8.2. Данные и знания
При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос – что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, обрабатываемых ЭВМ.
Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.
Знания связаны с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт, полученный в ходе выполнения какой-либо практической деятельности. Они получаются эмпирическим путём. Таким образом, знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.
Часто используются такие определения знаний: знания – это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.
Для хранения знаний используются базы знаний (небольшого объёма, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний – основа любой интеллектуальной системы.
Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:
· поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;
· глубинные – абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметнойобласти.
Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что на данный момент нет адекватных моделей, позволяющих работать с глубинными знаниями.
Кроме того, знания можно разделить на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, т.е. знания, «растворённые» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и всё большая часть знаний сосредоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), т.е. увеличивалась роль декларативных знаний.
Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.
Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам:
· продукционные;
· семантические сети;
· фреймы;
· формальные логические модели.
- Информационные технологии
- 1.2. Свойства информационных технологий
- 1.3. Особенности информационных технологий
- Глава 2. Автоматизированные информационные технологии
- 2.1. Характеристика автоматизированных информационных технологий
- 2.2. Виды обеспечения автоматизированных информационных технологий
- 2.3. Понятие платформы автоматизированных информационных технологий
- 2.4. Аппаратные средства в обеспечении автоматизированных
- 2.5. Операционные системы в обеспечении информационных технологий
- Глава 3. Основные информационные процессы в информационных технологий
- 3.1. Сбор информации
- 3.2. Обмен информацией
- 3.3. Накопление и Хранение информации
- 3.4. Обработка информации
- 3.5. Выдача информации
- 3.6. Обобщенная структура технологического процесса базовой информационной технологии
- 4. Конкретные информационные технологии
- 4.1. Предметные информационные технологии
- 4.2. Обеспечивающие информационные технологии
- 4.3. Функциональные информационные технологии
- 4.4. Понятие распределенной функциональной информационной технологии
- 4.5. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 5. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий
- 5.1. Стандартизация в области информационных технологий
- 5.2. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5.3. Графический интерфейс пользователя
- 6. Гипертекстовые информационные технологии
- 6.1. Определение гипертекста
- 6.2. Структура гипертекста
- 7. Мультимедийные информационные технологии
- 8. Технологии искусственного интеллекта
- 8.1. Направления развития искусственного интеллекта
- 8.2. Данные и знания
- 8.3. Модели представления знаний
- 8.4. Стратегии получения знаний
- 8.5. Экспертные системы Классификация экспертных систем
- 8.5.1. Инструментальные средства построения экспертных систем
- 8.5.2. Технология разработки экспертных систем
- Вопросы по курсу: