Звук в мультимедиа. Midi-звук и цифровой звук. Проигрывание мелодий со звуковых компактов с помощью универсальных программных средств. Запись речи в цифровой файл и прослушивание речи.
Любой мультимедиа–ПК имеет в своем составе плату–аудиоадаптер. С легкой руки фирмы Creative Labs (Сингапур), назвавшей свои первые аудиоадаптеры звонкими словами Sound Blaster, эти устройства часто именуются “саундбластерами”. Аудиоадаптер дал компьютеру не только стереофоническое звучание, но и возможность записи на внешние носители звуковых сигналов. Как уже было сказано ранее, дисковые накопители ПК совсем не подходят для записи обычных (аналоговых) звуковых сигналов, так как рассчитаны для записи только цифровых сигналов, которые практически не искажаются при их передаче по линиям связи.
Аудиоадаптер имеет аналого–цифровой преобразователь (АЦП), периодически определяющий уровень звукового сигнала и превращающий этот отсчет в цифровой код. Он и записывается на внешний носитель уже как цифровой сигнал.
Цифровые выборки реального звукового сигнала хранятся в памяти компьютера (например, в виде WAV–файлов). Считанный с диска цифровой сигнал подается на цифро–аналоговый преобразователь (ЦАП), который преобразует цифровые сигналы в аналоговые. После фильтрации их можно усилить и подать на акустические колонки для воспроизведения.
Другой способ воспроизведения звука заключается в его синтезе. При поступлении на синтезатор некоторой управляющей информации по ней формируется соответствующий выходной сигнал. Современные аудиоадаптеры синтезируют музыкальные звуки двумя способами: методом частотной модуляции FM (Frequency Modulation) и с помощью волнового синтеза (выбирая звуки из таблицы звуков, Wave Table). Второй способ обеспечивает более натуральное звучание.
Стандартный FM–синтез имеет средние звуковые характеристики, поэтому на картах устанавливаются сложные системы фильтров против возможных звуковых помех.
Суть технологии WT–синтеза состоит в следующем. На самой звуковой карте устанавливается модуль ПЗУ с «зашитыми» в него образцами звучания настоящих музыкальных инструментов — сэмплами, а WT–процессор с помощью специальных алгоритмов даже по одному тону инструмента воспроизводит все его остальные звуки. Кроме того, многие производители оснащают свои звуковые карты модуляторами ОЗУ, так что есть возможность не только записывать произвольные сэмплы, но и подгружать новые инструменты [3].
Управляющие команды для синтеза звука могут поступать на звуковую карту не только от компьютера, но и от другого, например, MIDI (Musical Instruments Digital Interface) устройства. Собственно MIDI определяет протокол передачи команд по стандартному интерфейсу. MIDI–сообщение содержит ссылки на ноты, а не запись музыки как таковой. В частности, когда звуковая карта получает подобное сообщение, оно расшифровывается (какие ноты каких инструментов должны звучать) и отрабатывается на синтезаторе. В свою очередь компьютер может через MIDI управлять различными «интеллектуальными» музыкальными инструментами с соответствующим интерфейсом.
Программы для работы со звуком можно условно разделить на две большие группы: программы-секвенсоры и программы, ориентированные на цифровые технологии записи звука, так называемые звуковые редакторы.
MIDI-секвенсоры предназначены для создания музыки. С помощью секвенсоров выполняется кодировка музыкальных пьес. Они используются для аранжировки, позволяя “прописывать” отдельные партии, назначать тембры инструментов, выстраивать уровни и балансы каналов (треков), вводить музыкальные штрихи (акценты громкости, временное смещение, отклонения от настройки, модуляция и проч.). В отличие от обычного сочинения музыки эффективное использование секвенсора требует от композитора-аранжировщика специальных инженерных знаний. Программы звуковых редакторов позволяют записывать звук в режиме реального времени на жесткий диск компьютера и преобразовывать его, используя возможности цифровой обработки и объединения различных каналов.
