logo search
inf_otvety_24-40

31. Множественное наследование.

Если класс A является базовым классом для B, то B наследует атрибуты A. т. е. B содержит A плюс еще что-то. С учетом этого становится очевидно, что хорошо, когда класс B может наследовать из двух базовых классов A1 и A2. Это называется множественным наследованием.

Приведем некий типичный пример множественного наследования. Пусть есть два библиотечных класса displayed и task. Первый представляет задачи, информация о которых может выдаваться на экран с помощью некоторого монитора, а второй - задачи, выполняемые под управлением некоторого диспетчера. Программист может создавать собственные классы, например, такие:

       class my_displayed_task: public displayed, public task        {           // текст пользователя        };        class my_task: public task {           // эта задача не изображается           // на экране, т. к. не содержит класс displayed           // текст пользователя        };        class my_displayed: public displayed        {           // а это не задача           // т. к. не содержит класс task           // текст пользователя        };

Если наследоваться может только один класс, то пользователю доступны только два из трех приведенных классов. В результате либо получается дублирование частей программы, либо теряется гибкость, а, как правило, происходит и то, и другое. Приведенный пример проходит в С++ безо всяких дополнительных расходов времени и памяти по сравнению с программами, в которых наследуется не более одного класса. Статический контроль типов от этого тоже не страдает.

Все неоднозначности выявляются на стадии трансляции:

         class task          {          public:            void trace ();            // ...          };          class displayed          {          public:            void trace ();            // ...          };          class my_displayed_task:public displayed, public task          {            // в этом классе trace () не определяется          };          void g ( my_displayed_task * p )          {            p -> trace ();  // ошибка: неоднозначность          }

В этом примере видны отличия С++ от объектно-ориентированных диалектов языка Лисп, в которых есть множественное наследование. В этих диалектах неоднозначность разрешается так: или считается существенным порядок описания, или считаются идентичными объекты с одним и тем же именем в разных базовых классах, или используются комбинированные способы, когда совпадение объектов доля базовых классов сочетается с более сложным способом для производных классов. В С++ неоднозначность, как правило, разрешается введением еще одной функции:

      class my_displayed_task:public displayed, public task       {           // ...       public:           void trace ()           {             // текст пользователя             displayed::trace ();  // вызов trace () из displayed             task::trace ();       // вызов trace () из task           }           // ...      };

void g ( my_displayed_task * p )     {        p -> trace ();  // теперь нормально     }