Проекты gazeta.Ru и lenta.Ru
«Жизнь современного человека немыслима без знания новостных фактов, которыми раньше и не приходило в голову интересоваться. Свыше ста тысяч человек узнают о событиях из Интернета.
На вопросы отвечают Антон Носик и Владислав Бородулин:
Как получилось, что Газета.Ру стала Лентой.Ру?
А. Н.:Газете.Ру дали стартовое финансирование на три месяца издания. После этого она должна была закрыться. Но через три месяца было принято решение не закрывать проект. Мне дали финансирование еще на полгода. Я долго рассматривал это предложение, но в итоге отклонил. Модель, которую мне предложили, была прямо противопоказана для Интернет-редакции, где важные стратегические решения должны приниматься быстро, а процедура вертикальных согласований — ограничиваться собранием совета директоров раз в квартал.
В июне 1999 года начался поиск другой редакции для Газеты.Ру. К началу августа она была уже собрана. Две недели она писала материалы, а мои сотрудники их выкладывали в нашей верстке и дизайне Артемия Лебедева. После полутора месяцев технической отладки, 13 сентября 1999 года, я получил сигнал о готовности новой команды к поддержке собственного сервера и перевел домен на его нынешний адрес.
В. Б.:Газета.Ру 1999 года выпуска носила довольно клубный характер. Это была некая тусовка, которая жила в Интернете, писала для него и тут же его потребляла. В 1999 году произошел первый интернет-бум не только в финансовом смысле, но и в смысле интереса к нему не программистов, не компьютерщиков, а, грубо говоря, банковских клерков, то есть людей, которые с компьютером обращаются, как с прибором, волею судеб установленном у них на столе. Нам нужно было попытаться представить для них привычный формат бумажной газеты, только в электронном виде, избавить Газету.Ру от клубного принципа.
Собственно говоря, у нас в редакции не было никого, кто имел бы опыт работы в Интернете (за исключением технического директора). Журналисты пришли из «Коммерсанта», «Известий», «Эксперта», «Итогов», «Спорт-экспресс», «Советского спорта» — традиционных бумажных газет. Они могли сделать продукт, а техническая команда нужна была для того, чтобы «поженить» контент с Интернетом.
Как ваше издание раскручивалось, набирало популярность?
А. Н.:Для начала Владислав Бородулин благородно позволил мне забрать в Ленту всю аудиторию «моей» Газеты.Ру. В тот период, когда новая редакция газеты готовилась к запуску, а Лента. Ру уже существовала, именно она поставляла в Газету.Ру новостной блок, и все «ушки» Газеты.Ру вели на Ленту.Ру. В первый месяц существования примерно половина трафика Ленты.Ру была получена из этого источника. Важную роль в старте Ленты.Ру сыграли взрывы домов в Москве. После первого из этих взрывов Дима Вернер объявил траур на своем сервере Анекдот.Ру. Он сделал главную страницу черной и оставил там одну ссылку: на сообщение Ленты.Ру о взрывах. В сентябре 1999 года у Ленты.Ру было 150 000 уникальных читателей. К моменту гибели «Курска» мы перешли рубеж в полмиллиона. Сейчас тираж Ленты.Ру стабильно превышает миллион посетителей в месяц.
В. Б.:Посещаемость нагоняется по вполне отработанным технологиям Интернет-маркетинга. Это и китайский порнотрафик, и какие-то другие способы. Наше, как сейчас выяснилось, счастье, что мы и тогда не умели этим заниматься, и сейчас, в сущности, не умеем. Поначалу нас очень много обвиняли в том, что мы накручиваем. Мы говорили: «Покажите нам, как накручивать, и, может быть, мы бы стали этим пользоваться!» В силу того что в редакции собрались довольно специфичные люди, этого никто не умел делать, и поэтому данный путь был для нас закрыт.
