logo
Сидиряков

5.3. Графический интерфейс пользователя

Графический интерфейс пользователя является обязательным компонентом большин­ства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользо­вателя.

Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя для программных продуктов, функционирующих в среде Windows, и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции указательное устройство и клавиатуру.

Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.

Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:

Рассмотрим некоторые приемы по разработке графического пользовательского интер­фейса [11].

Панель приложения обычно разделяют на три части:

Преимущество использования меню действий (и выпадающего меню) заключается в том, что эти действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды либо каким-то другим простым способом.

Тело панели содержит элементы:

Область функциональных клавиш — необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В области функциональных кла­виш отображаются только те действия, которые доступны на текущей панели.

Для указания текущей позиции на панели используется курсор выбора. Для более бы­строго взаимодействия можно предусмотреть функциональные клавиши, номер объекта вы­бора, команду или мнемонику.

Разбивка панели на области основана на принципе «объект - действие».

Этот принцип разрешает пользователю сначала выбрать объект, затем произвести дей­ствия с этим объектом, что минимизирует число режимов, упрощает и ускоряет обучение ра­боте с приложениями и создает для пользователя комфорт.

Если панель располагается в отдельной ограниченной части экрана, то она называется окном, которое может быть первичным или вторичным.

В первичном окне начинается диалог, и если в приложении не нужно создавать другие окна, окном считается весь экран.

Первичное окно может содержать столько панелей, сколько нужно для ведения диало­га.

Вторичные же окна вызываются из первичных. В них пользователь ведет диалог парал­лельно с первичным окном. Часто вторичные окна используются для подсказки.

Первичные и вторичные окна имеют заголовок в верхней части окна.

Пользователь может переключаться из первичного окна во вторичное и наоборот.

Существует также понятие «всплывающие окна», которые позволяют улучшить диалог пользователя с приложением, ведущийся из первичного или вторичного окна.

Рассмотрим кратко принципы проектирования диалогов [11, 30]. Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей приложения, т.е. пользователь перемещается по приложению, выполняя конкретные действия.

Путь, по которому движется диалог, называют навигацией.

Он может быть изображен в виде графа, где узлы - действия, дуги - переходы.

Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по приложению.

Часть запросов на обработку и навигацию является унифицированной.

Унифицированные действия диалога - это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях.

Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия «команда» функциональной клавишей.

К унифицированным действиям диалога относятся:

При оценивании информационных технологий в качестве критериев используют также оценки пользовательского интерфейса. Так, в качестве показателя рассматривают эффектив­ность как критерий функциональности интерфейса, а соответствие пользовательским требо­ваниям - критерий эргономичности.