Наука как социальное явление
Когда говорят и пишут "наука", чаще всего имеют в виду результаты научных исследований или совокупность научных знаний. Но наука это еще и люди, получающие эти результаты и создающие это знание – математики, физики, химики, биологи, психологи, философы, социологи, историки, филологи, специалисты технических и других наук, которые объединены в национальные отряды, составляющие российскую, американскую, японскую науку. Если в первом аспекте наука изучается логикой науки, то во втором – ее социологией. В совокупности они составляют дисциплину, которая у нас называется науковедением, а на Западе – наукой о науке. Многие ее проблемы пересекаются с информатикой. Наука как социальное явление претерпевает большие изменения, но еще быстрее меняются наши представления о науке, точнее, о совокупной области науки и техники.
В изучении социологических тенденций развития науки в последние десятилетия наблюдается значительный прогресс. Большинство отечественных и зарубежных исследователей в этой области отмечает несоответствие между традиционными концепциями науки и современными ее социологическими моделями. Интересные взгляды на этот счет принадлежат видному английскому физику Джону Займану, известному своими оригинальными работами по социологии науки. По его мнению, все многообразие прежних представлений о науке как социальном явлении можно свести к двум традиционным концепциям – прикладной и теоретической.
Первая из них, называемая им "инструментальной", характерна для представителей политических и экономических кругов, В ней наука и техника, обычно обозначаемые как исследования и разработки, рассматриваются в качестве инструмента для решения социальных и экономических проблем. При достаточных организации и финансировании этот "черный ящик" позволяет получать необходимые консультации, решения, изобретения. Ей противостоит теоретическая концепция науки, трактуемая как модель "открытия" и бытующая в сферах образования, культуры и науки. В соответствии с этой моделью ученый, исследуя законы природы, приходит к новым открытиям, пополняющим общечеловеческое знание, которое служит объектом применения в технике.
Надо сказать, что эти концепции в какой-то мере соответствуют нашим представлениям о прикладной и фундаментальной науке, первая из которых служит для непосредственного внедрения ее результатов в народное хозяйство, а вторая меняет наши воззрения на окружающий нас или находящийся внутри нас мир. Обе модели, имеющие достаточно глубокие исторические корни, неадекватны современному состоянию науки и техники. В них отсутствуют существенные элементы для понимания истинного положения этой совокупной области в обществе.
Анализ своей новой модели науки Дж. Займан начинает с рассмотрения ее внутренних параметров, к которым наряду с традиционными элементами "ученый" и "знание" он относит "научное сообщество" (рис. 2). На пересечении этих элементов обозначены такие понятия, как "незримый коллектив", "научная парадигма", "научная коммуникация" и ряд других, которые были введены в научный оборот в последние десятилетия и существенно продвинули наше понимание социального механизма науки.
Эти понятия он связывает с именами известных западных социологов науки Майкла Поланьи, Роберта Мертона, Томаса Куна и философа Карла Поппера. Конечно, список этот неполон даже в рамках западной социологии: в нем отсутствуют имена Джона Бернала, Дирека Прайса, Уильяма Гарвея, Белвера Гриффита, Генри Смола. Если же обратиться к отечественному науковедению, то вряд ли можно не упоминать работы Г. М. Доброва, В. В. Налимова, Н. И. Родного, С. Р. Микулинского, Э. М. Мирского и других исследователей, внесших существенный вклад в современное представление о положении науки в обществе.
Неадекватность традиционных концепций науки Дж. Займан справедливо видит в неправомерности противопоставления науки и техники, теоретических исследований и прикладных разработок, которые в настоящее время уже не имеют четких демаркационных линий. Более важное значение для понимания современного положения науки и техники в обществе он придает особенностям научного сообщества, развивающегося в определенном направлении с середины XVII в.
М. Поланьи (его книга "Личностное знание" 1958 г. издана у нас в 1985 г. издательством "Прогресс") впервые показал, что научное сообщество – уникальный продукт цивилизации. В нем нет постулированной системы формальных убеждений, но есть неписаная этика, определяющая безоговорочные нормы поведения ученых. Как почти в любой общественной институции, в научном сообществе существуют свои ранги престижа и иерархия, но они устанавливаются в соответствии с оценкой достижений ученого и его признанием в своей среде. Их престиж не наследуется и не приобретается какой-либо вненаучной деятельностью. Быть ученым, по его мнению, значит постоянно быть учеником, а достичь компетентности можно лишь под руководством учителей.
«В ведущих исследовательских школах воспитываются наиболее важные предпосылки научного открытия. Они раскрываются перед способным студентом в ходе каждодневного труда учителя: интуиция, которой он руководствуется в работе, передается ученику... Именно поэтому так часто великие ученые в качестве подмастерьев следуют за великими учителями».
Будучи идеалистом, М. Поланьи отрицает определяющее влияние материальных потребностей общества на развитие науки. Эта его позиция особенно четко выявилась в споре с Дж. Берналом, который в этом вопросе придерживался материалистических взглядов. «Мы должны подтвердить, писал М. Поланьи, что сущность науки есть тяга к знанию и что практическая польза знания не должна нас занимать… Мы, ученые, посвятили себя служению ценностям, более дорогим и делу более насущному, чем материальные блага».
