Развитие информационных систем
Различают несколько поколений ИС (см. Кручинин С. Тенденции развития корпоративных информационных систем. Еженедельник «Computer Week». М. № 8-9, 1996).
Первое поколение ИС (1960 – 1970 гг.) строилась на базе центральных ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IBM – MVS.
Второе поколение ИС (1970 – 1980 гг.): первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения кампаний, используя мини-компьютеры типа DEC VAX. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральных ЭВМ – мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментов на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.
Третье поколение ИС (1980 - начало 1990-х гг.): бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС – появились вычислительные сети и распределенная обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. На каком-то этапе возрастающую потребность в концентрации ресурсов ИС, ответственных за администрирование системы (организацию вычислительного процесса), поддержку корпоративной базы данных и выполнение связанных с ней централизованных приложений, удалось удовлетворить в так называемой модели «среднего калибра» за счет использования UNIX- серверов, выпускаемых IBM, DEC, Hewlett-Packard, Sun и др. Поэтому рынок серверов стал одним из самых динамичных секторов компьютерной индустрии.
Четвертое поколение ИС находится в стадии зарождения, но уже понятно, что отличительные черты современных ИС, прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, определяются синтезом решений, апробированных в системах предыдущих поколений. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:
-
полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;
-
модульное построение системы, предполагающее существования множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;
-
экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации, хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;
-
наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования (организации вычислительного процесса), позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы;
-
резкое снижение так называемых «скрытых затрат» - эксплуатационных расходов на содержание ИС, включающих затраты, трудно выделяемые в явном виде, которые непросто предусмотреть в бюджете организации (поддержание функционирования сети, резервное копирование файлов пользователей на удаленных серверах, настройка конфигурации рабочих станций и подключение их в сеть, обеспечение защиты данных, обновление версий программного обеспечения и т. д.).
Предполагается, что развитие ИС четвертого поколения будет идти по пути одной из трех моделей: большой, средней или малой. По логике данных моделей в структуре ИС должны существовать один или несколько «информационных узлов концентрации» (ИУК), каждый из которых объединяет аппаратные и программные средства, предназначенные для эффективной поддержки работы конечных пользователей. С этой же целью в подобных узловых центрах системы сосредоточивается специализированный персонал, выполняющий функции системного администрирования, управления сетевыми ресурсами и технической поддержки.
Конечные пользователи работают в среде локальных сетей, их индивидуальные приложения и данные максимально локализируются на уровне станций клиентов. Задействование ресурсов узла концентрации происходит только в относительно редких случаях, например, при обращении к корпоративной базе данных или резервном копировании файлов.
- Содержание
- Глава 1. Информация. Информационные процессы в экономике______________________________________________________8
- Глава 2. Информационные технологии____________________14
- Глава 3. Информационные системы_______________________22
- Глава 4. Компьютерные сети________________________________36
- Глава 5. Прикладное программное обеспечение_________77
- Глава 6. Internet и intranet – компьютерные сети XXI века_____________________________________________________________82
- Глава 7. Финансово-экономические расчеты
- Введение
- Глава 1. Информация. Информационные процессы в экономике
- Виды экономической информации
- Структура экономической информации
- Глава 2. Информационные технологии Основные понятия информационных технологий
- Возникновение и развитие информационных технологий
- Структура информационных технологий
- Глава 3. Информационные системы
- Распределение информации по уровням управления
- Связь типов информационных систем и уровней управления
- Характеристика информационных систем
- Функции информационных систем
- Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления аис подразделяются на:
- Развитие информационных систем
- Рынок информационных систем и тенденции его развития
- Задание 1
- Задание 2
- Глава 4. Компьютерные сети
- Преимущества работы в сети
- Классификация сетей
- Территориальность
- Уровень развития и особенности архитектуры
- Целевое назначение
- Топология
- Принципы устройства и работы компьютерных сетей
- Каналы связи вычислительных сетей
- Топология компьютерных сетей
- Протоколы
- Корпоративные сети
- Устройство рабочей станции Системная плата
- Центральный процессор
- Основные типы микросхем памяти
- Жесткие диски
- Сетевые адаптеры
- Серверы Назначение и виды сетевых серверов
- Оборудование серверов
- Сетевые операционные системы
- Одноранговые операционные системы – Windows 95/98
- Операционная система Windows nt
- Операционные системы – Novell NetWare / IntranetWare
- Безопасность в NetWare
- Операционная система unix
- Безопасность в unix
- Глава 5. Прикладное программное обеспечение
- Офисные программы
- Программное обеспечение для рабочей группы
- Дополнительное сетевое программное обеспечение
- Глава 6. Internet и intranet – компьютерные сети XXI века История создания internet
- Принципы работы internet
- Провайдеры услуг
- Информация, доступная в Internet
- Броузеры
- Электронная почта (e-mail)
- Телеконференции UseNet
- Телеконференции и их тематика
- Перспективы развития internet
- Задание 3
- Рекомендуемая литературы
- Глава 7. Финансово-экономические расчеты с помощью microsoft excel Основные категории финансово-экономических расчетов
- Решение:
- Расчет процентов с использование процентных чисел
- Решение:
- Финансовые функции ехсеl как основа практических расчетов в современных условиях Сущность финансовых функций
- Операции наращения
- Простые проценты
- Решение:
- Решение:
- Сложные проценты
- Решение:
- Решение:
- Финансовые ренты
- Решение:
- Операции дисконтирования
- Решение:
- Решение:
- Решение:
- Определение срока финансовой операции
- Определение процентной ставки
- Задания