logo
Разработка web-сайта для организации по продаже недвижимости

1.3 Этапы проектирования web-сайта

Перед тем как приступить к реализации web-сайта, необходимо его спроектировать, то есть создать четкую внутреннюю организацию сайта, для того, чтобы пользователю было проще и удобней использовать сайт.

В случае если во время разработки не следовать определенному плану, появляется вероятность того, что такой проект будет никому не понятен. То есть будет происходить перепрыгивание от одного этапа к другому. При таком раскладе есть возможность потерять "логику" всего проекта. Иными словами пользователи могут не понимать для каких целей создавался данный сайт. Помимо этого, частые переходы от одного этапа к другому принуждают разработчика совершать одну и ту же работу по нескольку раз, что негативно скажется на сроках и стоимости проекта.

Правильный подход к проектированию предоставляет пользователю возможность оценить, что за информация представлена на сайте и как быстро до нее можно добраться. На любом участке сайта пользователь должен представлять свое местонахождение, а также куда он может отправиться дальше по сайту.

Существует несколько моделей проектирования web-сайта.

Модель водопада (рис. 1) модель процесса разработки сайта (программного обеспечения), в которой процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы анализа требований, проектирования, реализации, тестирования, интеграции и поддержки.

Рисунок 1 - Модель "водопада" (каскадная модель)

Основные достоинства каскадной модели

1) Полная и согласованная документация на каждом этапе;

2) Легко определить сроки и затраты на проект.

Недостатки каскадной модели

1) существенная задержка в получении результатов;

2) ошибки и недоработки на любом из этапов проявляются, как правило, на последующих этапах работ, что приводит к необходимости возврата назад;

3) сложность параллельного ведения работ по проекту;

4) чрезмерная информационная перенасыщенность каждого из этапов;

5) сложность управления проектом;

6) высокий уровень риска и ненадежность инвестиций.

Следующий тип модели - спиральная модель (рис. 2).

Рисунок 2 - Спиральная модель

Предполагает итерационный процесс создания сайта (программного обеспечения). Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия, которое совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать законченной системой.

Преимущества спиральной модели:

1) итерационная разработка существенно упрощает внесение изменений в проект при изменении требований заказчика;

2) при использовании спиральной модели отдельные элементы ИС интегрируются в единое целое постепенно;

3) уменьшение уровня рисков;

4) итерационная разработка обеспечивает большую гибкость в управлении проектом;

5) итерационный подход упрощает повторное использование компонентов;

6) спиральная модель позволяет получить более надежную и устойчивую систему;

7) итерационный подход дает возможность совершенствовать процесс разработки.

Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Иначе процесс разработки может превратиться в бесконечное совершенствование уже сделанного.

Модель Microsoft Solutions Framework (MSF) методология разработки программного обеспечения, предложенная корпорацией Microsoft. MSF опирается на практический опыт Microsoft и описывает управление людьми и рабочими процессами в процессе разработки решения. Также такая модель приобрела популярность и среди других разработчиков (рис. 3).

Рисунок 3 - Модель Microsoft Solutions Framework

Модель MSF собрала в себе лучшее из моделей представленных выше, каскадной и спиральной. MSF состоит из четырех этапов: анализ, планирование, разработка и стабилизация. Каждый этап завершается определенным результатом, в пример можно привести, анализ проекта, после которого идет одобрение общей концепции. В результате составляется документ, в котором фиксируется результат выполнения данного этапа, для более четкого представления своей роли каждого сотрудника, участвующего в разработке. Модель итерационна, поэтому при прохождении всего цикла этапов проект можно улучшить при учете предыдущей итерации. Также окончание каждого этапа четко прописано, проблем как в спиральной модели нет (повторение одного и того же процесса).

На рис. 4 представлена общая блок-схема построения web-сайта. Она включает четыре основных этапа.

Рисунок 4 - Блок-схема построения сайта

Первый этап решает несколько задач: первая из них это формулирование целей и задач, которые рассчитаны быть достигнутыми при реализации проекта, меры и способы реализации этих целей. Вторая же состоит в полном планировании требуемых действий по реализации веб проекта, включая разработку различных планов (бизнес-планов), проведение маркетинговых исследований, определение целевой аудитории, источников финансирования и тому подобное.

Данный этап имеет основополагающее значение, фактически от собранной в ходе его информации, принятых решений и планов зависит общая эффективность и жизнеспособность сайта.

Вторым этапом работы является реализация идеи. В ходе этого этапа решаются различные подготовительные задачи (выбор местоположения сервера, выбора провайдера, регистрации домена и тому подобное), а также вопросы, связанные непосредственно с работой сайта: разработка дизайна сайта и его структуры, первоначальное наполнение сайта контентом, тестирование и размещение сайта на хостинге.

Третьим этапом становится задача решения вопроса привлечения пользователей - текущих и потенциальных клиентов фирмы. Этот этап подразумевает использование всех доступных способов продвижение сайта в Интернете: регистрация сайта в поисковых системах и размещение ссылок на него на различных ресурсах, проведение рекламных компаний - баннеры, контекстная реклама.

Вышеупомянутые этапы завершаются четвертым этапом - обслуживанием сайта и удержанием достигнутых при продвижении результатов. При верном подходе к построению бизнеса сайт продолжит свою работу и будет только совершенствоваться.

После получения первых итогов работы проекта корректировка поставленных целей и задач может привести к пересмотру вопросов первого этапа программы маркетинга. В неудачного результата от сайта по причине негативной, с точки зрения пользователя, реализации дизайна или недостаточного количества посещений нужно вернуться к корректировке и исправления второго и третьего этапов. Внушительные изменения придется внести и по причине большой динамики развития самой сети Интернет, которая требует постоянного развития используемых методов и средств. Таким образом, построение программы маркетинга на основе web-сервера является итерационным процессом, движущимся вместе с развитием Интернета.