Cakewalk Pro Audio
Профессиональный многодорожечный секвенсор компании Twelve Tone Systems. Поддерживает до 64 аудиодорожек и 256 — MIDI, 64 канала звуковых эффектов. Cakewalk был одним из первых программных продуктов, в котором появилась поддержка дополнительных подключаемых модулей (plug-in) разнообразных аудиоэффектов, созданных для интерфейса DirectX. Характерная особенность DirectX-эффектов заключается в том, что все они работают в реальном времени — достаточно щелкнуть по кнопке Preview, и можно настраивать все параметры выбранного эффекта прямо в процессе воспроизведения звукового фрагмента.
Sound Forge
Программа Sound Forge является одним из лидеров среди звуковых редакторов. Она обладает мощными функциями редактирования, позволяет встраивать любые подключаемые модули, поддерживающие технологию DirectX, имеет удобный современный интерфейс. Включает две дополнительных компонента: Batch Converter, позволяющий объединить группу файлов в один общий файл, и Spectrum Analysis, представляющий данные в двух видах (спектр и фонограмма).
WaveLab
Стереоредактор фирмы Steinberg входит в группу лидеров среди звуковых редакторов. Это самый быстрый пакет для редактирования звука. Он обладает множеством эффектов, обеспечивает запись CDR, анализ спектров, имеет возможность работы со встроенными подключаемыми модулями DirectX и VST, поддерживает многие форматы звуковых файлов, в том числе и mp3. Программа открывает звуковой файл в двух окнах: первое — для общего обзора, а второе — для конкретного редактирования. Существует возможность открывать несколько файлов одновременно. Они могут быть сведены в группу и сохранены как проект. Большой массив звуковых файлов можно объединить в базу данных [7].
Познакомиться с работой программных средств, позволяющих записать и воспроизвести звуковой файл, учащиеся могут на примере интегрированных программ для работы со звуком, имеющихся в стандартном пакете, поставляемом с операционной системой MS Windows различных версий. К ним относится программа Windows Media Player, которая позволяет проигрывать звуковые и видеофайлы, простенькая программа «Звукозапись» для записи звука с микрофона на жесткий диск (не позволяет редактировать файл). С пакетом операционной системы Windows XP поставляется комплект программ Windows Media, имеющих в составе Windows Media File Editor – простую по возможностям и интерфейсу программу, позволяющую обрабатывать звуковые файлы форматов *wma, *wmv и mp3. Широко используется в пользовательской практике и программа Winamp, позволяющая качественно воспроизвести звуковые файлы практически всех известных форматов.
- ОГлавление
- Глава 1 Мультимедиа: понятие, состав, применение 5
- Глава 2. Использование программного обеспечения для создания презентаций 30
- Введение
- Глава 1 Мультимедиа: понятие, состав, применение
- Требования к содержанию курса
- Мультимедиа. Состав мультимедиа: текст, графика, звук, анимация, видео. Применение мультимедийных технологий
- Аппаратные и программные средства мультимедиа-технологий
- Звук в мультимедиа. Midi-звук и цифровой звук. Проигрывание мелодий со звуковых компактов с помощью универсальных программных средств. Запись речи в цифровой файл и прослушивание речи.
- Текст в мультимедиа.
- Графика в мультимедиа
- Анимация в мультимедиа
- Глава 2. Использование программного обеспечения для создания презентаций
- Использование программного обеспечения для создания презентаций
- Этапы работы над презентацией
- Знакомство с основными элементами программы
- Выбор способа создания презентации
- Ввод текста
- Добавление звука
- Пункт списка Фильмы и звук
- Добавление графических объектов
- Пункт списка
- Панель Рисование
- Раскрывающийся список автофигур
- Применение эффектов анимации
- Настройка и представление презентации
- Заключение
- 12. Текст в мультимедиа
- 13. Графика в мультимедиа
- 14. Анимация в мультимедиа
- Список использованных источников
- Приложение