logo
Разработка автоматизированной подсистемы АСУ по оперативному контролю и анализу сервисных услуг отдела ЗАО ПФ "СКБ Контур" на базе MS SQL Server 2005

1.2.3 Анализ организационно - управленческой структуры

Объектом анализа организационной структуры являются недостатки существующей структуры.

Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления.

Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Анализ - метод исследования:

Метод - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методика-совокупность методов.

Методоломгия учение о системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.

Организационно-управленческая структура состоит из подразделений предприятия и первых руководителей. Любая организационно-управленческая структура имеет три уровня: высший уровень управления, средний уровень управления, оперативный уровень управления.

Верхний уровень управления включает в себя:

генеральный директор;

руководитель департамента по продажам и работе с клиентами;

руководитель управления разработки;

руководитель управления технической поддержки;

руководитель управления регионального развития;

руководитель управления федеральными проектами;

главный бухгалтер;

руководитель стратегического направления «Портал веб-решений»;

руководитель стратегического направления «Электронный документооборот».

Высшее руководство занимается прогнозированием, перспективным планированием, организацией производства и организацией управления. Кроме того, на верхнем уровне управления решаются главные стратегические задачи. Генеральный директор занимается вопросами общего планирования, принятием стратегических решений в экстренных ситуациях. Аппарат при руководстве контролирует работу подчиненных ему отделов, занимается общей координацией работы предприятия. Руководители департаментов контролируют работу отделов, связанных с производственной деятельностью организации.

К среднему уровню управления относятся все подразделения, не принимающие непосредственного участия в коммерческой деятельности, т. е. все подразделения, которые выполняют функции обеспечивающей подсистемы. К среднему уровню управления можно отнести:

1) специалист по делопроизводству-специалист по кадрам осуществляет планирование численности работников предприятия, комплектование кадров;

2) главный бухгалтер - контроль и организация деятельности по бухгалтерскому учету;

3) бухгалтер обеспечение предприятия бухгалтерским учетом;

4) программисты, операторы обеспечивают автоматизацию информационного обмена на предприятии.;

5) программист исполняет непосредственные задачи по автоматизации деятельности на предприятии;

6) заведующий хозяйством осуществляет поддержание материально-технической базы различных отделов предприятия на уровне, необходимом для нормального выполнения ими своих функций;

7) водитель выполняет транспортировку сотрудников.

8) юрист осуществляет соблюдение законов при исполнении основной деятельности предприятия.

На среднем уровне главные задачи представляются в виде графиков, планов, технологий; подсчитываются доходы, издержки и прибыль, формируются текущие планы, отчеты и все это передается на оперативный уровень.

К оперативному уровню относятся подразделения, непосредственно занятые производственной деятельностью, функционирование которых приносит реальную прибыль предприятию. На данном уровне осуществляется основная производственная деятельность ЗАО ПФ «СКБ Контур» и проводится оперативное планирование.

Содержание деятельности всех подразделений приведено в таблице 1.2. Организационно-управленческая структура ЗАО ПФ «СКБ Контур» приведена на рисунке 1.2.

Таблица 1.2 - Содержание деятельности на трех уровнях управления.

Характеристики вида деятельности

Высший уровень

Средний уровень

Оперативный

уровень

1

2

3

4

5

1.

Планирование

Значительное

Умеренное

Минимальное

2.

Контроль

Умеренный

Значительный

Значительный

3.

Временная

перспектива

1-5 лет

До года

Ежедневно

4.

Сфера деятельности

Обширная (перекрывает все

функциональные области)

Полная функциональная сфера (перекрывает какую-то функц. область)

Процесс или его часть

5.

Сущность деятельности

Относительная, бесструктурная и неограниченная

Структурированная и ограниченная

Весьма ограниченная

6.

Уровень сложности

Очень сложный со многими переменными

Менее сложный с переменными, поддающимися определению

Простой

7.

Изменение работы

Затруднено

Возможно

Просто

8.

Тип деятельности

Творческий

Ответст.,способность убеждать

и управлять

Работоспособ-ность и испол-нительность

Продолжение таблицы 1.2.

1

2

3

4

5

9.

Тип

используемой информации

Внешняя информация

Внутренняя, более точная информация

Внутренняя, очень точная информация

10.

Результаты деятельности

Стратегия, перспективные планы, главные задачи, бюджет

Технология, нормативы, текущие планы, графики, сводки, отчеты и прочие документы

Реализация

товара

11.

Число лиц

Незначительное

Умеренное

Большое

Рисунок 1.2 - Организационно-управленческая структура ЗАО ПФ «СКБ Контур»