7.2. Системы автоматизации офисной деятельности
Под значением слова «офис» в прямом смысле понимают «бюро», «контору», «канцелярию», «управление», «ведомство», «министерство». Поэтому офисная деятельность включает в себя процессы, связанные с организацией и планированием работ, а также разработку, отправку, получение, хранение документов и контроль их исполнения. При этом необходимо отслеживать движение документов и проводить их учет. В зависимости от уровня офиса под документом можно понимать как вполне определенные формы категорированной документации (например, письма или заключения, ответы или запросы), договора (контракт, соглашение, дополнительное соглашение и т. п.), учетные документы (заказ на покупку, счет на оплату, запрос на оказание услуги и др.), так и любые сообщения, передаваемые друг другу участниками бизнес-процесса.
Поэтому автоматизация офисной деятельности в основном охватывает следующие основные объекты автоматизации: управление работой офиса и организации в целом, делопроизводство и документооборот.
Структурно автоматизированная система состоит из подсистем: системы автоматизации управленческой деятельности (САУД) или систему организации групповой работы, системы автоматизации делопроизводства (САД), системы электронного документооборота (СЭД).
САУД позволяет руководству организации:
-
иметь полную картину деятельности за любой период, анализировать деятельность предприятия по различным критериям;
-
прогнозировать направление деятельности предприятия;
-
осуществлять быстрый поиск документов;
-
определять вклад каждого сотрудника;
-
контролировать проводки документов.
Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения их исполнения и передачи в архив.
Электронный документооборот или электронный обмен данными (Electronic data interchange – EDI) – электронный обмен деловыми документами между автоматизированными системами различных компаний в стандартизованной форме.
САД решает задачи учета (регистрации) входящих, исходящих, внутренних и организационно-распорядительных документов, выданных резолюций и полученных отчетов об их исполнении. Кроме задачи учета в САД обязательно решаются вопросы контроля исполнения документов в целом и каждого задания по ним. Таким образом, в САД главным критерием профессиональности (мощности) является степень полноты отражения в системе реквизитов документов и действий с ними. Поскольку с САД в основном работают делопроизводители, то очевидно, что такие системы строятся по привычному для них принципу – картотечная система с журналами документов, со списками выданных заданий и полученных отчетов. С другой стороны, если в САД содержится не только реквизитная часть документа, но и содержательная, то к работе в такой системе у руководителей возникает больше интереса. При работе с САД руководитель может получать только ту информацию, которая касается его или его подчиненных, причем без излишней детализации.
Выделяют два класса подобных систем:
-
системы workflow,
-
системы groupware.
Основное назначение систем этих классов – автоматизация и поддержка коллективной работы в офисе, однако имеются некоторые различия в их политике и, следовательно, в наборе реализуемых функций. В табл. 7.1 сопоставляются их основные характеристики.
Таким образом, системы класса groupware ориентированы на автоматизацию работы небольшого коллектива и поддерживают корректное разделение (т. е. совместное использование) информации группой пользователей. Системы класса workflow ориентированы на автоматизацию работы корпорации и поддерживают разделение работ, т. е. выполнение одной "большой" работы группой исполнителей.
Системы workflow и groupware не конкурируют между собой, а скорее дополняют друг друга. Выбор одной из них, а также использование их в комбинации определяются задачами, решаемыми корпорацией. Если необходимо повышение эффективности работы каждого отдельного сотрудника в коллективе, предпочтение стоит отдать системам класса groupware. Эти системы представлены программным продуктом Lotus Notes (Lotus Development). Если же необходимо повысить эффективность работы всей организации в целом, то следует остановиться на системах класса workflow. Представителями таких систем являются Staffware (Staffware plc) и Action Workflow (Action Technologies).
Таблица 7.1
Системы класса GROUPWARE | Системы класса WORKFLOW |
Одна выполняемая задача, т. е. поддерживается коллективная работа с одной задачей в данный момент времени (например, с текстовым редактором) | Множество выполняемых задач, т. е. поддерживается многопользовательская работа с несколькими задачами одновременно, как в синхронном, так и в асинхронном режимах |
Отсутствие структуризации в организации работ, т. е. нет никаких правил и предписаний, кто и как должен работать в рамках системы | Строгая структуризация, т. е. выполнение работы четко расписано по ролям, документам, времени обработки документов и т. д. |
Реализация на РС и ориентация на небольшие коллективы | Реализация в среде клиент/сервер и ориентация на масштаб корпорации |
Пример системы Workflow будет рассмотрен в [36, с. 65], а системы Groupware – в [36, с.101].
Делопроизводство, или документационное обеспечение управления (Records management), – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, которые отличаются от обычных наличием регистрационных и визовых атрибутов. Такие системы отличаются от систем обычного документооборота, так как предполагают обязательное наличие средств электронной подписи и печати. Электронная цифровая подпись (Electronic digital signature) – последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования (шифрования) электронных данных. ЭЦП добавляется к блоку данных и позволяет получателю блока проверить источник и целостность данных и защититься от подделки. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи.
- Т 30 Теоретические основы компьютерных информационных технологий: Учеб. Пособие / в. В. Тебекин. – Мн.: Част. Ин-т упр. И пред., 2005. – 172 с.
