Глава 4 факторы развития информационного общества
Государственная информационная политика
Государственная информационная политика, реализуемая посредством регулирующей деятельности республиканских органов государственного управления, направлена на развитие информационной сферы общества и охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, накоплением, хранением, обработкой и распространением всех видов информации.
Законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая:
право на получение и распространение информации;
право на защиту персональных данных;
право на защиту интеллектуальной собственности.
Приоритетными направлениями деятельности в области регулирования отношений в информационной сфере являются:
обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг;
поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ;
охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов;
контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию;
развитие системы непрерывного образования в области ИКТ;
обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации;
обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство.
Основным фактором, влияющим на развитие информационного общества, является тесное взаимодействие государственных органов и всех заинтересованных сторон (населения, бизнеса, общественных, международных и региональных организаций).
Совершенствование законодательства охватывает вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной собственности, защиты информации, развития электронной торговли, оптимизации условий для коммерциализации разработок в сфере ИКТ, выполняемых высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, другими организациями. Авторское право и патентная защита должны стать взаимодополняющими инструментами охраны интеллектуальной собственности.
Национальная ИКИ
Технологической платформой информационного общества является национальная ИКИ. Основная цель ее развития на современном этапе – создание благоприятной среды для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц.
Необходимо продолжить развитие сетей связи и универсальных телекоммуникационных услуг, обеспечивающих опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей населения, бизнеса и государства, по следующим основным направлениям:
совершенствование инфраструктуры широкополосного доступа к информационным ресурсам на всей территории республики;
создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам;
совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов.
До 2015 года требуется завершить работу по формированию и развитию следующих базовых компонентов ИКИ, необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:
общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;
государственная система управления открытыми ключами;
система идентификации физических и юридических лиц;
система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг, включая регистр населения, на основе которого создается единая система идентификации граждан;
платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные трансакции через портал ОАИС;
единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.
Человеческий капитал
Настоящая Стратегия основывается на исторически сложившейся системе образования, которая в значительной степени ориентирована на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области ИКТ. Сегодня система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.
Для создания качественного человеческого капитала необходимо принять следующие первоочередные меры.
В системе общего среднего образования. Обеспечить, с одной стороны, подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, с другой – изучение информатики как науки.
В системе профессионально-технического и среднего специального образования. Расширить номенклатуру специальностей в целях обеспечения подготовки кадров для сферы ИКТ.
В системе высшего образования:
постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ;
увеличить набор на специальности, по которым обеспечивается подготовка кадров для приоритетных и высокотехнологичных реальных отраслей экономики;
для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.
До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Республики Беларусь, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений будет обеспечен широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и Интернет.
Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, создание открытых образовательных ресурсов послужат реализации принципа «образование на протяжении всей жизни», обеспечат дополнительный приток высококвалифицированных кадров в сферу ИКТ. При участии государства и частного капитала будет налажено обучение основам компьютерной грамотности малообеспеченных людей, пенсионеров, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Намечено дальнейшее развитие системы сертификации пользователей в сфере ИКТ. Владение навыками использования ИКТ, подтвержденное соответствующими сертификатами, будет включено в квалификационные требования к государственным служащим.
Перечисленные мероприятия могут быть реализованы только при условии сохранения и воспроизводства педагогических кадров в сфере ИКТ. На протяжении ближайших лет совместными усилиями государства и частных предприятий сферы информационных технологий должна быть создана система моральных и материальных стимулов для педагогов, участвующих в подготовке кадров для отрасли ИКТ, сокращена разница в оплате труда педагогов и работников отрасли. Создание человеческого капитала в интересах развития информационного общества будет происходить с участием государства и предприятий отрасли ИКТ.
Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ
Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ – одно из важнейших условий успешного развития информационного общества. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются:
развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере;
разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем;
создание централизованно управляемой ИКИ, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации;
увеличение набора в высшие учебные заведения на специальности в области защиты информации, совершенствование системы повышения квалификации и создание системы переподготовки кадров в этой области;
формирование системы мониторинга информационной безопасности Республики Беларусь в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества и государства.
