logo search
КОМЕРЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Проекты gazeta.Ru и lenta.Ru

«Жизнь современного человека немыслима без знания новостных фактов, которыми раньше и не приходило в голову интересоваться. Свыше ста тысяч человек узнают о событиях из Интернета.

На вопросы отвечают Антон Носик и Владислав Бородулин:

Как получилось, что Газета.Ру стала Лентой.Ру?

А. Н.:Газете.Ру дали стартовое финансирова­ние на три месяца издания. После этого она должна была закрыться. Но через три меся­ца было принято решение не закрывать про­ект. Мне дали финансирование еще на пол­года. Я долго рассматривал это предложение, но в итоге отклонил. Модель, которую мне предложили, была прямо противопоказана для Интернет-редакции, где важные стратегиче­ские решения должны приниматься быстро, а процедура вертикальных согласований — ограничиваться собранием совета директоров раз в квартал.

В июне 1999 года начался поиск другой ре­дакции для Газеты.Ру. К началу августа она была уже собрана. Две недели она писала материалы, а мои сотрудники их выкладыва­ли в нашей верстке и дизайне Артемия Лебе­дева. После полутора месяцев технической отладки, 13 сентября 1999 года, я получил сигнал о готовности новой команды к под­держке собственного сервера и перевел до­мен на его нынешний адрес.

В. Б.:Газета.Ру 1999 года выпуска носила довольно клубный характер. Это была не­кая тусовка, которая жила в Интернете, пи­сала для него и тут же его потребляла. В 1999 году произошел первый интернет-бум не только в финансовом смысле, но и в смысле интереса к нему не программистов, не компьютерщиков, а, грубо говоря, бан­ковских клерков, то есть людей, которые с компьютером обращаются, как с прибором, волею судеб установленном у них на столе. Нам нужно было попытаться представить для них привычный формат бумажной га­зеты, только в электронном виде, избавить Газету.Ру от клубного принципа.

Собственно говоря, у нас в редакции не бы­ло никого, кто имел бы опыт работы в Интер­нете (за исключением технического директо­ра). Журналисты пришли из «Коммерсанта», «Известий», «Эксперта», «Итогов», «Спорт-экспресс», «Советского спорта» — традицион­ных бумажных газет. Они могли сделать про­дукт, а техническая команда нужна была для того, чтобы «поженить» контент с Интернетом.

Как ваше издание раскручивалось, набирало популярность?

А. Н.:Для начала Владислав Бородулин благо­родно позволил мне забрать в Ленту всю ауди­торию «моей» Газеты.Ру. В тот период, когда но­вая редакция газеты готовилась к запуску, а Лента. Ру уже существовала, именно она постав­ляла в Газету.Ру новостной блок, и все «ушки» Газеты.Ру вели на Ленту.Ру. В первый месяц существования примерно половина трафика Ленты.Ру была получена из этого источника. Важную роль в старте Ленты.Ру сыграли взрывы домов в Москве. После первого из этих взрывов Дима Вернер объявил траур на сво­ем сервере Анекдот.Ру. Он сделал главную страницу черной и оставил там одну ссылку: на сообщение Ленты.Ру о взрывах. В сентяб­ре 1999 года у Ленты.Ру было 150 000 уникаль­ных читателей. К моменту гибели «Курска» мы перешли рубеж в полмиллиона. Сейчас ти­раж Ленты.Ру стабильно превышает миллион посетителей в месяц.

В. Б.:Посещаемость нагоняется по вполне отра­ботанным технологиям Интернет-маркетинга. Это и китайский порнотрафик, и какие-то дру­гие способы. Наше, как сейчас выяснилось, счастье, что мы и тогда не умели этим зани­маться, и сейчас, в сущности, не умеем. По­началу нас очень много обвиняли в том, что мы накручиваем. Мы говорили: «Покажите нам, как накручивать, и, может быть, мы бы стали этим пользоваться!» В силу того что в редакции собрались довольно специфичные люди, этого никто не умел делать, и поэтому данный путь был для нас закрыт.

