5.3. Графический интерфейс пользователя
Графический интерфейс пользователя является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользователя.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя для программных продуктов, функционирующих в среде Windows, и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции указательное устройство и клавиатуру.
Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:
поддерживать информационную технологию работы пользователя с программным продуктом;
ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
удовлетворять принципу «шести», когда в одну линейку меню включают не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.
Рассмотрим некоторые приемы по разработке графического пользовательского интерфейса [11].
Панель приложения обычно разделяют на три части:
меню действий;
тело панели;
область функциональных клавиш.
Преимущество использования меню действий (и выпадающего меню) заключается в том, что эти действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды либо каким-то другим простым способом.
Тело панели содержит элементы:
разделители областей;
идентификатор и заголовок панели;
инструкцию;
заголовки столбца, группы, поля;
указатель протяжки;
области сообщений и команд;
поля ввода и выбора.
Область функциональных клавиш — необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В области функциональных клавиш отображаются только те действия, которые доступны на текущей панели.
Для указания текущей позиции на панели используется курсор выбора. Для более быстрого взаимодействия можно предусмотреть функциональные клавиши, номер объекта выбора, команду или мнемонику.
Разбивка панели на области основана на принципе «объект - действие».
Этот принцип разрешает пользователю сначала выбрать объект, затем произвести действия с этим объектом, что минимизирует число режимов, упрощает и ускоряет обучение работе с приложениями и создает для пользователя комфорт.
Если панель располагается в отдельной ограниченной части экрана, то она называется окном, которое может быть первичным или вторичным.
В первичном окне начинается диалог, и если в приложении не нужно создавать другие окна, окном считается весь экран.
Первичное окно может содержать столько панелей, сколько нужно для ведения диалога.
Вторичные же окна вызываются из первичных. В них пользователь ведет диалог параллельно с первичным окном. Часто вторичные окна используются для подсказки.
Первичные и вторичные окна имеют заголовок в верхней части окна.
Пользователь может переключаться из первичного окна во вторичное и наоборот.
Существует также понятие «всплывающие окна», которые позволяют улучшить диалог пользователя с приложением, ведущийся из первичного или вторичного окна.
Рассмотрим кратко принципы проектирования диалогов [11, 30]. Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей приложения, т.е. пользователь перемещается по приложению, выполняя конкретные действия.
Путь, по которому движется диалог, называют навигацией.
Он может быть изображен в виде графа, где узлы - действия, дуги - переходы.
Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по приложению.
Часть запросов на обработку и навигацию является унифицированной.
Унифицированные действия диалога - это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях.
Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия «команда» функциональной клавишей.
К унифицированным действиям диалога относятся:
«отказ»;
«команда»;
«ввод»;
«выход»;
«подсказка»;
«регенерация»;
«извлечение»;
«идентификаторы»;
«клавиши»;
«справка».
При оценивании информационных технологий в качестве критериев используют также оценки пользовательского интерфейса. Так, в качестве показателя рассматривают эффективность как критерий функциональности интерфейса, а соответствие пользовательским требованиям - критерий эргономичности.
- Информационные технологии
- 1.2. Свойства информационных технологий
- 1.3. Особенности информационных технологий
- Глава 2. Автоматизированные информационные технологии
- 2.1. Характеристика автоматизированных информационных технологий
- 2.2. Виды обеспечения автоматизированных информационных технологий
- 2.3. Понятие платформы автоматизированных информационных технологий
- 2.4. Аппаратные средства в обеспечении автоматизированных
- 2.5. Операционные системы в обеспечении информационных технологий
- Глава 3. Основные информационные процессы в информационных технологий
- 3.1. Сбор информации
- 3.2. Обмен информацией
- 3.3. Накопление и Хранение информации
- 3.4. Обработка информации
- 3.5. Выдача информации
- 3.6. Обобщенная структура технологического процесса базовой информационной технологии
- 4. Конкретные информационные технологии
- 4.1. Предметные информационные технологии
- 4.2. Обеспечивающие информационные технологии
- 4.3. Функциональные информационные технологии
- 4.4. Понятие распределенной функциональной информационной технологии
- 4.5. Объектно-ориентированные информационные технологии
- 5. Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий
- 5.1. Стандартизация в области информационных технологий
- 5.2. Проектирование пользовательского интерфейса
- 5.3. Графический интерфейс пользователя
- 6. Гипертекстовые информационные технологии
- 6.1. Определение гипертекста
- 6.2. Структура гипертекста
- 7. Мультимедийные информационные технологии
- 8. Технологии искусственного интеллекта
- 8.1. Направления развития искусственного интеллекта
- 8.2. Данные и знания
- 8.3. Модели представления знаний
- 8.4. Стратегии получения знаний
- 8.5. Экспертные системы Классификация экспертных систем
- 8.5.1. Инструментальные средства построения экспертных систем
- 8.5.2. Технология разработки экспертных систем
- Вопросы по курсу: