5. Информатизация и компьютеризация
Информационная техника представляет собой основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации. До середины XIX века, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага. Коммуникация осуществлялась путем направления пакетов. На смену «ручной» информационной технике в конце XIX века пришла «механическая» (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможно с появлением во второй половине нашего столетия такой информационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало «компьютерной технологии».
Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продуктоориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:
чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления [18]:
появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;
существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Цель информатизации — трансформация движущих сил общества, которое должно быть перенацелено на производство услуг, формирование производства информационного, а не материального продукта. В ходе информатизации решаются задачи изменения подходов к производству, модернизируется уклад жизни, система ценностей. Особую ценность обретает свободное время, воспроизводятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От граждан информационного общества требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Изменяется материальная и технологическая база общества, ключевое значение начинают иметь различного рода управляющие и аналитические информационные системы, созданные на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Компьютеризация
в широком смысле слова — это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.
широкое внедрение электронно-вычислительных машин (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами; проектирования сложных объектов; планирования, учета и обработки статистических данных, организационно-административного управления; проведения научных исследований, обучения, диагностирования и т. д.).
процесс расширения применения компьютерной техники в экономике, хозяйстве.
(производства) внедрение компьютеров в какую-либо его область.
Литература
Информационное общество / Новейший философский словарь. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528. – Дата доступа: 08.01.2011
- Материалы к вопросам Автор-составитель: Миняйлова Елена Леонидовна
- 1 Диссертация как документ-контейнер сложной структуры
- 2 Способы систематизации научной информации средствами информационных технологий
- 3 Способы автоматизации работы с понятийным аппаратом в научно-исследовательской деятельности (словарь-тезаурус, ссылки на источники литературы и т.П.)
- 4 Понятия информации и информационных технологий.
- 5. Информатизация и компьютеризация
- 6 Перспективные информационные технологии в научно-исследовательской деятельности
- 7. Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации
- 8 Вычислительная техника, классификация компьютеров по применению
- 9 Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике
- 10. Периферийные устройства. Электронная оргтехника
- 11. Техническое и программное обеспечение современных процедур научной деятельности.
- 12.Понятие модели. Основные принципы и этапы моделирования.
- 13. Компьютерное моделирование
- 14. Математическое обеспечение информационных технологий
- 15. Пакеты прикладных программ по статистическому анализу данных
- 16. Возможности и особенности пакета Statgraphics
- 17. Пакет Statgraphics. Одномерный статистический анализ: оценка числовых характеристик, подбор закона распределения случайных величин
- 18. Пакет Statgraphics. Сравнение нескольких случайных величин: сравнение числовых характеристик и законов распределения
- 19. Пакет Statgraphics. Анализ зависимостей между величинами: регрессионный и корреляционный анализ. Анализ временных рядов
- 20. Пакет Statgraphics. Многомерный анализ: метод главных компонент, кластерный, дискриминантный анализ
- 21. Имитационное моделирование. Принципы построения имитационных моделей
- 22. Имитационные эксперименты. Язык имитационного моделирования gpss - возможности, структура
- 23. Назначение и состав универсальной интегрированной компьютерной математики matlab
- 24.Интерфейс системы, основные объекты и форматы чисел matlab.
- 25.Операторы и функции в matlab.
- 26. Матричные вычисления в MathCad
- 27. Построение графиков
- 28. Основы программирования в MathCad
- 29. Текстовые и табличные процессоры
- 30. Анализ данных средствамиExcel
- 31. Пакет анализа ms Excel. Описательная статистика. Гистограммы.
- 1. Общие сведения
- 2. Основные встроенные статистические функции
- 3. Анализ выборок и совокупности
- 4. Инструмент анализа Описательная статистика
- 5. Инструмент Гистограмма
- 6. Ранг и Персентиль
- 32. Пакет анализа ms Excel. Генерация случайных чисел.
- 7. Генерирование случайных чисел
- 8. Построение выборок из генеральной совокупности
- 9. Вычисление скользящего среднего
- 10. Линейная и экспоненциальная регрессии
- 33. Корреляционно-регрессионный анализ в msExcel
- Однофакторный регрессионный анализ с применением инструмента регрессии
- 34 Поиск корней уравнения с помощью подбора параметра в ms Excel
- 35 Поиск решения. Решение задач оптимизации средствами ms Excel
- 36. Системы подготовки презентаций.
- 37 Основы web-дизайна
- 38 Основы использования языка html
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 1
- Раздел 2
- 39. Сервисные инструментальные средства.
- 40. Основы компьютерной графики.
- 41 Возможности и назначение AutoCad.
- 42 Разработка проекта в системе Autocad
- 43 Модели представления данных. Типы, структуры данных.
- 44 Базы и банки данных. Основы проектирования баз данных.
- 45 Реляционные сетевые и иерархические базы данных
- 46. Системы управления базами данных субд
- 47. Объекты ms Access
- 48. Построение различных типов запросов в ms Access
- 1 Создание запроса на выборку при помощи мастера
- 2 Создание запроса на выборку без помощи мастера
- 3. Создание запроса с параметрами, запрашивающего ввод условий отбора при каждом запуске
- 49. Формы и отчеты в ms Access
- 50. Основы программирования на языке Visual Basic for Applications
- 51. Базы знаний
- 52. Компьютерные сети: Локальные, корпоративные, региональные, глобальные.
- 53. Службы сети Интернет
- 54. Работа с почтовым клиентом.
- 55 Планирование совместной деятельности в корпоративной сети с помощью почтовых программ.
- 56. Работа со средствами навигации в www
- 57 Методы и средства поиска информации в Интернет
- 1 Поисковые системы
- 3. Каталоги интернет-ресурсов
- 58. Деловые интернет-технологии
- 59. Проблемы защиты информации.
- 60. Организационные методы защиты информации
- 61. Технические и программные методы защиты локальных данных
- 62.Технические и программные методы защиты распределённых данных.
- 1) Служба www
- 2) Электронная цифровая подпись (эцп)
- 63 Тенденции развития информационных технологий
- 64. Пути решения проблемы информатизации общества
- 65. Новые технические средства и программные продукты, интеллектуализация средств
- 66. Внедрение информационных технологий (ит) в образование
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации
- Глава 3 правовой режим информации
- Глава 4 распространение и (или) предоставление информации
- Глава 5 информационные ресурсы
- Глава 6 информационные технологии, информационные системы и информационные сети
- Глава 7 защита информации
- Глава 8 права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации
- Глава 9 заключительные положения
- 9 Августа 2010 г. № 1174
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 состояние развития информационного общества
- Глава 3 цель, задачи и условия развития информационного общества
- Глава 4 факторы развития информационного общества
- Глава 5 приоритетные направления развития информационного общества
- Глава 6 показатели системы мониторинга
- Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
- Глава 8 ожидаемые результаты от реализации настоящей стратегии