2.5. Использование case технологий при разработке информационных систем
Анализ и синтез современных информационных систем представляет собой сложный процесс. Разработчикам систем и системным аналитикам приходится сталкиваться с рядом проблем, обусловленным особенностями современных информационных систем.
К таким особенностям и проблемам можно отнести следующие:
информационные системы состоят из большого количества подсистем;
каждая подсистема определенным образом связана с другими подсистемами, причем характер этих связей достаточно сложен;
в процессе создания сложных систем могут отсутствовать аналоги и прототипы, в результате коллективу разработчиков приходится искать новые проектные решения;
наличие в системе отдельных подсистем требует решения вопросов интеграции их в систему с помощью разработки определенных правил взаимодействия между подсистемами.
Информационные системы функционируют на определенной «платформе». Под «платформой» понимают тип операционной системы и тип ЭВМ. В узком смысле тип ЭВМ определяется использованием в ее составе процессора с определенной системой команд. При разработке и развертывании системы нужно учитывать в ряде случает принцип кросс – платформенности, который позволяет эксплуатировать созданную систему на различных «платформах» без перекомпилирования ее программного обеспечения.
При создании новой системы разработчик обычно стремится получить готовую систему в достаточно короткие сроки.
В процессе разработки сложных систем обычно выполняется декомпозиция системы на отдельные подсистемы, каждую из которых разрабатывает отдельный коллектив разработчиков. Такой подход требует решения задач по координации действий между коллективом отдельных разработчиков.
Передача системы заказчику должна сопровождаться определенной документацией, создание которой должен быть закончено вместе с разработкой системы.
В процессе эксплуатации системы изготовитель оказывает услуги заказчику, связанные с поддержкой созданной системы. При этом решаются такие задачи как техническая поддержка системы, обучение персонала, модернизация системы, демонтаж. Каждый из этих этапов требует выпуска определенной документации и внесение изменений в программное обеспечение системы.
Для автоматизации решения выделенных проблем и учета особенностей информационных систем в процессе из анализа и синтеза используют комплекс программно – технологических средств. Такое комплекс получил название CASE средств (Computer Aided Software Engineering). С учетом выше изложенного можно говорить об определенной технологии создания информационных систем и программного обеспечения для таких систем.
В работе [6] приводится следующее определение CASE технологии:
CASE – технология представляет собой методологию проектирования, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область системы, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения системы и разрабатывать программное обеспечение в соответствии с информационными потребностями пользователей.
Отмечается, что для успешного внедрения CASE средств организация – разработчик должна обладать следующими особенностями:
понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию;
готовность к внедрению новых процессов и взаимоотношений между разработчиками и пользователями;
четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения.
Технология CASE проектирования базируется на использовании следующих трех составляющих:
методологии;
нотации;
инструментальных средств проектирования.
Методология определяет правила проведения анализа либо синтеза информационных систем.
Нотация определяет вид документов, используемых в CASE процессе, формы их представления. В основе нотации лежит определенный графический язык представления элементов, процессов, структуры системы и ее предметной области. С помощью этого языка составляют документы, содержание которых образуют диаграммы.
Инструментальные средства это программные и аппаратные средства реализующую определенную методологию и нотацию.
В общем виде в составе CASE средства можно выделить следующие подсистемы:
административная подсистема;
подсистема документирования проекта;
графический редактор диаграмм;
подсистема проверки диаграмм;
сервисная подсистема;
хранилище – репозиторий.
Основу CASE средств образует репозиторий. Репозиторий представляет собой базу данных системы проектирования, в которой обычно хранится:
список разработчиков с указанием прав доступа к различным частям
проекта;
созданные диаграммы в определенной нотации;
описание данных;
описание связей между данными системы;
модули программного кода системы.
Административная подсистема используется для решения следующих задач:
управления правами доступа со стороны разработчиков к различным частям проекта;
составления документации для описания исходных данных и требований к проекту;
контроля за процессом создания системы.