Р. Мертон кодифицировал принцип независимости научного исследования и выделил в нем четыре аспекта: универсальность, коммунальность, беспристрастность и скептицизм. Универсальность предполагает доступность научной профессии каждому, кто обладает соответствующими способностями, независимо от расы, национальности, происхождения, принадлежности к классу или личных качеств. Коммунальность подразумевает, что знание является общественным продуктом, выделяемым из наследия прошлого и свободно передаваемым в будущее. Можно купить патент и извлекать прибыль из использования изобретения, но не из теории, которая привела к изобретению. Научная теория является достоянием общества, а полная и свободная информация о научных достижениях выступает необходимым условием прогресса в обновлении знаний.
Беспристрастность оценки научных достижений также является одним из условий развития науки. Требование объективности имеет твердый базис в социальном характере науки, и именно это определяет высокую репутацию людей науки. Ученые, разумеется, стремятся к известности, но сама природа научного исследования дает науке гарантии против фальсификации его результатов. Скептицизм подразумевает организованную систему проверки этих результатов, добровольный отказ от принятия их на веру, отказ от слепой приверженности принятым догмам или прежним авторитетам.
Т. Кун ввел в научный оборот понятия научной парадигмы и нормальной науки, которые позволили по-новому взглянуть на деятельность научного сообщества. Понятие научной парадигмы, сложное и по-разному определяемое автором, возникло по аналогии с грамматической парадигмой спряжения глаголов или склонения существительных. В книге 1962 г. "Структура научных революций" (перевод 2‑го издания 1970 г. опубликован издательством "Прогресс" в 1975 г. и 1976 г.) он пишет: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу...
Успех парадигмы, будь то аристотелевский анализ движения, расчеты планет у Птолемея, применение весов Лавуазье или математическое описание электромагнитного поля Максвеллом, вначале представляет собой в основном открывающуюся перспективу успеха в ряде проблем особого рода. Заранее неизвестно исчерпывающе, каковы будут эти проблемы. Нормальная наука состоит в реализации этой перспективы по мере расширения частично намечаемого в рамках парадигмы знания о фактах. Реализация указанной перспективы достигается также благодаря все более широкому сопоставлению этих фактов с предсказаниями на основе парадигмы и благодаря разработке самой парадигмы
Немногие из тех, кто фактически не принадлежит к числу исследователей в русле зрелой науки, осознают, как много очистительной работы такого рода осуществляется в рамках парадигмы и как приятно выполнять эту работу... Именно наведением порядка занято большинство ученых в ходе их научной деятельности. Последняя и составляет то, что я называю здесь нормальной наукой... Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает» (с.11, 43-44).
.
- Р. С. Гиляревский основы информатики Курс лекций
- Содержание
- Вводная лекция Информатика как научная дисциплина
- Становление информатики
- Предмет и объекты исследования
- Информатика и другие науки и научные дисциплины
- Информация – знание – наука
- Информация и данные
- Свойства информации
- Структура информации
- Особенности информации
- Информация научная и техническая
- Наука как социальное явление
- Р. Мертон
- М. Поланьи
- К. Поппер
- Перспективы развития науки
- Интеллектуальная коммуникация Основные понятия
- Система научной коммуникации
- Библиотечная и информационная деятельность
- Научно-информационная деятельность
- Этапы и задачи коммуникации
- Информационное обслуживание
- Перспективы развития
- Человек в процессе коммуникации Потребители информации
- Эгалитарность информационного обслуживания
- Информационные потребности в развитии
- Литература как источник информации Основные понятия, эволюция и типология
- Закономерности роста и старения
- Закон рассеяния
- Перспективы развития
- Информационные издания и услуги Основные виды
- Реферирование и библиографирование
- Реферативный журнал винити
- Зарубежные реферативные журналы
- Электронная информация и базы данных
- Сети передачи и средства хранения и обработки данных
- Информационные услуги
- Информационные структуры и инфраструктура
- Информационный поиск Предыстория и сущность
- Процедуры и понятия
- Координатное индексирование
- Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование
- Цитирующие документы
- Цитируемые документы
- Иерархические и фасетные классификации
- Рубрикаторы информационных изданий
- Разные типы информационно-поисковых языков
- Базы и банки данных
- Информационные системы Информационно-поисковые системы
- Интеллектуальные информационные системы
- Гипертекстовые системы Возникновение и развитие идеи гипертекста
- Логико-смысловой граф и логика связности
- Гипертекст как развитие функций чтения и письма
- Отечественные гипертекстовые системы гиперлог и семпро
- Системы гипермедиа как развитие гипертекста
- Системы машинного перевода
- Информационная технология о понятии информационной технологии
- Тенденции развития информационных технологий
- Влияние информационных технологий на развитие науки
- Социальные последствия новой технологии
- Компьютерные средства коммуникации Электронные вычислительные машины
- Новые поколения компьютеров
- Персональный компьютер и персональные вычисления
- Работа с текстом на компьютере о языках программирования
- Прикладные программы подготовки текстов
- "Понимание" текста на естественном языке
- Электронная книга Новая концепция книги
- Сущность, особенности и разновидности электронной книги
- Электронный журнал: проблемы распространения и хранения
- Организационные и юридические проблемы
- Электронная библиотека реальная и виртуальная
- Лучше ли электронная книга традиционной печатной? Доводы за электронную книгу
- Доводы против электронной книги
- Заменит ли электронная книга бумажную?
- Сведения об Интернет Интернет как глобальная компьютерная сеть
- Организация доступа к первоисточникам Научно-техническая информация
- Политическая информация
- Новости и литература в электронной форме
- Развлекательная и бытовая информация
- Образование
- Музеи, галереи и художественные выставки
- Информация по Интернет
- Заключительная лекция Идеи и методы информатики
- Поиски фундаментального закона
- Определение и предметная область информатики
- Перспективы информатики
- Словарь терминов