1.1 Понятие и классификация АИС
АИС представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
АИС являются одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных. Они используют ресурсы нескольких категорий - средства вычислительной техники, системное и прикладное программное обеспечение, информационные, лингвистические и человеческие ресурсы. К категории информационных систем часто относят многие системы обработки данных, которые не только поддерживают информационную модель предметной области, но и позволяют решать на ее основе некоторые классы задач управленческого, исследовательского, конструкторского или иного характера. Конкретные задачи, которые должны решаться информационной системой, зависят от той прикладной области, для которой предназначена система. Области применения информационных приложений разнообразны: банковское дело, страхование, медицина, транспорт, образование и т. д.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В 70-х - начале 80-гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется, они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля.
Основные требования к АИС:
1) интегрируемость - способность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами;
2) масштабируемость - возможность расширения системных ресурсов и производительной мощности;
3) управляемость - возможность гибкого управления системой;
4) адаптивность - возможность системы приспосабливаться к условиям конкретной предметной области;
5) используемость - возможность реализации заложенных в систему функций;
6) реактивность - способность системы реагировать на внутренние и внешние воздействия;
7) безопасность - возможность предотвращения разрушения системы в результате несанкционированного доступа.
Качество АИС определяется совокупностью свойств, характеризующих способность АИС удовлетворять потребности ее пользователей. Выделяют функциональные, экономические и эксплуатационные показатели качества АИС. Функциональные показатели характеризуют: функциональную полноту, адаптивность и корректность АИС. Экономические показатели - это стоимость создания или приобретения АИС, затраты на её внедрение и эксплуатацию, эффект, получаемый от функционирования АИС. Эксплуатационные - это показатели, определяющие набор требований к техническим средствам, характеризующие возможность работы в сети, характеризующие легкость и простоту установки, надежность программного обеспечения, удобство его освоения, качество помощи и пользовательского интерфейса, возможность защиты данных.
Построение информационной системы должно осуществляться в соответствии с основными принципами системного подхода к сложным информационным системам:
1) принцип конечной цели - абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели. Предполагает, что на этапе разработки технического задания на систему в целом и на информационную систему необходимо четко и с максимальной детальностью сформулировать цели, достигаемые с помощью информационной системы, и способы их реализации. При этом должна быть рассмотрена возможность оценки на разных стадиях развития системы, степени ее соответствия намеченным целям;
2) принцип функционального разбиения - система разбивается на подсистемы по функциональному признаку;
3) принцип совмещения функциональной и организационной структур - в каждой большой системе можно выделить собственно систему данного уровня и автономные системы более низких уровней. Система данного уровня делится на функциональные подсистемы, которые являются частями системы, выполняющими определенные функции. Функциональная подсистема не является автономной, она не может работать вне данной управляющей системы, в то время как автономная управляющая система выполняет все виды деятельности системы, но в меньшем масштабе. Таким образом, каждая большая система состоит из управляющей системы данного уровня и определенного количества автономных систем более низких уровней. Автономные системы самых низких уровней иерархии могут включать в себя только функциональные подсистемы;
4) принцип единства - совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (подсистем);
5) принцип функциональности - совместное рассмотрение структуры и функций с приоритетом функций над структурой. Принцип функциональности утверждает, что любая структура тесно связана с функцией системы и ее частей, и создавать структуру необходимо после четкого осознания функций системы;
6) принцип развития - учет изменяемости системы, ее способность к расширению, развитию, замене модулей;
7) принцип децентрализации - сочетание централизации и децентрализации в построении модулей и системы в целом. Принцип децентрализации рекомендует, чтобы управляющие воздействия и принятие решений исходили не только из главного модуля, как при полной централизации, но и из подсистем более низкого уровня;
8) принцип неопределенности - учет возможности возникновения непредвиденных или неопределенных ситуаций при эксплуатации системы. Для исключения влияния таких ситуаций на работоспособность системы необходимо применять дублирование наиболее ответственных подсистем, оценивать при разработке наихудшие ситуации в системе и проектировать в расчете на них;
9) принцип защищенности информации - охватывает все меры, которые предпринимаются для обеспечения сохранности медико-санитарных данных от шагов, которые умышленно или неумышленно могут привести к изменениям, потере или раскрытию этих данных;
10) принцип унификации - близкие по своим функциям модули должны быть унифицированы;
11) принцип поэтапности ввода информационной системы в эксплуатацию;
12) принцип универсальности - предполагает возможность тиражирования модулей информационной системы.
Автоматизированные информационные системы классифицируются по ряду признаков:
1) Сфера функционирования объекта управления:
a) АИС сельского хозяйства;
b) АИС транспорта;
c) АИС связи и т.д.
2) Виды процессов управления:
a) АИС управление технологическими процессами;
b) АИС управления организационно-технологическими процессами;
c) АИС организационного управления;
d) АИС научных исследований;
e) обучающие АИС.
3) Уровень в системе государственного управления:
a) отраслевые АИС;
b) территориальные АИС;
c) межотраслевые АИС.
АИС управления технологическими процессами - это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.
Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические, функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:
1) банковские АИС;
2) АИС фондового рынка;
3) финансовые АИС;
4) страховые АИС;
5) налоговые АИС;
6) АИС таможенной службы;
7) статистические АИС;
8) АИС промышленных предприятий и организаций.
АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой - вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования.
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.
Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.
Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.
Определяя АИС как организованную для достижения общей цели совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, интеллектуальных продуктов и их описаний, а также способов и порядка взаимодействия указанных компонентов, следует выделить, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе элементов был и остается человек, специалист.
В современных условиях функционирования информационных технологий нет четкого различия между пользователем системы и разработчиком. Сегодня существуют готовые инструментальные программные средства, которые позволяют методом интерпретации быстро разрабатывать собственные программно-ориентированные продукты - пакеты прикладных программ. Для этого нужно быть хорошим специалистом в своей области и в меньшей степени владеть программированием [2].
- Введение
- Глава 1. Теория проектирования АИС
- 1.1 Понятие и классификация АИС
- 1.1.1 Структура ИС
- 1.1.2 Этапы проектирования ИС
- 1.2 Корпоративные информационные системы
- 1.2.1 Тенденции развития корпоративных ИС
- 1.2.2 Классификация корпоративных информационных систем и требования к ним
- Глава 2. Проектирование базы данных и приложения
- 2.1 Проектирование БД
- 2.1.1 Состав и функции СУБД
- 2.1.2 Требования к организации базы данных
- 2.1.3 Основные концепции реляционных баз данных
- 2.1.4 Нормализация баз данных
- 2.2 Проектирование приложения
- 2.2.1 Выбор системы проектирования и реализации
- Глава 3. Разработка ИС учета договоров на предприятии
- 3.1 Общее описание БД реализованной системы
- 3.1.1 Шаги проектирования БД
- 51. Договор строительного подряда.
- Договор строительного подряда
- § 3. Договор строительного подряда
- Договор строительного подряда.
- 1.2. Законодательство о договоре строительного подряда.
- § 2. Предмет договора строительного подряда
- 5. Сотрудничество сторон договора строительного подряда
- Договор строительного подряда.
- Договор строительного подряда.