logo
Моделирование систем / Моделирование систем / Теория / Dop / АИС_Конспект

4.1. Методы управления качеством разработки аис

Разработка автоматизированной информационной системы требует создания системы, которая отвечала бы определенным потребностям заказчика. Потребности заказчика выражаются в наборе требований к системе.

Чтобы система могла выполнить в процессе эксплуатации свои функции она должна отвечать определенным качественным показателям.

В международной и отечественной практике используются определенные стандарты для управления качеством и оценки его показателей.

Для оценки качества за основы берутся международные стандарты семейства ISO 9000. В это семейство входит около 20 стандартов. Наиболее известные из них ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003.

Стандарт ISO 9001 формулирует требования по обеспечению качества в организации, которая занимается всей технологической цепочкой выпуска продукции:

Стандарт ISO 9002 применяется для обеспечения качества в организации, не участвующей в процессах проектирования и разработки.

Стандарт ISO 9003 применяется в организациях, не участвующих в проектировании или изготовлении, но выполняющих испытания и тестировании продукции.

Стандарт ISO 8402, который входит в семейство стандартов ISO 9000 определяет основные понятия, используемые в процессе управления качеством.

Данный стандарт определяет следующие основные понятия, используемые при управлении качеством:

Под качеством понимается совокупность характеристик объекта проектирования, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности заказчиков продукции. В данном случае информационной системы.

Состав потребностей системы в общем виде может быть определен как :

В процессе создания информационных систем продукция представляет собой программный код и определенный информационный сервис. Каждый этап разработки системы должен обеспечивать определенный уровень качества. Согласно стандарту ISO 8402 процесс обеспечения качества это непрерывный процесс, который характеризуется как петля качества.

Петля качества представляет собой концептуальную модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Для управления качеством используются различные технологии. Основным принципом является методика TQM (Total Quality Management). Данная методика представляет собой методологию всеобщего управления качеством. Обеспечение качества должно быть неотъемлемой составной частью деятельности, которую курируют отделы сбыта и маркетинга. Всеобщее управление качеством – это подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды для сотрудников организации разработчика.

Методология TQM преследует следующие цели:

Основными элементами TQM являются:

Использование концепции ТQМ, требует выполнение систематического сбора и анализа информации, поступающей из различных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и потенциальных потребностей как отдельных потребителей системы, так и рыночных сегментов и рынка информационных услуг в целом.

Чтобы наиболее полно учесть потребности потребителей системы как теперешних, так и потенциальных нужно:

Для обеспечения надлежащего качества TQM делает упор на обеспечение обратной связи с заказчиками информационной системы.

Для реализации обратной связи с заказчиком системы и ее пользователями используют два основных канала связи:

В качестве методов обеспечения обратной связи с потребителями и заказчиками могут быть использованы:

Условно потребителей – заказчиков информационной системы можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние потребители могут быть представлены:

Внутренними потребители системы могут быть:

Для обеспечения качества методология TQM предлагает использовать процессный подход к деятельности организации. Качество созданной системы является результатом качества процессов проектирования и разработки.

При этом для обеспечения качества разработки необходимые процессы можно разделить на следующие группы:

Для эффективного выполнения процесса в рамках проекта системы нужно:

Фокусировка внимания на процесс означает, что главным фактором является профилактика, а не исправление допущенных ошибок. Управление процессами реализуется на основе следующих показателей их эффективности:

Чтобы реализовать принцип процессного подхода необходимо предпринять следующие действия в организации:

На основе этого принципа разработка системы требует выделения трех основных процессов: