Перегрузка операторов плюс и минус
Когда вы перегружаете оператор для какого-либо класса, то смысл данного оператора не изменяется для переменных других типов. Например, если вы перегружаете оператор плюс для класса string, то смысл этого оператора не изменяется, если необходимо сложить два числа. Когда компилятор С++ встречает в программе оператор, то на основании типа переменной он определяет ту операцию, которая должна быть выполнена.
Ниже приведено определение класса, создающее класс string. Этот класс содержит один элемент данных, который представляет собой собственно символьную строку. Кроме того, этот класс содержит несколько различных методов и пока не определяет каких-либо операторов:
class string
{ public: string(char *); // Конструктор void str_append(char *); void chr_minus(char); void show_string(void); private: char data[256] ; };
Как видите, класс определяет функцию str_append, которая добавляет указанные символы к содержимому строки класса. Аналогичным образом функция chr_minus - удаляет каждое вхождение указанного символа из строки класса. Следующая программа STRCLASS.CPP использует класс string для создания двух объектов символьных строк и манипулирования ими.
#include <iostream.h>
#include <string.h>
class string
{ public: string(char *); // Конструктор void str_append(char *); void chr_minus(char); void show_string(void); private: char data[256] ; };
string::string(char *str)
{ strcpy(data, str); }
void string::str_append(char *str)
{ strcat(data, str); }
void string::chr_minus(char letter)
{ char temp[256] ; int i, j; for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) // Эту букву необходимо удалить? if (data[i] != letter) // Если нет, присвоить ее temp temp[j++] = data[i]; temp[j] = NULL; // Конец temp // Копировать содержимое temp обратно в data strcpy(data, temp); }
void string::show_string(void)
{ cout << data << endl; }
void main(void)
{ string title( "Учимся программировать на языке C++"); string lesson("Перегрузка операторов"); title.show_string() ; title.str_append(" я учусь!"); itle.show_string(); lesson.show_string(); lesson.chr_minus('p') ; lesson.show_string(); }
Как видите, программа использует функцию str_append для добавления символов к строковой переменной title. Программа также использует функцию chr_minus для удаления каждой буквы " р" из символьной строкиlesson. В данном случае программа использует вызовы функции для выполнения этих операций. Однако, используя перегрузку операторов, программа может выполнять идентичные операции с помощью операторов плюс (+) и минус (-).
При перегрузке оператора используйте ключевое слово C++ operatorвместе с прототипом и определением функции, чтобы сообщить компилятору C++, что класс будет использовать этот метод как оператор. Например, следующее определение класса использует ключевое словоoperator, чтобы назначить операторы плюс и минус функциям str_append иchr_minus внутри класса string:
class string
{ public: string(char *); // Конструктор void operator +(char *); void operator -(char); ————— Определение операторов класса void show_string(void); private: char data[256]; };
Как видите, класс перегружает операторы плюс и минус. Как уже упоминалось, когда класс перегружает оператор, он должен указать функцию, которая реализует операцию, соответствующую этому оператору. В случае оператора плюс определение такой функции становится следующим:
void string::operator +(char *str)
{ strcat(data, str); }
Как видите, определение этой функции не содержит имени, поскольку здесь определяется перегруженный оператор класса. Для перегрузки оператора плюс программа не изменила обработку, которая осуществляется внутри функции (код этой функции идентичен коду предыдущей функции str_append). Вместо этого программа просто заменила имя функции ключевым словом operators соответствующим оператором. Следующая программа OPOVERLD.CPP иллюстрирует использование перегружаемых операторов плюс и минус:
#include <iostream.h>
#include <string.h>
class string
{ public: string(char *); // Конструктор void operator +(char *); void operator -(char); void show_string(void); private; char data[256] ; };
string::string(char *str)
{ strcpy(data, str); }
void string::operator +(char *str)
{ strcat(data, str); }
void string::operator -(char letter)
{ char temp[256] ; int i, j; for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) if (data[il 1= letter) temp[j++] = data[i]; temp[j] = NULL; strcpy(data, temp); }
void string::show_string(void)
{ cout << data << endl; }
void main(void)
{ string title( "Учимся программировать на C++"); string lesson("Перегрузка операторов"); title.show_string(); title + " я учусь!"; title.show_string() ; lesson.show_string(); lesson - 'P'; lesson.show_string(); }
Как видите, программа использует перегруженные операторы:
title + " я учусь!"; // Добавить текст " я учусь!"
lesson - 'р'; // Удалить букву 'р'
В данном случае синтаксис оператора законен, но немного непривычен. Обычно вы используете оператор плюс в выражении, которое возвращает результат, например, как в операторе some_str = title + "текст ";. Когда вы определяете оператор, C++ предоставляет вам полную свободу в отношении поведения оператора. Однако, как вы помните, ваша цель при перегрузке операторов состоит в том, чтобы упростить понимание ваших программ. Поэтому следующая программа STR_OVER.CPP немного изменяет предыдущую программу, чтобы позволить ей выполнять операции над переменными типа string, используя синтаксис, который более согласуется со стандартными операторами присваивания:
#include <iostream.h>
#include <string.h>
class string
{ public: string(char *); // Конструктор char * operator +(char *) ; char * operator -(char); void show_string(void); private: char data[256] ; } ;
string::string(char *str)
{ strcpy(data, str); }
char * string::operator +(char *str)
{ return(strcat(data, str)); }
char * string::operator -(char letter)
{ char temp[256]; int i, j; for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) if (data[i] 1= letter) temp[j++] = data[i]; temp[j] = NULL; return(strcpy(data, temp)); }
void string::show_string(void)
{ cout << data << endl; }
void main(void)
{ string title("Учимся программировать на C++"); string lesson("Перегрузка операторов"); title.show_string(); title = title + " я учусь"; title.show_string() ; lesson.show_string(); lesson = lesson - '?'; lesson.show_string(); }
Изменив перегруженные операторы плюс и минус таким образом, чтобы они возвращали указатель на символьную строку, программа может теперь использовать эти операторы в привычном для оператора присваивания виде:
title = title + " учимся программировать!";
lesson = lesson - 'р';
- 25. Понятие объекта и класса.
- Определение методов класса
- Переопределение операций
- Подписи методов и необязательные аргументы
- Запись классов
- 26. Скрытие данных и общий интерфейс.
- 27. Конструкторы и деструкторы Инициализация объектов класса: конструкторы
- Основное назначение конструкторов - инициализация объектов.
- Использование конструкторов с аргументами по умолчанию
- Если параметры не передаются конструктору, в определении объекта не нужно включать пустые круглые скобки.
- Использование деструкторов
- Когда вызываются конструкторы и деструкторы.
- 28. Перегрузка классов.
- Перегрузка операторов плюс и минус
- Второй пример
- Операторы, которые Вbl he можете перегрузить
- 29. Дружественные классы.
- 30. Наследование.
- Внутреннее и защищенное наследование
- Виртуальное наследование
- 31. Множественное наследование.
- 32. Полиморфизм.
- 33. Виртуальная функция.
- 34. Передача данных по умолчанию.
- 39. Создание и уничтожение динамических объектов.
- 40. Динамические библиотеки (dll).