8.5.1. Инструментальные средства построения экспертных систем
Традиционные языки программирования. В эту группу инструментальных средств входят традиционные языки программирования (С, C++, Basic, Pascal, Fortran и т.д.), ориентированные в основном на численные алгоритмы и слабо подходящие для работы с символьными и логическими данными. Поэтому создание систем искусственного интеллекта на основе этих языков требует большой работы программистов. Однако большим достоинством этих языков является высокая эффективность, связанная с их близостью к традиционной машинной архитектуре. Кроме того, использование традиционных языков программирования позволяет включать интеллектуальные подсистемы (например, интегрированные экспертные системы) в крупные программные комплексы общего назначения. Среди традиционных языков наиболее удобными считаются объектно-ориентированные (Pascal, C++). Это связано с тем, что парадигма объектно-ориентированного программирования тесно связана с фреймовой моделью представления знаний. Кроме того, традиционные языки программирования используются для создания других классов инструментальных средств искусственного интеллекта.
Языки искусственного интеллекта. Это прежде всего Лисп (LISP) и Пролог (Prolog) – наиболее распространённые языки, предназначенные для решения задач искусственного интеллекта. Универсальность этих языков меньшая, нежели традиционных языков, но её потерю языки искусственного интеллекта компенсируют богатыми возможностями по работе с символьными и логическими данными, что крайне важно для задач искусственного интеллекта. На основе языков искусственного интеллекта создаются специализированные компьютеры (например, Лисп-машины), предназначенные для решения задач искусственного интеллекта. Недостаток этих языков – неприменимость для создания гибридных экспертных систем.
Специальный программный инструментарий. В эту группу программных средств искусственного интеллекта входят специальные инструментарии общего назначения. Как правило, это библиотеки и надстройки над языком искусственного интеллекта Лисп: KEE (Knowledge Engineering Environment), FRL (Frame Representation Language), KRL (Knowledge Representation Language), ARTS и другие, позволяющие пользователям работать с заготовками экспертных систем на более высоком уровне, нежели это возможно в обычных языках искусственного интеллекта.
«Оболочки». Под «оболочками» (shells) понимают «пустые» версии существующих экспертных систем, т.е. готовые экспертные системы без базы знаний. Примером такой оболочки может служить EMYCIN (Empty MYCIN – пустой MYCIN), которая представляет собой незаполненную экспертную систему MYCIN. Достоинство оболочек в том, что они вообще не требуют работы программистов для создания готовой экспертной системы. Требуется только специалисты в предметной области для заполнения базы знаний. Однако если некоторая предметная область плохо укладывается в модель, используемую в некоторой оболочке, заполнить базу знаний в этом случае весьма не просто.
- Информационные технологии
- 1.2. Свойства информационных технологий
- 1.3. Особенности информационных технологий
- Глава 2. Автоматизированные информационные технологии
- 2.1. Характеристика автоматизированных информационных технологий
- 2.2. Виды обеспечения автоматизированных информационных технологий
- 2.3. Понятие платформы автоматизированных информационных технологий
- 2.4. Аппаратные средства в обеспечении автоматизированных
- 2.5. Операционные системы в обеспечении информационных технологий
- Глава 3. Основные информационные процессы в информационных технологий
- 3.1. Сбор информации
- 3.2. Обмен информацией
- 3.3. Накопление и Хранение информации
- 3.4. Обработка информации
- 3.5. Выдача информации
- 3.6. Обобщенная структура технологического процесса базовой информационной технологии
- 4. Конкретные информационные технологии
- 4.1. Предметные информационные технологии
- 4.2. Обеспечивающие информационные технологии
- 4.3. Функциональные информационные технологии
- 4.4. Понятие распределенной функциональной информационной технологии
- 4.5. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 5. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий
- 5.1. Стандартизация в области информационных технологий
- 5.2. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5.3. Графический интерфейс пользователя
- 6. Гипертекстовые информационные технологии
- 6.1. Определение гипертекста
- 6.2. Структура гипертекста
- 7. Мультимедийные информационные технологии
- 8. Технологии искусственного интеллекта
- 8.1. Направления развития искусственного интеллекта
- 8.2. Данные и знания
- 8.3. Модели представления знаний
- 8.4. Стратегии получения знаний
- 8.5. Экспертные системы Классификация экспертных систем
- 8.5.1. Инструментальные средства построения экспертных систем
- 8.5.2. Технология разработки экспертных систем
- Вопросы по курсу: