2.4.1. Описание экспертных систем.
Рисунок 19 - Типовая экспертная система.
Следует учесть, что реальные ЭС могут иметь более сложную структуру, однако блоки, изображенные на рисунке, непременно присутствуют в любой действительно экспертной системе, поскольку представляют собой стандарт структуры современной ЭС.
Экспертные системы имеют две категории пользователей и два отдельных "входа", соответствующих различным целям взаимодействия пользователей с ЭС:
- обычный пользователь, которому требуется консультация ЭС - диалоговый сеанс работы с ней, в процессе которой она решает некоторую экспертную задачу.
- экспертная группа инженерии знаний, состоящая из экспертов в предметной области и инженеров знаний. В функции этой группы входит заполнение базы знаний, осуществляемое с помощью специализированной диалоговой компоненты ЭС - подсистемы приобретения знаний, которая позволяет частично автоматизировать этот процесс.
База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, используемых при решении задач экспертной системой.
База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой.
Механизм логического вывода – механизм рассуждений, оперирующий знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в базе данных. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода (какая-либо его разновидность).
Интерфейс пользователя служит для ведения диалога с пользователем, в ходе которого ЭС запрашивает у пользователя необходимые факты для процесса рассуждения, а также, дающая возможность пользователю в какой-то степени контролировать и корректировать ход рассуждений экспертной системы.
Подсистема объяснений необходима для того, чтобы дать возможность пользователю контролировать ход рассуждений и, может быть, учиться у экспертной системы.
Подсистема приобретения знаний служит для корректировки и пополнения базы знаний. В простейшем случае это – интеллектуальный редактор базы знаний, в более сложных экспертных системах – средства для извлечения знаний из баз данных, неструктурированного текста, графической информации и т.д.
Для классификации ЭС используют следующие признаки:
способ формирования решения;
способ учета временного признака;
вид используемых данных;
число используемых источников решения знаний.
По способу формирования решения ЭС можно разделить на анализирующие и синтезирующие. В системах первого типа осуществляется выбор решения из множества известных решений на основе анализа знаний, в системах второго типа решение синтезируется из отдельных фрагментов знаний.
В зависимости от способа учета временного признака ЭС делят на статические и динамические. Статические ЭС предназначены для решения задач с неизменяемыми в процессе решения данными и знаниями, а динамические ЭС допускают такие изменения.
По видам используемых данных и знаний различают ЭС с детерминированными и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний и данных понимаются их неполнота, ненадежность, нечеткость.
ЭС могут создаваться с использованием одного или нескольких источников знаний.
Экспертные системы делятся на различные виды в зависимости от решаемых задач. Задачи, которые решают экспертные системы:
Интерпретация – описание ситуации по информации, поступающей от датчиков и других источников.
Наблюдение – сравнение результатов интерпретации с ожидаемыми результатами.
Мониторинг – наблюдение в определенные промежутки времени.
Прогноз – это определение вероятных последствий заданных ситуацией, системы прогнозирования основываются на имитационном моделировании, которое отражает связи в реальный мир.
Диагностика – выявление причин неправильного функционирования системы по результатам наблюдения.
Ремонт – выполнение последовательности предписанных исправлений.
Планирование – построение последовательности действий для достижения желаемого результата.
Проектирование построение конфигурации объектов с учетом ограничений.
Отладка – составление рецептов исправления неправильного функционирования системы, настройка отладочной системы.
Управление – адаптивное руководство поведения системы в целом (наблюдает, чтобы отследить на протяжении времени, классифицирует, диагностирует это отклонение, находит рецепт его устранения и осуществляет его применение).
Обучение диагностирование, отладка, ремонт поведения обучаемого.
Экспертные системы можно характеризовать следующими особенностями:
область применения;
класс решаемых задач;
метод (методы) представления знаний;
метод (методы) решения задач (поиска решений);
структуризация данных (фактов) предметной области;
структуризация/неструктуризация знаний о решении задач;
четкость/нечеткость данных;
четкость/нечеткость знаний;
монотонность/немонотонность процесса решения задач;
метод (методы) приобретения (пополнения) знаний;
вид пользовательского интерфейса;
динамическая или статическая предметная область;
интеграция с другими программными системами (СУБД, системами моделирования, графическими пакетами и т.д.).
- Оглавление
- Глава 1. Анализ проблемной области. 7
- Глава 2. Обзор и анализ существующих решений. 26
- Глава 3. Анализ и синтез экспертной системы. 57
- Глава 4. Разработка графического приложения и интеграция экспертной системы. 85
- Введение.
- Глава 1. Анализ проблемной области.
- Классификация систем с чпу.
- Применение программного управления.
- Описание проблемной области и постановка задачи.
- Выводы по главе.
- Глава 2. Обзор и анализ существующих решений.
- Общая информация.
- 2.2. Аппаратная часть.
- 2.3. Программное обеспечение.
- 2.4. Экспертные системы.
- 2.4.1. Описание экспертных систем.
- Построение экспертных систем.
- Отличие эс от других программных продуктов.
- Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
- Области применения экспертных систем.
- Критерий использования эс для решения задач.
- Ограничения в применение экспертных систем.
- Преимущества эс перед человеком - экспертом.
- Выводы по главе.
- Глава 3. Анализ и синтез экспертной системы.
- Основные компоненты экспертных систем.
- Классификация инструментальных средств экспертных систем.
- Организация знаний в экспертных системах.
- Технология разработки экспертных систем.
- Выводы по главе.
- Глава 4. Разработка графического приложения и интеграция экспертной системы.
- Выбор программных средств, для реализации экспертной системы.
- Разработка базы знаний эс, и обучение системы.
- Список критических параметров эс
- Пороговые и промежуточные значения данных параметров.
- Разработка модели эс.
- Разработка модуля эс в выбранной среде для разработки, и интеграция его в по для управления станком с чпу.
- Результат работы программы.
- Выводы по главе.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.
- Приложение 4.