8.5. Организация «меню» в программных системах
Прикладные программы нацелены на широкий круг пользователей (непрограммистов) и предполагают диалоговый режим работы человека с компьютером. Широкой популярностью пользуются программы, обладающие дружественным интерфейсом, т.е. таким, который не требует от пользователя больших усилий в работе со всеми необходимыми периферийными устройствами, специальных настроек компьютера и обладает удобной системой управления и диалога.
Интерактивный режим в прикладных программах осуществляется по двум принципам: «смотри и выбирай» и «подтверждай то, что я делаю». Программы не утрачивают работоспособности при ошибках пользователя, позволяют легко и безболезненно исправлять ошибочные действия путем их отмены, а также обращаться в любой момент к контекстной помощи. Все принципы дружественного интерфейса реализуются специальной системой интерактивного (диалогового) общения компьютерной программы и пользователя, называемой «пользовательским меню» или просто «меню».
«Меню» представляет набор команд, указаний и данных, который в любой момент доступен пользователю для выбора дальнейшего действия. Указатель (курсор) имеет возможность циклически сканировать меню и управляется клавишами со стрелками и/или манипулятором «мышь». Выбор команды осуществляется установкой курсора на его пункт и нажатием клавиши ввода <Enter>, или указанием стрелки «мыши» и двойным щелчком ее клавиши. Более быстрый выбор команды может быть осуществлен нажатием специальных клавиш или их комбинацией. Как правило, в них участвуют клавиши с буквой, с которой начинается название команды. По своей организации меню представляет иерархическую структуру с системой вложенных подменю («выплывающие», «ниспадающие», «оконные» и пр.) с возможностью возврата из любого пункта в главное (основное) меню.
Меню бывает текстовым и/или графическим с комментариями по каждому своему пункту. Прикладные программы дополнительно имеют функциональное клавишное меню для быстрого выполнения каких-либо команд («горячие клавиши» -«hot key»). Например, функциональная клавиша F1 чаще используется для экстренного вызова справочной информации (Help - помощь), клавиша F2 - для сохранения данных во внешней памяти.
Фирмы-разработчики программных средств организуют программные меню по своим стандартам и единообразно. Так, например, фирма «Борланд» практикует свой фирменный интерфейс, который легко распознается всеми программистами и пользователями, работающими в системах программирования Турбо: Турбо-Паскаль, Турбо-Бейсик, Турбо-Си и т.п. (см. выше рис.2.10). В верхней части экрана дисплея в Турбо-программах помещается горизонтально главное меню, каждый пункт которого может иметь ниспадающее подменю. В нижней части помещаются команды для функциональных клавиш («горячие» клавиши), рядом - строка статуса, которая дает комментарии к выбираемым командам меню и некоторые параметры состояния прикладной программы.
Таким образом, меню - это некоторый перечень команд (функций), которые имеются в распоряжении пользователя на различных этапах работы с программной системой.
Исторически первым видом «меню» можно считать перечень команд в виде пронумерованного списка возможных функций
Например:
1 - редактирование текста;
2-трансляция программы;
3 - выход.
Оставалось лишь выбрать режим путем нажатия клавиши с его номером и клавиши <Ввод>.
Другой вариант такого меню - ненумерованный список команд, в котором выбор нужной команды осуществляется нажатием клавиши с первой буквой ее имени.
Например:
Редактирование текста;
Трансляция программ;
Выход.
Еще один схожий способ, бывший ранее популярным - наличие справа или слева от списка стрелки, движение которой по вертикали управляется клавишами ↓ и ↑. Установив стрелку против нужной строки и нажав клавишу <Ввод>, осуществляем выбор нужной команды.
Например:
Редактирование текста;
Трансляция программ; <=
Выход.
Подобный вид меню определялся уровнем развития аппаратной и программной частей компьютера и вынужденной необходимостью ориентации на алфавитно-цифровые (символьные) дисплеи.
Дальнейшее развитие числовых меню привело к символьным меню, в которых выбор заданной функции осуществлялся с помощью ввода соответствующего символа или с помощью функциональных клавиш клавиатуры Fl, F2, F3 ...
Принципиальным шагом в организации эффективных пользовательских меню стало использование графических средств. Появилась возможность создать указатель (в разных программных средах - светящийся курсор, стрелка, выделенный прямоугольник и т.п.), перемещающийся с помощью клавиш со стрелками, а выбор пункта меню осуществлять нажатием специальной клавиши, как правило, ENTER или <Пробел>.
