logo search
КТ в музобраз_лекции

Тренажерные обучающие компьютерные программы

Тренажерные обучающие компьютерные программы реализуют второй этап процесса обучения – организацию учебной практики ученика и формирование у него соответ­ствующих навыков. В них осуществляется постоянный контроль учебной дея­тельности, однако он носит вспомогательный характер и направлен на оказание корректирующего воздействия.

Профессиональная деятельность музыканта возможна только при наличии большого количества разнообразных музыкальных навыков. Однако специфическим компонентом профессионального оснащения музыканта является музыкальный слух. Именно он обеспечивает способность понимать музыкальную «речь», «высказываться» в звуках, «мыслить» звукообразами. Развитие, воспитание и совершенствование музыкального слуха составляет одну из важнейших задач музыкального образования. Поэтому значительная часть учебного времени, особенно на этапе формирования базовых профессиональных музыкальных навыков, в первую очередь навыков слухового восприятия элементов музы­кальной речи, отводится на выполнение различного рода тренировочных технических упражнений.

Тренажерная программа представляет собой ряд блоков, каждый из которых ставит учебную задачу, анализирует и оценивает ответную реакцию пользователя. Предусмотрены временной и количественный факторы прохождения каждого блока, однако в различных программах они решаются по-разному.

Тренажерные программы могут основываться на следующих принципах построения – линейном, прогрессирующем и игровом.

Обучающая стратегия линейного тренажера заключается в постоянном предъявлении некоторого множество однородных, не ранжированных по уровню сложности, информационных музы­кальных объектов в одном темпе и предполагающая однотипность деятельности ученика.

Тренажерные программы могут строиться по принципу усложнения деятельности ученика (или прогрессирующий принцип построения), который реализуется по трем направлениям:

- повышение уровня сложности задания;

- со­кращение времени, предоставляемого для решения задания;

- совмещение повышения уровня сложности задания с со­кращением времени.

Программы, опирающиеся на стратегию интенсификации – повышения уровня сложно­сти задания – содержат несколько групп музыкальных объектов, предъ­являемых для идентификации. Ранжирование объектов происходит по уровню сложности в соответствии со сложившейся учебной практикой. Переход к следующему, более высокому уровню сложности в этих про­граммах происходит в результате удачной работы на предыдущем уров­не, что гарантирует прочное усвоение навыков решения предложенных задач с объектами каждой группы.

Повышение уровня сложности задания может происходить по экстенсивному пути – наращивание количества предъявляемых к идентификации музыкаль­ных информационных объектов.

Указанная стратегия реализуется и в тех программах, в которых время, отводимое на принятие решения, не сокращается, а идет его про­стой отсчет. Лимит времени в них устанавливается не программой, а самим учеником. Стремление выполнить задание за более короткое время и поставить личный рекорд становится главным мотивом учебной деятельности, и ученик обычно продолжает активную работу до достижения своих предельных воз­можностей.

Обучающая тренажерная программа может облекаться в игровую форму. Сюжетные мотивы, составляющие основу игры-тренажера, весьма разнообразны. Это может быть оказание помощи действующим лицам или широко известные игры, такие как «кубики» или «крестики-нолики» и т. д.

Независимо от вида тренажера педагог оказывается отстраненным от активного участия в учебном процессе. Все обучающие функции передаются компьютеру, а задача педагога ограничивается контролем за психическим состоянием ученика и последующей коррекцией учебно-педагогического процесса.