Мы и сейчас придерживаемся довольно консервативной политики по продвижению в Сети. Я не могу сказать, что мы совсем не рекламируемся, нет. Точно так же, как и все, запускаем баннеры, участвуем в баннерообменных сетях и т. п. Но мне кажется, это все-таки можно назвать консервативной политикой, потому что за все то время, пока мы не занимались агрессивным Интернет-маркетингом, мы заработали себе репутацию ресурса с очень качественной аудиторией, и теперь продаем свою репутацию — обмениваем ее на деньги, которые к нам поступают от рекламы. Потому что рекламные агентства за эти годы убедились, что мы не накручиваем трафик. Тот трафик, который у нас есть, — это все реальная и довольно качественная аудитория. И сейчас это стало для нас выигрышным моментом.
С самого начала мы позиционировали себя как респектабельный ресурс. Такой подход медленнее дает плоды, но зато более стабилен. Мы делали единственную рекламную акцию несколько лет назад — развешивали сти-керы в метро. С тех пор только довольно консервативная политика в отношении участия в баннерных сетях, ну и молва.
Расскажите о редакции вашего издания.
А. Н.:Первоначальная редакция состояла из людей творческих, проявивших себя публикациями в Интернете: Алексей Андреев, Николай Данилов (Норвежский Лесной), Андрей Цунский, Александр Гагин, Сергей Кузнецов, дизайнер Дмитрий Белинский (создавший впоследствии сайты всех Интернет-проектов ОАО «Первый канал», но в те времена более известный в узких кругах как Нпху, создатель дизайна Гиск.ш). Ни у кого из перечисленных опыта работы в новостном СМИ не было, нобыл опыт написания для интернет-СМИ и/или публикации на бумаге.
По мере перехода от газетного формата к информагентству возникла потребность в тружениках новостного конвейера, людях со стажем. Сразу четыре человека пришли к нам из новостной службы ИД «КоммерсантЪ», пришли люди из РБК и «Итогов», отстроилось взаимодействие между выпускающим редактором дня, службой мониторинга и пишущими редакторами... Важным кадровым резервом для нас является журфак МГУ, где я уже отчитал девять семестров спецкурса по интернет-жур-налистике с негласным названием «Как стать нашим сотрудником». Сейчас в Ленте.Ру нет громких имен: ушли и Андреев, и Лесной, и Нпху, прекратилось сотрудничество с Гагиным и Кузнецовым... Здесь нет места для авторских форматов. Сейчас у нас работает в общей сложности около 30 человек, пишущих — не более 25.
В. Б.:Вся редакция занимает один зал, в котором установлено около шестидесяти рабочих мест. Писателей не очень много, а все люди, которые работают на создании ленты новостей, «Новостей часа» и все помещаются в маленькой комнате. Учитывая их круглосуточный характер работы, их там девять человек, по-моему. Газета.Ру работает круглосуточно кроме единственной ночи — новогодней.
Когда происходят события, увеличивающие посещаемость сайта взрыво-образно, как ваш сервер справляется с нагрузками? Что вы делаете для облегчения сайта в такие моменты? А. Н. Мы отключаем графические элементы, рекламу, это позволяет высвободить половину нагрузки на сервер. Но если приток посетителей десятикратно превосходит обычную нагрузку, облегчение слабо чувствуется. Впрочем, все решается в течение нескольких часов. Подключаем дополнительные серверы, зеркала, кешируем страницы.
Сегодня мы имеем около 120 тысяч читателей в будний день и готовы к тому, что их станет 240 тысяч через год-другой. Но взры-вообразные всплески интереса по-другому устроены. Там люди не распределяются равномерно по часам. Они рвутся всей толпой в одну определенную минуту. И в эту минуту нагрузка может возрасти в десятки раз, если не в сотни. Иметь такой запас прочности ради нескольких часов в год совершенно разорительно, в России никто этого не делает. Поэтому в конкретную минуту взрыва в московском метро Лента.Ру, естественно, начинает тормозить. Так же, как и все прочие востребованные СМИ (малотиражные продолжают спокойно работать).
В. Б.:После того как Газета.Ру совершенно капитальным образом легла на «Курске», мы занялись этим вопросом. У нас установлена очень мощная система из акселераторов, поэтому, чтобы Газета. Ру вообще не отвечала, такого уже нет. Есть затруднения с доступом, но они есть абсолютно у всех.
