1.2. Автоматизированные информационные системы
С развитием вычислительной техники непосредственно связан процесс становления информационных технологий. Информация становится товаром, стратегическим ресурсом. Для автоматизации процесса приема, хранения, обработки и передачи информации был разработан определенный тип автоматизированных информационных систем управления.
Автоматизированные информационные системы функционируют в определенной предметной области. При этом предметную область можно определить как сферу интересов пользователей данной системы.
Автоматизированные информационные системы – комплекс средств, позволяющий обеспечить непрерывное протекание информационных процессов.
В зависимости от предметной области можно выделить определенный класс таких систем.
Например:
информационные системы управления в образовании;
системы автоматизированного проектирования;
автоматизированные системы научных исследований.
Все эти системы имеют свои задачи и методы обработки информации.
Широкое применение современных вычислительных средств, внедрение в деятельность предприятий методов оптимизации и формализации значительно изменило технологию информационного обеспечения управления.
Любая система управления, в составе которой существует некий коллектив людей, ответственных за ее работы и способный вмешиваться в процесс ее работы называется автоматизированной.
Автоматизированные информационные системы реализуют определенную технологию обработки данных. С точки зрения обработки данных можно выделить следующие виды информационных систем:
Системы обработки транзакций. Такие системы регистрируют продажи и закупки. Транзакция может находится в одном из двух состояний:
Состояния завершения всех изменений и фиксация результата в базе данных системы;
Состояние отмены, все изменения, проделанные в базе данных игнорируются и она возвращается в прежнее состояние на момент начала открытия транзакции.
Информационные системы для управления транзакциями можно подразделить на системы реального масштабы времени и пакетные. В первом случае система выполняется транзакции сразу же после ее инициирование оператором базы данных.
Фактографические информационные системы. В таких системах в базе данных отображаются некоторые данные, полученные в предметной области. Данные фиксируются в виде записей. Запись представляет собой набор полей определенного типа. Организуются записи в массив данных различными способами. Наибольшее распространение получили следующие способы объединения данных:
Иерархический (см. рисунок 1.3). В такой структуре выделяется корневая запись, с которой определенным образом связаны записи нижнего уровня. В свою очередь записи нижнего уровня связаны с записями других уровней. Перекрестные связи между уровнями не допускаются.
Рис.1.3. Иерархическая организация данных.
Сетевой (см. рисунок 1.4). При таком способе связи между записями отсутствует корневая запись, допускаются замкнутые связи между уровнями.
Рис.1.4. Сетевая организация данных.
Реляционный (см. рисунок 1.5). В предметной области выделяются классы, которые представляют собой информационные сущности, данные о которых должны быть зафиксированы в базе данных. При реляционном подходе класс представляется отношением с определенным именем и набором свойств – атрибутов. Далее отношение разворачивается в таблицу, строки которой – экземпляры данной сущности.
Рис.1.5. Процесс преобразования сущности в таблицу.
Документальные информационные системы. В таких системах в базе данных хранится не только информация в виде отдельных фактов, но и копии текстовых документов в электронном виде. Каждый документ, который поступает в базу данных, подвергается процедуре индексирования. Индексирование позволяет выделить поисковые признаки данного документа. Пользователи таких систем должны сформировать на специальном поисковом языке поисковое предписание для отыскания нужного документа.
Разновидностью документальных систем можно считать распределенные информационные системы в глобальной сети Интернет. Основой таких систем является использование технологии гипертекстовых документов. Текст разделяется на фрагменты, которые обычно хранятся в виде отдельных страниц. Страниц по смысловому принципу объединяют в сайты. Страницы на сайте связаны друг с другом ссылками. В результате возникает нелинейная схема взаимосвязей.
Гипертекстовые информационные системы реализованы в сети в виде всемирной паутины World Wide Web (WWW). Информационная система WWW в настоящее время реализует расширенную гипермедийную технологию. Гипермедийные документы позволяет с помощью ссылок обращаться как текстовым документам, так и к графическим данным, видео данным и аудио данным.
- Основы построения автоматизированных информационных систем
- Глава 1. Системный подход при разработке автоматизированных информационных систем
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Автоматизированные информационные системы
- 1.3. Автоматизированные системы в управлении
- 1.4. Методы анализа автоматизированных информационных систем
- 1.5. Структура автоматизированной информационной системы
- Глава 2. Методы проектирования информационных систем
- 2.1. Обобщенная модель информационной системы и методы проектирования
- 2.2. Каноническое проектирование информационных систем
- 2.3. Управление требованиями, спецификация rup
- 2.4. Модели жизненного цикла информационной системы
- 2.5. Использование case технологий при разработке информационных систем
- 2.6. Методологии case проектирования
- 2.6.1. Методология datarun
- 2.6.2. Методология rad
- 2.6.3. Графические нотации
- 2.7. Системные методологии анализа
- 2.7.1. Методология aris
- 2.7.2. Методология baan
- 2.7.3. Методология Oracle
- 2.7.4. Методология Betec (©)
- Глава 3. Особенности современных информационных систем
- 3.1. Корпоративные информационные системы
- 3.2. Системы обработки транзакций
- 3.3. Системы поддержки принятия решения
- 3.4. Экспертные информационные системы
- 3.4.1. Основы создания информационных систем в Visual Prolog
- 3.4.2. Управления поиском решения в vip
- 3.4.3 Использование рекурсии
- 3.4.4. Управление потоком ввода–вывода
- 3.4.5. Особенности составления описания предметной области
- 3.4.6. Особенности работы с базой фактов
- 3.5. Объектно–ориентированные системы
- 3.6. Документальные системы
- 3.6.1. Информационно-поисковый язык
- 3.6.2. Структра поисковой системы
- 3.7. Гипертекстовые информационные системы
- 4. Управление процессом проектирования автоматизированной информационной системы
- 4.1. Методы управления качеством разработки аис
- 4.2. Оценка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем
- 4.2.1. Экономическая эффективность
- 4.2.2. Производительность вычислительной системы
- 4.2.3. Оценка качества работы пользователя системы
- Приложения Приложение №1. Базовые сведения о языке программирования Visual Prolog
- Приложение №.2. Компилирование программ в Visual Prolog ver 5.2.
- Приложение №.3. Программа «Внутренняя база данных фактов»
- Приложение №.4. Программа «Внешняя база данных»
- Приложение №5.Некоторые стилевые параметры
- Список литературы