logo
Ответы по этой марамойке

Генерирование альтернатив.

Следующим этапом системного анализа является создание множества возможных способов достижения сформулированной цели. Иными словами, на данном этапе необходимо сгенериро­вать множество альтернатив, из которых затем будет осущест­вляться выбор наилучшего пути развития системы. Необходимо сгене­рировать как можно большее число альтернатив.

Способы гене­рации таковы:

— поиск альтернатив в патентной и журнальной литературе;

— привлечение нескольких экспертов, имеющих разную под­готовку и опыт;

— увеличение числа альтернатив за счет их комбинации, об­разования промежуточных вариантов между предложен­ными ранее;

— модификация имеющейся альтернативы, т. е. формирование альтернатив, лишь частично отличающихся от известной;

— включение альтернатив, противоположных предложен­ным, в том числе и «нулевой» альтернативы (не делать ни­чего, т. е. рассмотреть последствия развития событий без вмешательства системотехников);

— интервьюирование заинтересованных лиц и более широ­кие анкетные опросы;

— включение в рассмотрение даже тех альтернатив, которые на первый взгляд кажутся надуманными;

— генерирование альтернатив, рассчитанных на различные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные, экс­тренные).

Приведем теперь методы, используемые в системном анализе для проведения работы по формированию множества альтернатив.

Методы коллективной генерации идей. Известны, так же и как метод мозгового штурма, или мозговой атаки. Данный метод является методом системати­ческой тренировки творческого мышления, нацеленным на от­крытие новых идей и достижение согласия группы людей на ос­нове интуитивного мышления. Техника мозгового штурма состоит в следующем. Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора заключается в подборе специалистов разных профессий, опыта работы и квалификации. Данная группа обсуждает проблему, причем заранее оговаривает­ся, что приветствуются любые идеи, возникшие как индивиду­ально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников.

Разработка сценариев. В некоторых проблемах искомое решение должно описывать реальное поведение объекта в будущем, опреде­лять реальный ход событий. В таких случаях альтернативами явля­ются различные последовательности действий и вытекающих из них событий, которые могут произойти с системой в будущем. Эти пос­ледовательности имеют общее начальное состояние и различные траектории движения развития системы. Это различие и приводит к проблеме выбора. Такие гипотетические альтернативные описания поведения системы в будущем называются сценариями.

Для составления сценариев привлекаются специалисты, которые должны знать об­щие закономерности развития систем. При составлении сцена­риев проводят анализ внутренних и внешних факторов, влияю­щих на развитие системы, определяют источники этих факторов, целенаправленно анализируют высказывания ведущих специа­листов в научных публикациях по рассматриваемой тематике. Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию развития системы. Сценарий помогает составить представление о проблеме, затем приступают к более тщательным, как правило, количественным процедурам анализа.

Морфологические методы. Основная идея морфологических ме­тодов состоит в систематическом переборе всех мыслимых вариан­тов решения проблемы или развития системы путем комбинирова­ния выделенных элементов или их признаков. Системный аналитик определяет все мыслимые параметры, от которых может зависеть решение проблемы и представляет их в виде матриц-строк. Затем в этой матрице определяются все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки. Полученные таким образом варианты подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего вариан­та решения проблемной ситуации.

Деловые игры. Деловыми играми называется имитационное моделирование реальных ситуаций. В процессе моделирования участники игры ведут себя таким образом, будто они в реальнос­ти выполняют порученную им роль. Реальная ситуация в данном случае заменяется некоторой моделью. Чаще всего деловые игры используются для обучения, однако их с успехом применяют и для экспериментального генерирования альтернатив, особенно в слабо формализованных ситуациях. Важная роль в деловых иг­рах отводится руководителю игры, тому, кто управляет моделью, регистрирует ход игры и обобщает ее результаты.

Методы экспертного анализа. Методы экспертного анализа разрабатывались для решения задачи структурирования и сис­темной организации процесса получения и кодирования данных и знаний. Суть методов состоит в подборе группы экс­пертов, являющихся специалистами в рассматриваемой области знаний. Перед ними формулируется задача, скажем, изложить свое мнение по проблеме, требующей решения, предложить пути развития системы, обосновать траекторию изменения состояний системы в будущем и т. п. После получения ответов появляется как бы коллективное мнение, коллективный взгляд на решаемую проблему. В результате обработки экспертных ответов получают наиболее вероятный прогноз по развитию системы.

Метод «Дельфи» — итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая должна снизить влия­ние психологических факторов при проведении обсуждений проблемы и повысить объективность результатов. В отличие от традиционного подхода к достижению согласованности мнений экспертов путем открытой дискуссии метод «Дельфи» предпо­лагает полный отказ от коллективных обсуждений. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психологических факторов, как присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста, нежелание отказаться от публично выраженного мнения, следование за мнением большинства. В методе «Де­льфи» прямые дебаты заменены тщательно разработанной про­граммой последовательных индивидуальных опросов, проводи­мых в форме анкетирования. Ответы экспертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией поступают в рас­поряжение экспертов, после чего они уточняют свои первона­чальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до получения приемлемой сходимости совокупности высказанных мнений.

Методы типа дерева целей подразумевает использова­ние иерархической структуры, полученной путем разделения об­щей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие — новые подцели, функции и т. д. Древовидные иерархические структуры используются при исследовании воп­росов совершенствования организационных систем.