Разумеется, мы сокращаем страницу. Есть специальный экстренный макет, когда мы отрубаем все лишнее, оставляем только те сообщения, которые относятся к событию, вызвавшему такой всплеск. От рекламы мы не можем отказаться даже в таких кризисных ситуациях: баннеры мы не убираем, потому что за них получили деньги и не имеем права их вырезать.
Последний раз максимально облегчить Газету.Ру потребовалось после взрыва в метро б февраля, тогда мы перешли на экстренный макет. Катастрофа в аквапарке такого перехода не потребовала. Мы следим за нагрузкой, и если она превышает определенное критическое значение, то сайт переходит на экстренный макет.
На какие деньги существует ваше издание? Неужели это только Интернет-реклама?
А. Н.:Чистая рекламная модель. Издание с суточной аудиторией более ста тысяч человек, да еще и с известным качеством этой аудитории (бомжей, ветеранов станка, лиц без образования и других избирателей КПРФ среди наших читателей не густо) имеет право претендовать на свою долю в рекламных бюджетах самых серьезных российских рекламодателей. И активно пользуется этим правом. Главный сдерживающий фактор для роста рекламы в Интернете — лень и не любопытство рекламных агентств, которые сопротивляются новой реальности. Но это сопротивление обречено, ибо шила в мешке не утаишь. Никакой рекламный носитель в современном мире не может конкурировать с Интернетом по цене/качеству, если мы говорим о продвижении товаров и услуг дороже $100 за единицу. Если кто-то из рекламодателей этого еще не понял, он теряет больше денег на упущенных продажах, чем я на его не дошедшей до меня рекламе. Мне даже нравится, что сегодня некоторые компании, топырящие пальцы на тему «мы слишком крутые, чтобы рекламироваться в Интернете», на глазах у всего честного народа проигрывают своим же конкурентам. Которые недостаточно крутые, видимо. Зато эффективнее окучивают свою целевую аудиторию: тратят меньше денег, привлекают больше клиентов.
В. Б.:У нас есть три источника, откуда приходят деньги. Они, конечно, неравнозначные. Первый — это коммерческая реклама, самый важный источник дохода. В последнем отчете Российской ассоциации рекламных агентств были приведены данные, что в 2003 году общий рынок Интернет - рекламы составил $18 млн. Прогноз на 2004 год — 25 млн. И хотя по тиражам мы уже сравнялись с бумажными газетами, Интернет - реклама по-прежнему дешевле, поэтому наши доходы всегда меньше, чем у традиционной прессы.
Второй источник — оказание программистско-дизайнерских услуг, создание сайтов. Мы можем создать либо только оболочку (то есть только дизайн), а можем и полный комплект, включающий систему обновления сайта, по аналогии с той, что существует у нас.
Третий — это контент-менеджмент. Иногда мы выступаем в качестве цеха по писанию заметок. Писательство — это довольно прибыльная вещь на самом деле. Во всех суперсделках на медийном рынке покупается и продается коллектив. Имущество редакции мало чего стоит, очень дорогого стоят сами люди. Собрать дееспособную редакцию — это очень тяжелая задача.
Разумеется, второй и третий источники доходов в разы и на порядки отличаются от доходов от коммерческой рекламы.»[10]
- Комерция в интернете
- Интернет – магазины.
- Бойцовский клуб.
- Онлайновые казино
- Немного о законах
- 100% Выигрыш в казино
- Игра на бирже Онлайновые дельцы
- Третьи руки
- Софтверный метод
- Технология победы
- Частые ошибки
- Московская и Международная валютные биржи
- Виртуальные деньги.
- Как потратить деньги
- Как всё это работает
- Существующее положение
- Безопасность онлайн-платежей
- Есть предложение – нет спроса
- Будущее платежных систем
- Виртуальные деньги и закон.
- Реклама в Интернете. Банеры.
- Проекты gazeta.Ru и lenta.Ru
- Интернет для школьников
- Банеры.