- Содержание
- Тема 1. Основы информационных технологий 6
- Тема 2. Сетевые информационные технологии 47
- Тема 3. Корпоративные информационные технологии и системы автоматизации экономической деятельности 82
- Тема 4. Технологии обеспечения безопасности информационных систем 112
- Тема 5. Основы проектирования компьютерных информационных технологий и систем 147
- Тема 1. Основы информационных технологий
- 1. Основные понятия информационных технологий (ит)
- 1.1. Информационное общество и информатизация
- 1.2. Информационные технологии
- 1.2.2. История развития информационных технологий
- 1.2.3. Этапы развития компьютерных информационных технологий
- 1.2.4. Классификация компьютерных информационных технологий
- 1.3. Информационные ресурсы
- 2. Информационные системы
- 2.1. Определение информационной системы
- 2.2. Классификация информационных систем
- Признак структурированности задач
- Функциональный признак
- Уровень управления
- Классификация по степени автоматизации
- Характер использования информации
- Классификация по сфере применения
- 2.3. Виды обеспечения информационной системы
- Техническое обеспечение (то)
- Программное обеспечение (по)
- Математическое обеспечение
- Информационное обеспечение
- Организационное обеспечение
- Правовое обеспечение
- 2.4. Аппаратное (техническое) обеспечение ис
- 3. Программное обеспечение информационных систем
- 3.1. Программная конфигурация
- 3.2. Операционные системы и их классификация
- 3.3. Служебное программное обеспечение [33]
- 3.4. Прикладные программные средства [30, 33]
- Тема 2. Сетевые информационные технологии
- 4. Основные понятия и принципы построения компьютерных сетей
- 4.1. Определение и классификация компьютерной (вычислительной) сети
- Классификация компьютерных сетей
- Технологии и сети
- 4.2. Принципы передачи информации в лвс
- 4.2.1. Эталонная модель osi [11, 40]
- Уровни модели osi
- 4.2.2. Протоколы и интерфейсы
- 4.2.3 Уровни модели osi Физический уровень
- Канальный уровень
- Сетевой уровень
- Транспортный уровень
- Сеансовый уровень
- Представительский уровень
- Прикладной уровень
- 4.3. Программные и аппаратные компоненты вычислительной сети
- 4.4. Физическая и логическая схемы лвс
- 5. Глобальная сеть Интернет
- 5.1. История Интернет
- 5.2. Основные принципы работы сети Интернет
- 5.3. Основные ресурсы Интернет [30, 33]
- Распределенная гипертекстовая информационная система www
- Тема 3. Корпоративные информационные технологии и системы автоматизации экономической деятельности
- 6. Корпоративные информационные системы
- 6.1. Общие понятия о корпоративной информационной системе
- 6.1.1. Определение корпоративной информационной системы
- 6.1.2. Задачи и цели кис
- 6.1.3. Принципы построения кис
- 6.1.4. Классификация кис
- 6.2. Архитектура кис
- Почтовый сервер (Mail server) – сервер, обеспечивающий прием и передачу электронных писем пользователей, а также их маршрутизацию.
- 6.3. Основные компоненты кис (аппаратно-программная реализация)
- 6.4. Обобщенная структура кис
- 7. Системы автоматизации офисной деятельности
- 7.1. Основные понятия автоматизации
- Автоматизация объекта осуществляется средствами автоматизации.
- 7.2. Системы автоматизации офисной деятельности
- Электронная печать (Stamp of approval) – специальный код сообщения, который присоединяется к электронной подписи и является ее составной частью.
- 7.3. Средства офисной автоматизации и организации коллективной работы в сети
- Ввод информации в систему
- Хранение информации, навигация, поиск и фильтрация документов
- Коллективная работа с документами
- Коллективная работа в сети
- Вывод информации из системы
- Тема 4. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 8. Информационная безопасность, политика информационной безопасности
- 8.1. Основные понятия информационной безопасности
- 8.2. Виды и особенности угроз информационной безопасности
- 8.3. Политика информационной безопасности организации
- 9.1. Административные (организационные) меры защиты информации
- 9.2. Физическая и техническая защита информационных систем
- 9.3. Технические средства и способы защиты информации
- 9.4. Аппаратные (компьютерные) средства защиты [10]
- 9.5. Программные средства защиты [4, 10, 26, 28]
- 9.5.1. Защита ресурсов ис от несанкционированного доступа
- 9.5.2. Резервное копирование и архивация информации
- 9.5.3. Защита от вредоносных программ (компьютерных вирусов)
- Кв, нарушающие целостность информации
- Кв, нарушающие конфиденциальность информации
- 9.5.4. Шифрование информации
- 9.6. Критерии оценки защищенности систем информационной безопасности [4, 7, 43]
- Тема 5. Основы проектирования компьютерных информационных технологий и систем
- 10. Технологии проектирования систем и процессов
- 10.1. Проектирование автоматизированных систем обработки информации
- 10.2. Понятие о реинжиниринге бизнес-процессов
- Среди широко используемых систем можно выделить следующие.
- 10.4. Технологии искусственного интеллекта (ии)
- Функциональная сппр (данные формы представления).
- Сппр с использованием независимых витрин данных (данные витрины данных формы представления).
- Сппр на основе двухуровневого хранилища данных (данные хранилище данных формы представления).
- Сппр на основе трехуровневого хранилища данных (см. Рис. 10.1)
- Литература
- Источники информации b интернет
- Тебекин Владислав Владимирович теоретические основы компьютерных информационных технологий
- 220086, Г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.