Автоматизированные системы управления и их базовые элементы.
АСУ предназначена для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления.
Степень автоматизации функций управления определяется производственной необходимостью, возможностями формализации процесса управления и должна быть экономически или (и) социально обоснована.
Виды структур АСУ и, как следствие, следующие модели:
— организационная структура и ее модель;
— функциональная структура и ее модель;
— алгоритмическая структура и ее модель;
— техническая структура и ее модель и т.п.
Организационная структура. Как правило, она отображает собой структуру управления, которая сложилась на объекте автоматизации (например, на предприятии) и которая совершенствуется при внедрении АСУ. Эта структура является основной и именно с нее следует начинать анализ и последующий синтез АСУ.
Основными элементами организационной структуры являются подразделения аппарата управления и отдельные лица-операторы, которые связаны с анализом документооборота и процедурой принятия управленческих решений.
Основные направления совершенствования организационной структуры:
— сокращение излишних подразделений или операторов;
— минимизация связей между этими элементами системы (подразделения и операторы);
— повышение пропускной способности этих связей;
— упорядочение документооборота;
— ликвидация циклов в движении документов и т.п.
При анализе организационной структуры решаются следующие задачи:
— описание состава организации и построение ее структурной схемы;
— определение функций отдельных подразделений и операторов;
— описание материальных и информационных связей;
— построение обобщенной структурной информационной модели организации.
Функциональная структура. Она отображает функции, выполняемые отдельными элементами системы (подразделениями и операторами) в составе организационной структуры. В принципе одной и той же организационной структуре может соответствовать несколько различных функциональных структур.
Основные направления совершенствования функциональной структуры:
— устранение параллелизма в выполнении функций управления;
— освобождение элементов системы от выполнения функций, не предусмотренных соответствующими должностными обязанностями;
— перераспределение функций управления с целью оптимизации;
— создание максимально четких контуров ответственности.
При анализе функциональной структуры решаются следующие основные задачи:
— изучаются функции управления в структурных подразделениях системы;
– выбирается состав функций, подлежащих автоматизации;
— определяется взаимосвязь этих функций;
— составляется обобщенная функциональная структура задач управления.
Алгоритмическая структура. Она отображает совокупность используемых алгоритмов и последовательность их декомпозиции, что позволяет в дальнейшем перейти к созданию программного обеспечения.
Основные направления совершенствования алгоритмической структуры:
— использование стандартных (типовых) алгоритмов обработки информации;
— повышение точности, скорости и надежности вычислений;
— сокращение требуемых объемов памяти;
— совершенствование отдельных алгоритмов.
При анализе алгоритмической структуры решаются следующие задачи:
— выделение комплексов задач, отдельных задач, алгоритмов, модулей алгоритмов и т. п.;
— определение их информационно-логической взаимосвязи;
— определение последовательности их реализации.
Техническая структура. Техническая структура отображает
перечень и взаимосвязь технических устройств, используемых для построения системы. При анализе технической структуры решаются следующие задачи:
— определяются элементы, участвующие в основных информационных процессах: регистрация и подготовка информации, сбор и передача, хранение и обработка, воспроизведение и выдача;
— составляется формальная структурная модель системы технических средств с учетом топологии расположения элементов, информационной и энергетической их взаимосвязи, а также связи с внешней средой.
- Определение современного системного анализа как дисциплины. Основные понятия системном анализе.
- Классификация систем. Закономерности больших(сложных) систем.
- Понятие управления, системы управления. Классификация систем управения.
- Автоматизированные системы управления и их базовые элементы.
- Формулирование пролемы. Превращение проблемы в проблематику. Методы построения проблематки.
- Выявление целей.
- Формирование критериев.
- Генерирование альтернатив.
- Компоненты системных исследований
- Компоненты системных исследований
- 12. Структурный анализ ссу
- 13. Функциональный анализ ссу
- 14. Информационный анализ ссу
- 15. Параметрический анализ ссу
- 18. Эмпирико-теоретические методы исследования систем управления.
- 20. Физические и математические модели
- 21. Перечислите основные принципы моделирования
- 22. Основные понятия теории моделирования
- 23. Дайте определение понятию компьютерного моделирования. Выполнение каких действий предполагает технология комп. Моделирование.
- 24. Дайте определение концептуальной модели. Перечислите этапы построения концептуальной модели.
- 25. Что такое имитационное моделирование и имитационная модель?
- 26. Дайте определение понятиям: процесс, работа, событие, транзакт.
- 29. Потоки требований (событий) и их свойства.
- 30. Основные характеристики случайного потока.
- 31. Перечислите наиболее часто встречающиеся виды потоков требований.
- 32. Дайте определение смо. Какие элементы она в себя включает?
- 33. Классификация смо.
- 34. Сформулируйте постановку задачи координации подсистем в сложной системе управления. Какие существуют принципы координации.
- 38. Дайте определение информации и поясните ее значение в сложных системах управления.
- 43. Составляющие процесса принятия решений.
- 44. Дайте определение и область применения систем поддержки принятия решений.
- 45. Назначение и состав экспертных систем
- 48. Порядок обработки экспериментальных данных в виде выборки одномерных случайных величин для определения предполагаемого закона распределения.
- Критерий согласия Пирсона
- В качестве критериев эффективности для многоканальной смо с отказами выступают:
- 52. Методика решения транспортной задачи и определение ее допустимых решений