Подсистема документирования позволяет администраторам проекта получать оперативную информацию о процессе создания системы в виде отчетов.
Графический редактор диаграмм и подсистема проверки диаграмм позволяет разработчикам системы с помощью ЭВМ создавать диаграммы в определенной нотации и выполнять их верификацию.
Сервисная подсистема служит для обслуживания репозитория системы. Она предоставляет разработчикам такие функции как архивирование базы данных, восстановление ее содержания после сбоев.
В работе [15] указывается, что современные CASE системы классифицируются по шести основным признакам. В таблице 2.2 представлены основные типы CASE систем.
Таблица.2.2. Классификация CASE средств.
Классификационный признак | Описание |
Методология проектирования | Функционально – ориентированные, Структурно – ориентированные, объектно – ориентированные, комплексные (смешанные). |
Графическая нотация | Системы с фиксированной нотацией, с произвольной нотацией |
Степень интеграции | Системы позволяющие автоматизировать отдельный этап проектирования, системы, охватывающие несколько этапов проектирования, системы позволяющие автоматизировать все этапы проектного цикла |
Тип и архитектура вычислительных средств | Персональные системы, системы используемые в локальной сети, системы используемые в глобальной сети |
Степень поддержки коллективной разработки | Не поддерживают коллективную разработку, системы реального времени разработки проекта, система позволяющие объединять отдельные подпроекты |
Тип операционной системы | Системы ориентированные на определенный тип ОС, кросс – платформенные системы |
- Основы построения автоматизированных информационных систем
- Глава 1. Системный подход при разработке автоматизированных информационных систем
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Автоматизированные информационные системы
- 1.3. Автоматизированные системы в управлении
- 1.4. Методы анализа автоматизированных информационных систем
- 1.5. Структура автоматизированной информационной системы
- Глава 2. Методы проектирования информационных систем
- 2.1. Обобщенная модель информационной системы и методы проектирования
- 2.2. Каноническое проектирование информационных систем
- 2.3. Управление требованиями, спецификация rup
- 2.4. Модели жизненного цикла информационной системы
- 2.5. Использование case технологий при разработке информационных систем
- 2.6. Методологии case проектирования
- 2.6.1. Методология datarun
- 2.6.2. Методология rad
- 2.6.3. Графические нотации
- 2.7. Системные методологии анализа
- 2.7.1. Методология aris
- 2.7.2. Методология baan
- 2.7.3. Методология Oracle
- 2.7.4. Методология Betec (©)
- Глава 3. Особенности современных информационных систем
- 3.1. Корпоративные информационные системы
- 3.2. Системы обработки транзакций
- 3.3. Системы поддержки принятия решения
- 3.4. Экспертные информационные системы
- 3.4.1. Основы создания информационных систем в Visual Prolog
- 3.4.2. Управления поиском решения в vip
- 3.4.3 Использование рекурсии
- 3.4.4. Управление потоком ввода–вывода
- 3.4.5. Особенности составления описания предметной области
- 3.4.6. Особенности работы с базой фактов
- 3.5. Объектно–ориентированные системы
- 3.6. Документальные системы
- 3.6.1. Информационно-поисковый язык
- 3.6.2. Структра поисковой системы
- 3.7. Гипертекстовые информационные системы
- 4. Управление процессом проектирования автоматизированной информационной системы
- 4.1. Методы управления качеством разработки аис
- 4.2. Оценка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем
- 4.2.1. Экономическая эффективность
- 4.2.2. Производительность вычислительной системы
- 4.2.3. Оценка качества работы пользователя системы
- Приложения Приложение №1. Базовые сведения о языке программирования Visual Prolog
- Приложение №.2. Компилирование программ в Visual Prolog ver 5.2.
- Приложение №.3. Программа «Внутренняя база данных фактов»
- Приложение №.4. Программа «Внешняя база данных»
- Приложение №5.Некоторые стилевые параметры
- Список литературы