1.2.3 Анализ организационно - управленческой структуры
Объектом анализа организационной структуры являются недостатки существующей структуры.
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления.
Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Анализ - метод исследования:
Метод - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Методика-совокупность методов.
Методоломгия учение о системе понятий и их отношений, - система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
Организационно-управленческая структура состоит из подразделений предприятия и первых руководителей. Любая организационно-управленческая структура имеет три уровня: высший уровень управления, средний уровень управления, оперативный уровень управления.
Верхний уровень управления включает в себя:
генеральный директор;
руководитель департамента по продажам и работе с клиентами;
руководитель управления разработки;
руководитель управления технической поддержки;
руководитель управления регионального развития;
руководитель управления федеральными проектами;
главный бухгалтер;
руководитель стратегического направления «Портал веб-решений»;
руководитель стратегического направления «Электронный документооборот».
Высшее руководство занимается прогнозированием, перспективным планированием, организацией производства и организацией управления. Кроме того, на верхнем уровне управления решаются главные стратегические задачи. Генеральный директор занимается вопросами общего планирования, принятием стратегических решений в экстренных ситуациях. Аппарат при руководстве контролирует работу подчиненных ему отделов, занимается общей координацией работы предприятия. Руководители департаментов контролируют работу отделов, связанных с производственной деятельностью организации.
К среднему уровню управления относятся все подразделения, не принимающие непосредственного участия в коммерческой деятельности, т. е. все подразделения, которые выполняют функции обеспечивающей подсистемы. К среднему уровню управления можно отнести:
1) специалист по делопроизводству-специалист по кадрам осуществляет планирование численности работников предприятия, комплектование кадров;
2) главный бухгалтер - контроль и организация деятельности по бухгалтерскому учету;
3) бухгалтер обеспечение предприятия бухгалтерским учетом;
4) программисты, операторы обеспечивают автоматизацию информационного обмена на предприятии.;
5) программист исполняет непосредственные задачи по автоматизации деятельности на предприятии;
6) заведующий хозяйством осуществляет поддержание материально-технической базы различных отделов предприятия на уровне, необходимом для нормального выполнения ими своих функций;
7) водитель выполняет транспортировку сотрудников.
8) юрист осуществляет соблюдение законов при исполнении основной деятельности предприятия.
На среднем уровне главные задачи представляются в виде графиков, планов, технологий; подсчитываются доходы, издержки и прибыль, формируются текущие планы, отчеты и все это передается на оперативный уровень.
К оперативному уровню относятся подразделения, непосредственно занятые производственной деятельностью, функционирование которых приносит реальную прибыль предприятию. На данном уровне осуществляется основная производственная деятельность ЗАО ПФ «СКБ Контур» и проводится оперативное планирование.
Содержание деятельности всех подразделений приведено в таблице 1.2. Организационно-управленческая структура ЗАО ПФ «СКБ Контур» приведена на рисунке 1.2.
Таблица 1.2 - Содержание деятельности на трех уровнях управления.
№ |
Характеристики вида деятельности |
Высший уровень |
Средний уровень |
Оперативный уровень |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Планирование |
Значительное |
Умеренное |
Минимальное |
|
2. |
Контроль |
Умеренный |
Значительный |
Значительный |
|
3. |
Временная перспектива |
1-5 лет |
До года |
Ежедневно |
|
4. |
Сфера деятельности |
Обширная (перекрывает все функциональные области) |
Полная функциональная сфера (перекрывает какую-то функц. область) |
Процесс или его часть |
|
5. |
Сущность деятельности |
Относительная, бесструктурная и неограниченная |
Структурированная и ограниченная |
Весьма ограниченная |
|
6. |
Уровень сложности |
Очень сложный со многими переменными |
Менее сложный с переменными, поддающимися определению |
Простой |
|
7. |
Изменение работы |
Затруднено |
Возможно |
Просто |
|
8. |
Тип деятельности |
Творческий |
Ответст.,способность убеждать и управлять |
Работоспособ-ность и испол-нительность |
Продолжение таблицы 1.2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
9. |
Тип используемой информации |
Внешняя информация |
Внутренняя, более точная информация |
Внутренняя, очень точная информация |
|
10. |
Результаты деятельности |
Стратегия, перспективные планы, главные задачи, бюджет |
Технология, нормативы, текущие планы, графики, сводки, отчеты и прочие документы |
Реализация товара |
|
11. |
Число лиц |
Незначительное |
Умеренное |
Большое |
Рисунок 1.2 - Организационно-управленческая структура ЗАО ПФ «СКБ Контур»
- Введение
- 1. Диагностический анализ системы управления предприятием
- 1.1 Общая характеристика предприятия
- 1.2 Анализ функциональной и организационной структуры предприятия
- 1.2.1 Общая характеристика функций управления
- 1.2.2 Декомпозиция функциональной структуры
- 1.2.3 Анализ организационно - управленческой структуры
- 1.2.4 Построение организационно - функциональной модели предприятия
- Выводы
- Выводы
- Выводы
- Выводы
- Выводы