Информационное обслуживание
Поскольку почти с каждого этапа коммуникационных процессов любая информация может быть доступна потребителю, а передача ему этой информации и составляет основной смысл самих этих процессов, вопросы информационного обслуживания находятся в центре внимания информационных работников. Основные виды информационного обслуживания можно различать по многим признакам:
-
от кого исходит инициатива при обслуживании – от информационной службы или от потребителя,
-
как осуществляется обслуживание – посредством опубликованных или непубликуемых документов,
-
на кого направлено обслуживание – на единичного или массового потребителя,
-
осуществляется ли обслуживание постоянно или лишь при необходимости,
-
как доводится информация до потребителя – непосредственно или в результате отклика на сигнальное оповещение,
-
с какой целью осуществляется обслуживание – для ознакомления или практического использования.
Классификация основных видов информационного обслуживания и строится по этим признакам, использующимся как основания деления. При этом некоторые виды имеют специальные названия, а другие обозначаются описательно.
Как будет сказано дальше, эффективное информационное обслуживание возможно только на основе глубокого знания информационных потребностей ученых и специалистов. Вместе с тем, наиболее успешное изучение этих потребностей ведется в процессе самого обслуживания. Наиболее подходящим для этого видом обслуживания является избирательное распространение информации (ИРИ). Оно является одним из наиболее распространенных в информационной деятельности и исторически одним из первых видов обслуживания, которое стало осуществляться автоматически при помощи компьютеров.
Избирательное распространение информации (и сам термин "ИРИ") было введено сотрудником американской фирмы IBM Х.‑П. Луном, который в 1958 г. предложил соответствующую автоматизированную систему с использованием вычислительной машины. Он определил этот вид обслуживания следующим образом: "Избирательное распространение информации это такая служба в какой-либо организации, которая направляет новые элементы информации, получаемые из любого источника, в такие места, где вероятность их использования для текущей работы или заинтересованность в них наиболее высоки"1.
При избирательном распространении информации потребитель как бы доверяет информационной службе поиск необходимых ему сведений в текущей научно-технической литературе. Он сообщает признаки, по которым следует отбирать ему документы: классификационные индексы, предметные заголовки, дескрипторы, фамилии авторов необходимых работ или цитируемых в них документов. Вся литература, поступающая в информационный орган, анализируется по этим признакам и в случае их совпадения с признаками, указанными потребителем, ему посылаются только его одного интересующие сведения. Система обратной связи с потребителем позволяет постоянно корректировать состав отбираемых материалов и тем самым улучшать индивидуальное информационное обслуживание.
Этот вид информационного обслуживания издавна практиковался библиотеками. Библиотекарь просматривал поступающие в библиотеку книги и журналы и сообщал читателям о публикациях, которые, по его мнению, могли представлять для них интерес. Здесь все зависело от памяти и доброй воли библиотекаря, а также от наличия у него свободного времени. Поэтому такая форма информационного обслуживания была нерегулярной, неформальной и весьма ограниченной по масштабам. В современной системе ИРИ поступающие документы индексируются (а иногда аннотируются или реферируются) специалистами, после чего они вводятся в компьютер, в котором содержатся введенные ранее "профили" абонентов. Если поисковые признаки документа совпадают с "профилем" абонента, ему посылается сигнальное извещение, по которому он может запросить документ или его копию, а затем обязан сообщить, насколько этот документ был ему полезен. Сведения из этих карт обратной связи также вводятся в машину, что позволяет оптимизировать работу системы.
- Р. С. Гиляревский основы информатики Курс лекций
- Содержание
- Вводная лекция Информатика как научная дисциплина
- Становление информатики
- Предмет и объекты исследования
- Информатика и другие науки и научные дисциплины
- Информация – знание – наука
- Информация и данные
- Свойства информации
- Структура информации
- Особенности информации
- Информация научная и техническая
- Наука как социальное явление
- Р. Мертон
- М. Поланьи
- К. Поппер
- Перспективы развития науки
- Интеллектуальная коммуникация Основные понятия
- Система научной коммуникации
- Библиотечная и информационная деятельность
- Научно-информационная деятельность
- Этапы и задачи коммуникации
- Информационное обслуживание
- Перспективы развития
- Человек в процессе коммуникации Потребители информации
- Эгалитарность информационного обслуживания
- Информационные потребности в развитии
- Литература как источник информации Основные понятия, эволюция и типология
- Закономерности роста и старения
- Закон рассеяния
- Перспективы развития
- Информационные издания и услуги Основные виды
- Реферирование и библиографирование
- Реферативный журнал винити
- Зарубежные реферативные журналы
- Электронная информация и базы данных
- Сети передачи и средства хранения и обработки данных
- Информационные услуги
- Информационные структуры и инфраструктура
- Информационный поиск Предыстория и сущность
- Процедуры и понятия
- Координатное индексирование
- Цитирование, библиографическое сочетание, социтирование
- Цитирующие документы
- Цитируемые документы
- Иерархические и фасетные классификации
- Рубрикаторы информационных изданий
- Разные типы информационно-поисковых языков
- Базы и банки данных
- Информационные системы Информационно-поисковые системы
- Интеллектуальные информационные системы
- Гипертекстовые системы Возникновение и развитие идеи гипертекста
- Логико-смысловой граф и логика связности
- Гипертекст как развитие функций чтения и письма
- Отечественные гипертекстовые системы гиперлог и семпро
- Системы гипермедиа как развитие гипертекста
- Системы машинного перевода
- Информационная технология о понятии информационной технологии
- Тенденции развития информационных технологий
- Влияние информационных технологий на развитие науки
- Социальные последствия новой технологии
- Компьютерные средства коммуникации Электронные вычислительные машины
- Новые поколения компьютеров
- Персональный компьютер и персональные вычисления
- Работа с текстом на компьютере о языках программирования
- Прикладные программы подготовки текстов
- "Понимание" текста на естественном языке
- Электронная книга Новая концепция книги
- Сущность, особенности и разновидности электронной книги
- Электронный журнал: проблемы распространения и хранения
- Организационные и юридические проблемы
- Электронная библиотека реальная и виртуальная
- Лучше ли электронная книга традиционной печатной? Доводы за электронную книгу
- Доводы против электронной книги
- Заменит ли электронная книга бумажную?
- Сведения об Интернет Интернет как глобальная компьютерная сеть
- Организация доступа к первоисточникам Научно-техническая информация
- Политическая информация
- Новости и литература в электронной форме
- Развлекательная и бытовая информация
- Образование
- Музеи, галереи и художественные выставки
- Информация по Интернет
- Заключительная лекция Идеи и методы информатики
- Поиски фундаментального закона
- Определение и предметная область информатики
- Перспективы информатики
- Словарь терминов