Один из признаков дружественности меню - когда подведение указателя к некоторому элементу меню отображает комментарий функционального назначения. Например, в пункте Текст может появиться комментарий:
Операции над текстом в целом: считывание, запись, печать
Если выбрать этот пункт меню нажатием клавиши ввода ENTER, то появится подменю команд работы с текстом.
Подобный принцип иерархии в построении меню, который включает главное (основное меню) и дерево подменю, позаимствован из организации структуры директорий (каталогов) файловой системы компьютера. Теперь появилась возможность строить не только дружественный интерфейс, но и дизайн. Возникли меню с системой «ниспадающих», «всплывающих», «многооконных» и т.д. подменю.
Современные типы меню строятся с использованием графического и символьного режимов. Символьный принцип в меню используют для выбора быстрых команд. Соответствующим командам назначаются клавиши, их комбинации или функциональные клавиши Fl ... F 12.
Существует определенная традиция действий «горячих» клавиш. В частности, в большинстве программ клавиша F2 сохраняет результаты работы, комбинация ALT+X осуществляет выход из программы и т.д.
Значительные удобства пользователю предоставляет специальный манипулятор «мышь», который позволил серьезно облегчить и предоставить комфортные условия работы. Перемещая с помощью мыши указатель, можно одним нажатием кнопки мыши вызвать требуемую функцию.
Современные программные системы построены на интерактивных меню, использующих принцип «кнопки», которые требуют от пользователя минимальных знаний и действий. В них закладывается удобный и оптимальный для работы человека диалоговый режим. Меню содержат интерактивные формы:
• с шаблоном ответа
Продолжить? Y/N
• со справочником ответа
Какой цвет назначить: черный белый красный голубой
• с назначением параметров, рис. 2.12;
• многостраничные формы, рис. 2.13.
Рис. 2.12. Пример меню с назначением параметров (меню формы печати в Word)
Рис.2.13. Пример многостраничного меню (свойства обозревателя Internet Explorer 4.0)
Интерфейс современных меню строится таким образом, чтобы запрос-ответ пользователя был однозначен, прост и удобен. В силу большой значимости систем организации меню, в большинстве инструментальных сред для разработки программ предусматриваются специальные процедуры и объекты создания меню. Особенное внимание им уделяется в системах управления базами данных (СУБД), авторских системах, в объектно-ориентированных языках программирования.
При работе е прикладными программами пользователю приходится сталкиваться в первую очередь с меню. От того, как он освоил работу с его пунктами, зависит эффективность использования информационной технологии.
- 4. Конспекты лекций лекция №1. Операционные системы
- 1.1. Назначение и основные функции операционных систем
- 1.2. Понятие файловой системы
- 1.3. Операционные системы для компьютеров типа ibm pc
- Лекция №2. Оболочки операционных систем
- Лекция № 3. Основные понятия и определения компьютерных сетей
- Компоненты лвс.
- Исторический обзор
- Сетевые коммуникации Сигналы и протоколы
- Функции сетевых протоколов
- Взаимодействие протоколов
- Лекция № 4. Классификации сетей Локальные и глобальные вычислительные сети
- Широкополосная и узкополосная передача
- Полудуплексная и полнодуплексная передача
- Сегменты и магистрали
- Клиент-серверные и одноранговые сети
- Однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).
- Характеристики лвс
- Лекция № 5.Сервисы интернет (основные службы) Виды сервисов Интернет
- Сервисы отложенного чтения
- Сервисы прямые
- Сервисы интерактивные
- Электронная почта
- Сетевые новости Usenet
- Списки рассылки
- Система поиска файлов Archie
- Гипертекстовая система Gopher
- Система гипермедиа www
- Гипертекстовая система Hyper-g
- Поисковая система wais
- Сервисы irc, mud, moo
- Инфраструктурные сервисы
- Другие инфраструктурные сервисы
- Лекция № 6. Основные этапы, методы, средства и стандарты разработки программного обеспечения
- Водопадная модель процесса разработки
- Спиральная модель процесса разработки
- Общие характеристики этапов разработки программного обеспечения(по)
- Лекция 7. Понятие о системе программирования
- 7.1. Основные функции и компоненты
- 7.2. Трансляция программ и сопутствующие процессы
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Прикладное программное обеспечение общего назначения
- 8.1. Классификация
- 8.2. Инструментальные программные средства общего назначения
- 8.3. Инструментальные программные средства специального назначения
- 8.4. Программные средства профессионального уровня
- 8.5. Организация «меню» в программных системах
- Методические указания к практическим, лабораторным и контрольным работам. Практические занятия
- Практическое занятие №3 (2 часа) Работа с графическим интерфейсом gnome в системе linux.
- Практическое занятие №4 (4 часа) Работа в командной строке Linux (терминал) Основные понятия и команды