Мы и сейчас придерживаемся довольно консервативной политики по продвиже­нию в Сети. Я не могу сказать, что мы совсем не рекламируемся, нет. Точно так же, как и все, запускаем баннеры, участвуем в баннерообменных сетях и т. п. Но мне ка­жется, это все-таки можно назвать консер­вативной политикой, потому что за все то время, пока мы не занимались агрессив­ным Интернет-маркетингом, мы заработали себе репутацию ресурса с очень качест­венной аудиторией, и теперь продаем свою репутацию — обмениваем ее на деньги, которые к нам поступают от рекламы. По­тому что рекламные агентства за эти годы убедились, что мы не накручиваем трафик. Тот трафик, который у нас есть, — это все реальная и довольно качественная аудито­рия. И сейчас это стало для нас выигрыш­ным моментом.

С самого начала мы позиционировали се­бя как респектабельный ресурс. Такой подход медленнее дает плоды, но зато более стаби­лен. Мы делали единственную рекламную ак­цию несколько лет назад — развешивали сти-керы в метро. С тех пор только довольно консервативная политика в отношении учас­тия в баннерных сетях, ну и молва.

Расскажите о редакции вашего издания.

А. Н.:Первоначальная редакция состояла из людей творческих, проявивших себя публи­кациями в Интернете: Алексей Андреев, Ни­колай Данилов (Норвежский Лесной), Андрей Цунский, Александр Гагин, Сергей Кузнецов, дизайнер Дмитрий Белинский (создавший впоследствии сайты всех Интернет-проектов ОАО «Первый канал», но в те времена более известный в узких кругах как Нпху, создатель дизайна Гиск.ш). Ни у кого из перечисленных опыта работы в новостном СМИ не было, нобыл опыт написания для интернет-СМИ и/или публикации на бумаге.

По мере перехода от газетного формата к информагентству возникла потребность в тружениках новостного конвейера, людях со стажем. Сразу четыре человека пришли к нам из новостной службы ИД «КоммерсантЪ», при­шли люди из РБК и «Итогов», отстроилось вза­имодействие между выпускающим редактором дня, службой мониторинга и пишущими редак­торами... Важным кадровым резервом для нас является журфак МГУ, где я уже отчитал де­вять семестров спецкурса по интернет-жур-налистике с негласным названием «Как стать нашим сотрудником». Сейчас в Ленте.Ру нет громких имен: ушли и Андреев, и Лесной, и Нпху, прекратилось сотрудничество с Гагиным и Кузнецовым... Здесь нет места для автор­ских форматов. Сейчас у нас работает в об­щей сложности около 30 человек, пишу­щих — не более 25.

В. Б.:Вся редакция занимает один зал, в котором установлено около шестидесяти рабочих мест. Писателей не очень много, а все люди, которые работают на создании ленты новостей, «Новостей часа» и все по­мещаются в маленькой комнате. Учитывая их круглосуточный характер работы, их там девять человек, по-моему. Газета.Ру рабо­тает круглосуточно кроме единственной ночи — новогодней.

Когда происходят события, увеличи­вающие посещаемость сайта взрыво-образно, как ваш сервер справляется с нагрузками? Что вы делаете для об­легчения сайта в такие моменты? А. Н. Мы отключаем графические элементы, рекламу, это позволяет высвободить полови­ну нагрузки на сервер. Но если приток посе­тителей десятикратно превосходит обычную нагрузку, облегчение слабо чувствуется. Впрочем, все решается в течение нескольких часов. Подключаем дополнительные серверы, зеркала, кешируем страницы.

Сегодня мы имеем около 120 тысяч чита­телей в будний день и готовы к тому, что их станет 240 тысяч через год-другой. Но взры-вообразные всплески интереса по-другому устроены. Там люди не распределяются рав­номерно по часам. Они рвутся всей толпой в одну определенную минуту. И в эту минуту нагрузка может возрасти в десятки раз, если не в сотни. Иметь такой запас прочности ра­ди нескольких часов в год совершенно разо­рительно, в России никто этого не делает. Поэтому в конкретную минуту взрыва в московском метро Лента.Ру, естественно, начинает тормозить. Так же, как и все про­чие востребованные СМИ (малотиражные продолжают спокойно работать).

