5.2. Проектирование пользовательского интерфейса
Проектирование диалоговых режимов
Большинство программных продуктов, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем, при котором ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных.
В режиме диалога осуществляются запуск функций обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п.
Системы, поддерживающие диалоговый интерфейс, разделяются на классы [10]:
с жестким сценарием диалога (стандартизированное представление информации обмена);
дескрипторные системы (формат ключевых слов сообщений);
тезаурусные системы (семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы), представляющие аналог гипертекстовых систем);
с языком деловой прозы (представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования).
Наиболее просты для реализации и распространены системы с жестким сценарием диалога, представляемые как:
меню-диалог, предлагающий пользователю выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня;
действия запрос-ответ с фиксированным перечнем возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да / Нет;
запрос по формату, задаваемый с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка сообщений.
Диалоговый процесс управляется сценарием, для которого определяются:
точки (момент, условие) начала диалога;
инициатор диалога (человек или программный продукт);
параметры и содержание диалога (сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.);
■ реакция программного продукта на завершение диалога. Сценарий диалога может быть описан с помощью следующих средств:
блок-схема, характеризующей блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;
ориентированный граф, вершины которого представляют сообщения и выполняемые действия, дуги - связь сообщений;
специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.
Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ, в составе которых имеются построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимом и команд в виде главного меню и вложенных подменю, конструкторы экранных форм и др.
- Информационные технологии
- 1.2. Свойства информационных технологий
- 1.3. Особенности информационных технологий
- Глава 2. Автоматизированные информационные технологии
- 2.1. Характеристика автоматизированных информационных технологий
- 2.2. Виды обеспечения автоматизированных информационных технологий
- 2.3. Понятие платформы автоматизированных информационных технологий
- 2.4. Аппаратные средства в обеспечении автоматизированных
- 2.5. Операционные системы в обеспечении информационных технологий
- Глава 3. Основные информационные процессы в информационных технологий
- 3.1. Сбор информации
- 3.2. Обмен информацией
- 3.3. Накопление и Хранение информации
- 3.4. Обработка информации
- 3.5. Выдача информации
- 3.6. Обобщенная структура технологического процесса базовой информационной технологии
- 4. Конкретные информационные технологии
- 4.1. Предметные информационные технологии
- 4.2. Обеспечивающие информационные технологии
- 4.3. Функциональные информационные технологии
- 4.4. Понятие распределенной функциональной информационной технологии
- 4.5. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 5. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий
- 5.1. Стандартизация в области информационных технологий
- 5.2. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5.3. Графический интерфейс пользователя
- 6. Гипертекстовые информационные технологии
- 6.1. Определение гипертекста
- 6.2. Структура гипертекста
- 7. Мультимедийные информационные технологии
- 8. Технологии искусственного интеллекта
- 8.1. Направления развития искусственного интеллекта
- 8.2. Данные и знания
- 8.3. Модели представления знаний
- 8.4. Стратегии получения знаний
- 8.5. Экспертные системы Классификация экспертных систем
- 8.5.1. Инструментальные средства построения экспертных систем
- 8.5.2. Технология разработки экспертных систем
- Вопросы по курсу: