритетными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам построения информационного общества являются:

участие в обсуждении проблем формирования глобального информационного общества, регулирования отношений в области использования глобальной информационной инфраструктуры, создания систем мониторинга и определения показателей развития информационного общества;

участие в разработке и внедрении международных стандартов в области ИКТ;

содействие развитию международного и межгосударственного информационного обмена;

участие в формировании международной системы безопасности в информационной сфере и противодействия противоправному использованию ИКТ;

интеграция системы образования, науки и культуры республики в глобальное научно-образовательное и культурное мировое информационное пространство;

участие в международных проектах развития информационного общества.