Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
Процессы формирования информационного общества затрагивают все стороны жизнедеятельности белорусского общества и государства. Развитие информационного общества является национальным приоритетом и должно найти отражение во всех основополагающих документах, определяющих социально-экономическое развитие страны. При реализации настоящей Стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. Необходимо организовать взаимодействие и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления. Требуется проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества.
Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные инновационные фонды, и иные источники. Как показывает опыт развитых стран, для сокращения государственных расходов целесообразно максимально использовать возможность передачи субъектам хозяйствования части государственных функций по оказанию электронных услуг населению и бизнесу.
В целях обеспечения эффективного планирования и оптимизации расходования бюджетных средств на информатизацию рекомендуется предусмотреть для государственных органов минимальный норматив таких расходов, обоснование и методика определения которого подлежат разработке в рамках научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии.
Структура расходов на информатизацию должна включать следующие статьи затрат:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
капитальные вложения (всего), в том числе приобретение средств вычислительной техники, технических средств телекоммуникаций, программного обеспечения;
обучение и переподготовка работников государственных организаций информационным технологиям;
эксплуатация и защита информационных систем, локальных и корпоративных сетей, корпоративных и публичных интернет/интранет-ресурсов государственных организаций, включая услуги электросвязи и услуги сторонних эксплуатирующих организаций;
иные расходы.
Организационно-распорядительный механизм реализации настоящей Стратегии обеспечивается системой государственных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики.
Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Республике Беларусь (МВКИ), созданной Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591«О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890).
Реализация настоящей Стратегии на начальном этапе будет осуществляться в соответствии с планом первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год (далее – план).
Планом предусматриваются в том числе мероприятия по созданию Государственной программы развития информационного общества в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа).
Так, в соответствии с законодательством и согласно настоящей Стратегии и плану предусматривается разработка республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом концепции Государственной программы. Указанная концепция будет включать систему обоснований, принципов, подходов и направлений, определяющих основные положения Государственной программы, а также цели, задачи, приоритеты, ресурсное обеспечение, перечень наиболее востребованных электронных услуг (базовые услуги).
Поскольку в целях рациональной организации решения и выполнения соответствующих задач Государственной программы предполагается деление ее на подпрограммы, в том числе в разрезе заказчиков, которыми будут выступать республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы:
соответственно региональной и отраслевой направленности мероприятий, подлежащих выполнению в целях достижения показателей и задач Государственной программы, могут выделяться (комбинироваться) блоки подпрограмм;
подлежащие разработке республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом положения концепции Государственной программы по структуре и содержанию должны быть фактически самостоятельными концепциями. Такой подход обеспечит возможность разработки проекта Государственной программы с учетом требований законодательства, предъявляемых к содержанию подпрограмм, и одновременно усилит ответственность их разработчиков и роль инициатора Государственной программы, ее заказчика-координатора;
проекты подпрограмм проекта Государственной программы, так же как и положения ее концепции, разрабатываются республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Приоритетными для Государственной программы являются мероприятия, направленные на развитие ИКИ информационного общества, результатом которых будет создание информационных ресурсов и оказание электронных услуг.
Финансирование Государственной программы предусматривается осуществлять в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов и других источников.
Контроль за выполнением плана осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации – инициатором и одновременно заказчиком-координатором Государственной программы.
По решениям МВКИ при уполномоченном органе в сфере информатизации, иных государственных органах могут создаваться межведомственные советы по реализации отдельных направлений настоящей Стратегии.
Существенным элементом в системе подготовки и реализации проектов в области развития информационного общества является институт экспертизы. Все проекты Государственной программы должны проходить процедуры конкурсного отбора и экспертизы. Необходимо создание национальной системы экспертизы и мониторинга в сфере развития информационного общества. Механизмы, обеспечивающие поддержку и финансирование работы независимых экспертов, позволят дать множественную оценку создаваемым информационным системам и ресурсам. Кроме того, роль экспертного сообщества неоценима в части формирования альтернативных подходов к реализации конкретных информационных стратегий, программ, проектов, типовых решений в сфере информатизации.
Целесообразно сформировать службу эксплуатации государственных информационных систем. Аналогичные службы в мировом информационном сообществе созданы в том числе на основе передачи соответствующих функций государственным и негосударственным организациям. Качество услуг службы эксплуатации информационных систем должно подтверждаться их обязательной сертификацией в Национальной системе подтверждения соответствия. При этом следует предусмотреть условия для развития конкуренции и исключения монополизма.
На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь и ведущих университетов необходимо организовать централизованную систему повышения квалификации и переподготовки государственных служащих в области использования современных ИКТ.
Научно-методологическое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется НАН Беларуси и должно финансироваться отдельной статьей бюджета. Основными задачами научно-методологического обеспечения реализации настоящей Стратегии являются:
исследование социально-экономических и политических проблем развития информационного общества, научное обоснование политики и стратегии информатизации, своевременное уточнение избранных приоритетных направлений, прогнозирование возможных социально-экономических, политических, культурных и иных последствий;
разработка научных основ и исследование проблем управления процессом развития информационного общества;
разработка и развитие методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации.
Координацию инновационного обеспечения формирования информационного общества осуществляет ГКНТ, который в том числе:
организует в установленном порядке совместно с другими государственными органами проведение и финансирование научных исследований и разработок в сфере ИКТ;
осуществляет планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целях развития информационного общества;
организует разработку проектов государственных научно-технических программ, координирует деятельность государственных органов и организаций по разработке проектов отраслевых и региональных научно-технических программ в области информатизации и создания ИКТ;
обеспечивает развитие инновационной инфраструктуры и библиотечных технологий.