В. Б.:После того как Газета.Ру совершенно ка­питальным образом легла на «Курске», мы за­нялись этим вопросом. У нас установлена очень мощная система из акселераторов, по­этому, чтобы Газета. Ру вообще не отвечала, та­кого уже нет. Есть затруднения с доступом, но они есть абсолютно у всех.

Разумеется, мы сокращаем страницу. Есть специальный экстренный макет, когда мы от­рубаем все лишнее, оставляем только те со­общения, которые относятся к событию, вы­звавшему такой всплеск. От рекламы мы не можем отказаться даже в таких кризисных ситуациях: баннеры мы не убираем, потому что за них получили деньги и не имеем пра­ва их вырезать.

Последний раз максимально облегчить Газету.Ру потребовалось после взрыва в ме­тро б февраля, тогда мы перешли на экстрен­ный макет. Катастрофа в аквапарке такого пе­рехода не потребовала. Мы следим за нагрузкой, и если она превышает определен­ное критическое значение, то сайт переходит на экстренный макет.

На какие деньги существует ваше издание? Неужели это только Интернет-реклама?

А. Н.:Чистая рекламная модель. Издание с су­точной аудиторией более ста тысяч человек, да еще и с известным качеством этой аудито­рии (бомжей, ветеранов станка, лиц без обра­зования и других избирателей КПРФ среди на­ших читателей не густо) имеет право претендовать на свою долю в рекламных бю­джетах самых серьезных российских рекламо­дателей. И активно пользуется этим правом. Главный сдерживающий фактор для рос­та рекламы в Интернете — лень и не любо­пытство рекламных агентств, которые со­противляются новой реальности. Но это сопротивление обречено, ибо шила в меш­ке не утаишь. Никакой рекламный носи­тель в современном мире не может конку­рировать с Интернетом по цене/качеству, если мы говорим о продвижении товаров и услуг дороже $100 за единицу. Если кто-то из рекламодателей этого еще не понял, он теряет больше денег на упущенных прода­жах, чем я на его не дошедшей до меня рек­ламе. Мне даже нравится, что сегодня не­которые компании, топырящие пальцы на тему «мы слишком крутые, чтобы реклами­роваться в Интернете», на глазах у всего честного народа проигрывают своим же конкурентам. Которые недостаточно кру­тые, видимо. Зато эффективнее окучивают свою целевую аудиторию: тратят меньше денег, привлекают больше клиентов.

В. Б.:У нас есть три источника, откуда при­ходят деньги. Они, конечно, неравнознач­ные. Первый — это коммерческая реклама, самый важный источник дохода. В послед­нем отчете Российской ассоциации рек­ламных агентств были приведены данные, что в 2003 году общий рынок Интернет - рекламы составил $18 млн. Прогноз на 2004 год — 25 млн. И хотя по тиражам мы уже сравнялись с бумажными газетами, Интернет - реклама по-прежнему дешевле, по­этому наши доходы всегда меньше, чем у традиционной прессы.

Второй источник — оказание программистско-дизайнерских услуг, создание сайтов. Мы можем создать либо только оболочку (то есть только дизайн), а можем и полный ком­плект, включающий систему обновления сай­та, по аналогии с той, что существует у нас.

Третий — это контент-менеджмент. Иногда мы выступаем в качестве цеха по писанию за­меток. Писательство — это довольно прибыль­ная вещь на самом деле. Во всех суперсделках на медийном рынке покупается и прода­ется коллектив. Имущество редакции мало че­го стоит, очень дорогого стоят сами люди. Со­брать дееспособную редакцию — это очень тяжелая задача.

Разумеется, второй и третий источники до­ходов в разы и на порядки отличаются от до­ходов от коммерческой рекламы.»[10]