В условиях стремительно развивающегося рынка электронных услуг и электронной торговли актуальными являются вопросы цифрового доверия. Первоочередные задачи для республики:
создание государственной системы управления открытыми ключами;
широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи;
разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем;
создание системы идентификации для физических и юридических лиц.
Выполнение данных задач позволит свести к минимуму возможность злоупотребления персональной и иной конфиденциальной информацией. Для юридических и физических лиц должны быть созданы доступные в ценовом и техническом аспекте механизмы и средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей, конфиденциальность и целостность сообщений в системах и сетях общего пользования. Это позволит расширить сферу использования электронного документооборота, обеспечит возможность ведения электронной торговли, предоставления электронных услуг, широкомасштабного внедрения систем электронных платежей.
Национальная информационная индустрия и научные исследования
Развитие информационной индустрии – производства программных и технических средств создания, обработки, передачи информации – одно из необходимых условий конкурентоспособности национальной экономики. Роль и место индустрии ИКТ не ограничиваются только прямым вкладом в валовой внутренний продукт. Национальная информационная индустрия обеспечивает эффективное использование ИКТ во всех секторах экономики, государственном управлении и социальной сфере.
В целях стимулирования развития национальной информационной индустрии Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12«О Парке высоких технологий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 154, 1/6811) создан Парк высоких технологий (далее – ПВТ), для резидентов которого предусмотрен особый экономический режим. Основным направлением деятельности резидентов ПВТ является экспортно-ориентированное производство программного обеспечения.
Приоритетными направлениями развития информационной индустрии и научных исследований в сфере ИКТ также являются:
создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения;
создание на базе ПВТ производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики;
развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации;
разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений;
создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно-конструкторской и технологической документации.
Следует обеспечить максимальное использование в различных отраслях экономики индустриальных программ и программно-технических средств, разработанных резидентами ПВТ. Внедрение ИКТ, в частности CALS-технологий и ERP-систем, в промышленность должно стать долговременной государственной политикой в области повышения эффективности производства и развития экономики.
Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения научных исследований – одна из приоритетных задач развития информационного общества. Для ее решения необходимо дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети Республики Беларусь, базовый элемент которой – сеть НАН Беларуси, обеспечивающая автономный доступ к мировым компьютерным сетям через общеевропейскую научную сеть GEANT.
Международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство
Приоритетными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам построения информационного общества являются:
участие в обсуждении проблем формирования глобального информационного общества, регулирования отношений в области использования глобальной информационной инфраструктуры, создания систем мониторинга и определения показателей развития информационного общества;
участие в разработке и внедрении международных стандартов в области ИКТ;
содействие развитию международного и межгосударственного информационного обмена;
участие в формировании международной системы безопасности в информационной сфере и противодействия противоправному использованию ИКТ;
интеграция системы образования, науки и культуры республики в глобальное научно-образовательное и культурное мировое информационное пространство;
участие в международных проектах развития информационного общества.
- Материалы к вопросам Автор-составитель: Миняйлова Елена Леонидовна
- 1 Диссертация как документ-контейнер сложной структуры
- 2 Способы систематизации научной информации средствами информационных технологий
- 3 Способы автоматизации работы с понятийным аппаратом в научно-исследовательской деятельности (словарь-тезаурус, ссылки на источники литературы и т.П.)
- 4 Понятия информации и информационных технологий.
- 5. Информатизация и компьютеризация
- 6 Перспективные информационные технологии в научно-исследовательской деятельности
- 7. Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации
- 8 Вычислительная техника, классификация компьютеров по применению
- 9 Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике
- 10. Периферийные устройства. Электронная оргтехника
- 11. Техническое и программное обеспечение современных процедур научной деятельности.
- 12.Понятие модели. Основные принципы и этапы моделирования.
- 13. Компьютерное моделирование
- 14. Математическое обеспечение информационных технологий
- 15. Пакеты прикладных программ по статистическому анализу данных
- 16. Возможности и особенности пакета Statgraphics
- 17. Пакет Statgraphics. Одномерный статистический анализ: оценка числовых характеристик, подбор закона распределения случайных величин
- 18. Пакет Statgraphics. Сравнение нескольких случайных величин: сравнение числовых характеристик и законов распределения
- 19. Пакет Statgraphics. Анализ зависимостей между величинами: регрессионный и корреляционный анализ. Анализ временных рядов
- 20. Пакет Statgraphics. Многомерный анализ: метод главных компонент, кластерный, дискриминантный анализ
- 21. Имитационное моделирование. Принципы построения имитационных моделей
- 22. Имитационные эксперименты. Язык имитационного моделирования gpss - возможности, структура
- 23. Назначение и состав универсальной интегрированной компьютерной математики matlab
- 24.Интерфейс системы, основные объекты и форматы чисел matlab.