- Материалы к вопросам Автор-составитель: Миняйлова Елена Леонидовна
- 1 Диссертация как документ-контейнер сложной структуры
- 2 Способы систематизации научной информации средствами информационных технологий
- 3 Способы автоматизации работы с понятийным аппаратом в научно-исследовательской деятельности (словарь-тезаурус, ссылки на источники литературы и т.П.)
- 4 Понятия информации и информационных технологий.
- 5. Информатизация и компьютеризация
- 6 Перспективные информационные технологии в научно-исследовательской деятельности
- 7. Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации
- 8 Вычислительная техника, классификация компьютеров по применению
- 9 Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике
- 10. Периферийные устройства. Электронная оргтехника
- 11. Техническое и программное обеспечение современных процедур научной деятельности.
- 12.Понятие модели. Основные принципы и этапы моделирования.
- 13. Компьютерное моделирование
- 14. Математическое обеспечение информационных технологий
- 15. Пакеты прикладных программ по статистическому анализу данных
- 16. Возможности и особенности пакета Statgraphics
- 17. Пакет Statgraphics. Одномерный статистический анализ: оценка числовых характеристик, подбор закона распределения случайных величин
- 18. Пакет Statgraphics. Сравнение нескольких случайных величин: сравнение числовых характеристик и законов распределения
- 19. Пакет Statgraphics. Анализ зависимостей между величинами: регрессионный и корреляционный анализ. Анализ временных рядов
- 20. Пакет Statgraphics. Многомерный анализ: метод главных компонент, кластерный, дискриминантный анализ
- 21. Имитационное моделирование. Принципы построения имитационных моделей
- 22. Имитационные эксперименты. Язык имитационного моделирования gpss - возможности, структура
- 23. Назначение и состав универсальной интегрированной компьютерной математики matlab
- 24.Интерфейс системы, основные объекты и форматы чисел matlab.
- 25.Операторы и функции в matlab.
- 26. Матричные вычисления в MathCad
- 27. Построение графиков
- 28. Основы программирования в MathCad
- 29. Текстовые и табличные процессоры
- 30. Анализ данных средствамиExcel
- 31. Пакет анализа ms Excel. Описательная статистика. Гистограммы.
- 1. Общие сведения
- 2. Основные встроенные статистические функции
- 3. Анализ выборок и совокупности
- 4. Инструмент анализа Описательная статистика
- 5. Инструмент Гистограмма
- 6. Ранг и Персентиль
- 32. Пакет анализа ms Excel. Генерация случайных чисел.
- 7. Генерирование случайных чисел
- 8. Построение выборок из генеральной совокупности
- 9. Вычисление скользящего среднего
- 10. Линейная и экспоненциальная регрессии
- 33. Корреляционно-регрессионный анализ в msExcel
- Однофакторный регрессионный анализ с применением инструмента регрессии
- 34 Поиск корней уравнения с помощью подбора параметра в ms Excel
- 35 Поиск решения. Решение задач оптимизации средствами ms Excel
- 36. Системы подготовки презентаций.
- 37 Основы web-дизайна
- 38 Основы использования языка html
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 1
- Раздел 2
- 39. Сервисные инструментальные средства.
- 40. Основы компьютерной графики.
- 41 Возможности и назначение AutoCad.
- 42 Разработка проекта в системе Autocad
- 43 Модели представления данных. Типы, структуры данных.
- 44 Базы и банки данных. Основы проектирования баз данных.
- 45 Реляционные сетевые и иерархические базы данных
- 46. Системы управления базами данных субд
- 47. Объекты ms Access
- 48. Построение различных типов запросов в ms Access
- 1 Создание запроса на выборку при помощи мастера
- 2 Создание запроса на выборку без помощи мастера
- 3. Создание запроса с параметрами, запрашивающего ввод условий отбора при каждом запуске
- 49. Формы и отчеты в ms Access
- 50. Основы программирования на языке Visual Basic for Applications
- 51. Базы знаний
- 52. Компьютерные сети: Локальные, корпоративные, региональные, глобальные.
- 53. Службы сети Интернет
- 54. Работа с почтовым клиентом.
- 55 Планирование совместной деятельности в корпоративной сети с помощью почтовых программ.
- 56. Работа со средствами навигации в www
- 57 Методы и средства поиска информации в Интернет
- 1 Поисковые системы
- 3. Каталоги интернет-ресурсов
- 58. Деловые интернет-технологии
- 59. Проблемы защиты информации.
- 60. Организационные методы защиты информации
- 61. Технические и программные методы защиты локальных данных
- 62.Технические и программные методы защиты распределённых данных.
- 1) Служба www
- 2) Электронная цифровая подпись (эцп)
- 63 Тенденции развития информационных технологий
- 64. Пути решения проблемы информатизации общества
- 65. Новые технические средства и программные продукты, интеллектуализация средств
- 66. Внедрение информационных технологий (ит) в образование
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации
- Глава 3 правовой режим информации
- Глава 4 распространение и (или) предоставление информации
- Глава 5 информационные ресурсы
- Глава 6 информационные технологии, информационные системы и информационные сети
- Глава 7 защита информации
- Глава 8 права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации
- Глава 9 заключительные положения
- 9 Августа 2010 г. № 1174
- Глава 1 общие положения
- Глава 2 состояние развития информационного общества
- Глава 3 цель, задачи и условия развития информационного общества
- Глава 4 факторы развития информационного общества
- Глава 5 приоритетные направления развития информационного общества
- Глава 6 показатели системы мониторинга
- Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
- Глава 8 ожидаемые результаты от реализации настоящей стратегии