Эмпирические методы (методы-операции) .
Наблюдение – в принципе, наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным.
Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр.
Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);
выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:
1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения: контролируемое и неконтролируемое
Контролируемое. Проводится по заранее разработанному плану. Реализуется в целях проверки гипотез: увеличение числа наблюдателей и наблюдений, сравнение результатов, интенсификация наблюдения, – через проведение серии наблюдений. Условие: стандартизированные планы, таблицы, карточки (кино-фотоаппаратура).
Неконтролируемое. Определен только объект исследования. При неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации. Главное – общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или процесс.
2. Включенное и невключенное.
Включенное наблюдение – наблюдение изнутри, когда исследователь становится на время участником процесса (прямой контакт).
Выделяют 4 типа включения (участия) наблюдателя, которые социологи еще называют «ролями» наблюдателя:
«участник», его истинные намерения и цели неизвестны наблюдаемым при исследовании закрытых групп (группа о нем не знает, наблюдатель инкогнито).
Например, американский социолог В.Уайт стал на 3,5 года членом группы рэкета в итальянском квартале: изучал причины и процесс формирования преступных группировок. На основе этого появилась книга «Общество на углу улицы».
«участник-наблюдатель», который действует открыто, его научные цели известны группе (сначала его присутствие влияет, а затем перестает быть значимым).
Пример. Изучение аренды на селе одним из НИИ города Москвы, когда ученые стали членами бригады фермеров-арендаторов, около года или несколько месяцев жили и работали вместе с ними.
«наблюдатель-участник» – пассивное поведение в группе.
«наблюдатель-роль» – близко к невключенному, намерения наблюдателя неизвестны, он контактирует с группой отрывочно (когда нужно).
Невключенное – наблюдение со стороны.
Структурированное и неструктурированное.
Структурированным называют такое наблюдение, при котором мы заранее должны решить, какие признаки элементов ситуации будем фиксировать: их наличие, отсутствие, интенсивность проявления и появление условий – все категории и признаки выверены. Задача – систематизированное описание ситуации.
Неструктурированное наблюдение близко к неконтролируемому. Наблюдатель заранее не знает, какие элементы он будет наблюдать. Как правило, цель – наблюдение за объектом в целом.
4. Полевое и лабораторное.
Полевое. Наиболее часто встречаемый вид наблюдения. Проявляется в реальной жизненной ситуации. В естественной обстановке.
Лабораторное. Условия определяются наблюдателем. Часто осуществляется при эксперименте, при этом объект находится в искусственно созданных условиях.
Классический пример – Хоторнский эксперимент, когда группа наблюдаемых помещалась в различные условия, а в результате делались выводы о влиянии условий труда на его производительность (т.е. большая переменная – производительность труда, условия труда – факторы: освещение, общение работниц, перерывы).
5. По способу получения информации наблюдения подразделяются на:
Непосредственные
Инструментальные
6.По объему охвата изучаемых объектов различают :
Сплошные
Выборочные наблюдения
7.По частоте:
Постоянные
Периодические
Однократные
Наблюдение необходимо для научного познания, поскольку без него наука не смогла бы получить исходную информацию, не обладала бы научными фактами и эмпирическими данными, следовательно, невозможно было бы и теоретическое построение знания.
Однако наблюдение как метод познания обладает рядом существенных недостатков. Личные особенности исследователя, его интересы, наконец, его психологическое состояние могут значительно повлиять на результаты наблюдения. Еще в большей степени подвержены искажению объективные результаты наблюдения в тех случаях, когда исследователь ориентирован на получение определенного результата, на подтверждение существующей у него гипотезы.
Замена прямого наблюдения приборами неограниченно расширяет возможности наблюдения, но также не исключает субъективности; оценка и интерпретация подобного косвенного наблюдения осуществляется субъектом, и поэтому субъектное влияние исследователя все равно может иметь место.
Наблюдение чаще всего сопровождается другим эмпирическим методом – измерением.
Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений). Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины.
Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д. Измерение физической величины включает в себя несколько этапов: 1) сравнение измеряемой величины с единицей; 2) преобразование в форму, удобную для использования (различные способы индикации).
- Лекция №1 история развития вычислительной техники
- Вильгельм Шиккард
- Блез паскаль
- Арифметическая машина Паскаля (1642 г.)
- Готфрид Вильгельм лейбниц
- Чарльз бэббидж
- Ада Лавлейс (1815-1842)
- Жозеф Мари Жаккард
- Герман Холлерит
- Зиновий Яковлевич Слонимский
- Эрнст Эдуард Куммер
- Виктор Яковлевич Буняко́вский
- Джордж Буль
- Алан Тьюринг
- Конрад Цузе (22 июня 1910 - 18 декабря 1995)
- Говард Айкен
- Дж. Стибиц
- Лекция №2 первые компьютеры
- Историческая справка
- Клод Эльвуд Шеннон
- Первое поколение компьютеров
- Лекция №3
- Лекция №4 второе поколение компьютеров
- Лекция №5 третье поколение компьютеров
- Четвертое поколение компьютеров
- Модели параллельных компьютеров (классификация Флинна)
- Закон Амдала
- Необходимость параллельных вычислений:
- Суперкомпьютеры
- Примеры параллельных вычислительных систем
- Лекция №7
- Суперкомпьютеры
- Кластеры
- Сферы применения суперкомпьютеров
- Значимость параллельных вычислений
- Практические преимущества использования суперкомпьютеров
- Лекция №8 квантовые компьютеры
- Оптический компьютер
- Лекция №9 методология научных исследований
- Особенности научной деятельности:
- Нормы научной этики.
- Методы научных исследований
- Теоретические методы (методы-операции) .
- Эмпирические методы (методы-операции) .
- Виды измерений
- Лекция №10
- Эмпирические методы (методы-действия) .
- Лекция №11
- Этап определения цели исследования.
- Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования.
- Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования.
- Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования.
- Лекция №12
- Стадия построения гипотезы исследования
- Стадия конструирования исследования
- Стадия технологической подготовки исследования
- Опытно-экспериментальная работа
- Лекция №13 средства и методы практической деятельности Прогнозирование.
- Методы моделирования.