- 25.Операторы и функции в matlab.
- 26. Матричные вычисления в MathCad
- 27. Построение графиков
- 28. Основы программирования в MathCad
- 29. Текстовые и табличные процессоры
- 30. Анализ данных средствамиExcel
- 31. Пакет анализа ms Excel. Описательная статистика. Гистограммы.
- 1. Общие сведения
- 2. Основные встроенные статистические функции
- 3. Анализ выборок и совокупности
- 4. Инструмент анализа Описательная статистика
- 5. Инструмент Гистограмма
- 6. Ранг и Персентиль
- 32. Пакет анализа ms Excel. Генерация случайных чисел.
- 7. Генерирование случайных чисел
- 8. Построение выборок из генеральной совокупности
- 9. Вычисление скользящего среднего
- 10. Линейная и экспоненциальная регрессии
- 33. Корреляционно-регрессионный анализ в msExcel
- Однофакторный регрессионный анализ с применением инструмента регрессии
- 34 Поиск корней уравнения с помощью подбора параметра в ms Excel
- 35 Поиск решения. Решение задач оптимизации средствами ms Excel
- 36. Системы подготовки презентаций.
- 37 Основы web-дизайна
- 38 Основы использования языка html
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 1
- Раздел 2
- 39. Сервисные инструментальные средства.
- 40. Основы компьютерной графики.
- 41 Возможности и назначение AutoCad.
- 42 Разработка проекта в системе Autocad
- 43 Модели представления данных. Типы, структуры данных.
- 44 Базы и банки данных. Основы проектирования баз данных.
- 45 Реляционные сетевые и иерархические базы данных
- 46. Системы управления базами данных субд
- 47. Объекты ms Access
- 48. Построение различных типов запросов в ms Access
- 1 Создание запроса на выборку при помощи мастера
- 2 Создание запроса на выборку без помощи мастера
- 3. Создание запроса с параметрами, запрашивающего ввод условий отбора при каждом запуске
- 49. Формы и отчеты в ms Access
- 50. Основы программирования на языке Visual Basic for Applications
- 51. Базы знаний
- 52. Компьютерные сети: Локальные, корпоративные, региональные, глобальные.
- 53. Службы сети Интернет
- 54. Работа с почтовым клиентом.
- 55 Планирование совместной деятельности в корпоративной сети с помощью почтовых программ.
- 56. Работа со средствами навигации в www
- 57 Методы и средства поиска информации в Интернет
- 1 Поисковые системы
- 3. Каталоги интернет-ресурсов
- 58. Деловые интернет-технологии
- 59. Проблемы защиты информации.
- 60. Организационные методы защиты информации
- 61. Технические и программные методы защиты локальных данных
- 62.Технические и программные методы защиты распределённых данных.
- 1) Служба www
- 2) Электронная цифровая подпись (эцп)
- 63 Тенденции развития информационных технологий
- 64. Пути решения проблемы информатизации общества
- 65. Новые технические средства и программные продукты, интеллектуализация средств
- 66. Внедрение информационных технологий (ит) в образование
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации
- Глава 3 правовой режим информации
- Глава 4 распространение и (или) предоставление информации
- Глава 5 информационные ресурсы
- Глава 6 информационные технологии, информационные системы и информационные сети
- Глава 7 защита информации
- Глава 8 права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации
- Глава 9 заключительные положения
- 9 Августа 2010 г. № 1174
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 состояние развития информационного общества
- Глава 3 цель, задачи и условия развития информационного общества
- Глава 4 факторы развития информационного общества
- Глава 5 приоритетные направления развития информационного общества
- Глава 6 показатели системы мониторинга
- Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
- Глава 8 ожидаемые результаты от реализации настоящей стратегии