4.2.3. Оценка качества работы пользователя системы
Чтобы оценить эффективности работы пользователя с системой используются следующие показатели качества[12]:
быстродействие;
напряженность;
экономичность;
надежность.
Для оценки реакции оператора – быстродействия при работе с системой вводится следующая зависимость
(4.9)
где Tц – Время рабоцего цикла. Это время выполнения определенной работы в системе, Tоп– время выполнения операции в составе работы. Время выполнения операции складывается из следующих составляющих
(4.10)
где Tож – время ожидания выполнения действия, Tр – рабочее время выполнения операции,
Tз – время запаздывания. Это время между окончанием текущей операции и началом следующей
Для определения времени Tр используется следующая зависимость:
(4.11)
Коэффициент a принимается равным 0,2с он характеризует запаздывание при выполнении операции в системе, второй коэффициент R0 показывает производительность оператора системы. Он принимается равным 0,15 – 0,35 с/бит.
Оценка напряженности функционирования оператора выполняется по формуле
(4.12)
где yi, yimax – физиологические количественные показатели напряженности работы оператора в реальных и экстремальных условиях, при выполнении i той операции.
Экономическая эффективность при использовании человека в качестве оператор системы определяется как отношение количественного результата его работы к затратам организации на обучение оператора и повышения его квалификации.
Надежность оператора это такое его свойство которое позволяет оценить возможность выполнения им его функций в течении определенного промежутка времени.
В процессе работы оператора возникают отказы, т.е. нарушения в его работе. Отказы в общем случае носят случайный характер и подразделяются на устойчивые и временные. Устойчивые отказы – биологические, временные – психологические. Биологические отказы вызваны переутомлением, заболеванием оператора, психологические отказы носят случайный характер.
Психологические отказы могут быть вызваны невнимательностью оператора, отвлечением от выполнения своей основной функции в системе.
Для определения вероятности безотказной работы оператора используют зависимости
(4.13)
(4.14)
где PБ – вероятность биологической надежности, Pп – вероятность психологической надежности, Kоп – коэффициент готовности оператора, T0 – время отсутствия оператора на рабочем месте, T – общее время работы оператора.
Вероятность безотказной работы автоматизированной информационной системы с учетом технических средств и человеческого фактора определяется по формуле
(4.15)
где Pтехн – вероятность безотказной работы технических средств системы: ЭВМ и периферийного оборудования и PСВ – вероятность своевременного выполнения работ.
Анализ данных показателей позволяет принять решения необходимые для:
обеспечения определенного уровня подготовки операторов и пользователей системы;
подбора аппаратного обеспечения информационной системы в соответствии с требования инженерной психологии;
контролирования действий операторов системы и ее пользователей;
организации отдыха операторов системы и профилактики нарушений в их работе;
снятие или сведение к минимуму информационных перегрузок операторов.
- Основы построения автоматизированных информационных систем
- Глава 1. Системный подход при разработке автоматизированных информационных систем
- 1.1. Общие положения
- 1.2. Автоматизированные информационные системы
- 1.3. Автоматизированные системы в управлении
- 1.4. Методы анализа автоматизированных информационных систем
- 1.5. Структура автоматизированной информационной системы
- Глава 2. Методы проектирования информационных систем
- 2.1. Обобщенная модель информационной системы и методы проектирования
- 2.2. Каноническое проектирование информационных систем
- 2.3. Управление требованиями, спецификация rup
- 2.4. Модели жизненного цикла информационной системы
- 2.5. Использование case технологий при разработке информационных систем
- 2.6. Методологии case проектирования
- 2.6.1. Методология datarun
- 2.6.2. Методология rad
- 2.6.3. Графические нотации
- 2.7. Системные методологии анализа
- 2.7.1. Методология aris
- 2.7.2. Методология baan
- 2.7.3. Методология Oracle
- 2.7.4. Методология Betec (©)
- Глава 3. Особенности современных информационных систем
- 3.1. Корпоративные информационные системы
- 3.2. Системы обработки транзакций
- 3.3. Системы поддержки принятия решения
- 3.4. Экспертные информационные системы
- 3.4.1. Основы создания информационных систем в Visual Prolog
- 3.4.2. Управления поиском решения в vip
- 3.4.3 Использование рекурсии
- 3.4.4. Управление потоком ввода–вывода
- 3.4.5. Особенности составления описания предметной области
- 3.4.6. Особенности работы с базой фактов
- 3.5. Объектно–ориентированные системы
- 3.6. Документальные системы
- 3.6.1. Информационно-поисковый язык
- 3.6.2. Структра поисковой системы
- 3.7. Гипертекстовые информационные системы
- 4. Управление процессом проектирования автоматизированной информационной системы
- 4.1. Методы управления качеством разработки аис
- 4.2. Оценка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем
- 4.2.1. Экономическая эффективность
- 4.2.2. Производительность вычислительной системы
- 4.2.3. Оценка качества работы пользователя системы
- Приложения Приложение №1. Базовые сведения о языке программирования Visual Prolog
- Приложение №.2. Компилирование программ в Visual Prolog ver 5.2.
- Приложение №.3. Программа «Внутренняя база данных фактов»
- Приложение №.4. Программа «Внешняя база данных»
- Приложение №5.Некоторые стилевые параметры
- Список литературы