Автоматизация объекта осуществляется средствами автоматизации.
Средства автоматизации – программное обеспечение (общего и специального назначения), средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, групповые и персональные принтеры и т. д.), локальные вычислительные сети (активное и пассивное оборудование), копировально-множительная аппаратура (коллективного, группового и персонального пользования), средства связи.
Совокупность объекта, средств автоматизации, человека и связей между ними образуют определенную систему. Если человек является звеном такой системы, то она называется автоматизированной. Если система функционирует без участия человека, то она является автоматической.
Применительно к информационным системам автоматизированная или автоматическая информационная система – совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме [14].
Наиболее широкое внедрение при автоматизации экономической деятельности получили автоматизированные системы обработки информации (данных) (АСОИ, АСОД). АСОИ, АСОД – комплекс программных и технических средств, предназначенных для решения задач обеспечения ввода данных, их обработки по заданным алгоритмам (программам) и вывод результатов решения в требуемой форме [32].
Таким образом, в настоящее время даже один персональный компьютер следует рассматривать как средство автоматизации, которое в совокупности с информационными ресурсами и пользователем образует АСОИ. При этом различают АСОИ промышленной сферы и автоматизированные системы обработки информации непромышленной сферы: системы автоматизации документооборота, бухгалтерского учета, менеджмента, коммерческой, финансовой и банковской деятельности и др.
Автоматизация любой предметной области может быть как частичной (еще ее называют «лоскутной»), так и комплексной.
Частичная автоматизация предполагает создание АСОИ, решающей отдельную задачу внутри предприятия, например только расчет зарплаты.
Комплексная автоматизация подразумевает под собой создание единой АСОИ предприятия, охватывающей все сферы деятельности и включающей в себя необходимые программные и технические средства. Она направлена на достижение упорядочивания и максимальной оптимизации внутреннего документооборота и бизнес-процессов предприятия с целью повышения эффективности работы всей компании в целом и каждого отдельного сотрудника.
Оба вида автоматизации при правильном использовании дают положительный экономический эффект. Тем более, что никакая комплексная автоматизация никогда не осуществляется сразу, она возникает как результат последовательно реализуемых частных решений. При этом необходимо обеспечение эффективности каждого конкретного частичного решения и идеологического единства их объединения с помощью концепции автоматизации.
Концепция автоматизации включает в себя:
-
выбор, обоснование выбора и описание предметной области, которую предполагается автоматизировать;
-
разработку требований к информационной системе в целом и ее элементам;
-
описание необходимых средств автоматизации, а также методологии их применения;
-
разработку комплекса основных мероприятий процесса автоматизации (включая график их выполнения).
Для каждого предприятия концепция автоматизации является строго индивидуальной, учитывающей конкретные экономические и технико-технологические особенности. При ее разработке первичными являются требования верхнего уровня, предназначенные в первую очередь для того, чтобы обеспечить руководство всем необходимым для принятия оптимальных управленческих решений. Остальные системы являются обеспечивающими.
Отсутствие концепции приводит к тому, что объединение даже весьма эффективных частных решений приводит к существенным проблемам, в основе которых лежит отсутствие единого подхода к получению и обработке информации, необходимой для оптимального глобального решения. При не концептуальном объединении теряется большая часть преимуществ, которые обеспечивались частными независимыми решениями.
В качестве оценки качества автоматизации предметной области используют уровни автоматизации. Подход к определению уровней автоматизации достаточно разнообразный.
За уровень автоматизации бизнес-процесса может быть принят, например, процент респондентов, использующих на соответствующем участке какую-либо из компьютерных информационных систем (КИС). Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Так, например, уровень автоматизации предприятий можно оценить по ответам респондентов на вопросы о степени автоматизации восьми основных бизнес-процессов: бухгалтерского и финансового учета, учета материальных ресурсов, взаимодействия с поставщиками и с клиентами, внутрикорпоративного документооборота, производственных процессов, учета кадров и расчета зарплаты.
В промышленном производстве уровень автоматизации оценивают по доле ручных операций, необходимых при подготовке оборудования к работе и при использовании его по назначению.
Несмотря на многообразие подходов, в большинстве случаев различают три качественных уровня автоматизации: низкий, средний и высокий. Оценочные критерии каждого уровня формулируются обычно исходя из свойств конкретной предметной области. Например, в системах автоматизированного проектирования различают следующие три уровня.
Первый уровень – автоматизация низкого уровня, при которой автоматизировано только оформление технологической документации (маршрутные, операционные карты и другие документы). Бланк документа выводится на экран монитора, и технолог в режиме диалога заполняет этот документ.
Второй уровень – автоматизация среднего уровня, который достигается, когда базы данных частично сформированы и начинают работать поисковые и расчетные модули. Чем больше заполнена база данных, тем эффективнее начинает работать САПР. Работа поисковых модулей основана на использовании информационно-поисковой системы (ИПС), при этом условие поиска технолог вводит в режиме диалога. Условия поиска, которые являются стабильными, хранятся в базе знаний.
Третий уровень – автоматизация высокого уровня, который достигается при заполнении базы знаний. В этом случае становится возможным автоматизированное принятие сложных логических решений, связанных, например, с выбором структуры процесса и операций, назначением технологических баз и других подобных задач. Процесс принятия таких решений полностью автоматизировать не удается, поэтому режим диалога остается и на третьем уровне автоматизации.
В зависимости от организационной сложности процессов автоматизации выделяют:
-
уровень рабочих мест специалистов;
-
уровень отделов и подразделений;
-
уровень интегрированной организации;
-
уровень межкорпоративной организации (включает в себя все связи с внешним миром – партнерами, заказчиками, поставщиками услуг и пр.).
Основными направлениями автоматизации в экономической сфере являются: автоматизация производства, автоматизация управленческих работ, автоматизация офисной деятельности.
Автоматизация производства – процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля от человека передаются приборам и автоматическим устройствам. Автоматизация производства – основа развития современной промышленности, генеральное направление технического прогресса. Цель автоматизации производства – повышение эффективности труда, улучшение качества выпускаемой продукции, создание условий для оптимального использования всех ресурсов производства. Различают автоматизацию производства: частичную, комплексную и полную.
Автоматизация управленческих работ – применение математических методов, автоматических устройств и технических средств вычислительной техники при решении задач управления в различных звеньях народного хозяйства.
Автоматизация офисной деятельности – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и обработки информации.
- Т 30 Теоретические основы компьютерных информационных технологий: Учеб. Пособие / в. В. Тебекин. – Мн.: Част. Ин-т упр. И пред., 2005. – 172 с.
- Содержание
- Тема 1. Основы информационных технологий 6
- Тема 2. Сетевые информационные технологии 47
- Тема 3. Корпоративные информационные технологии и системы автоматизации экономической деятельности 82
- Тема 4. Технологии обеспечения безопасности информационных систем 112
- Тема 5. Основы проектирования компьютерных информационных технологий и систем 147
- Тема 1. Основы информационных технологий
- 1. Основные понятия информационных технологий (ит)
- 1.1. Информационное общество и информатизация
- 1.2. Информационные технологии
- 1.2.2. История развития информационных технологий
- 1.2.3. Этапы развития компьютерных информационных технологий
- 1.2.4. Классификация компьютерных информационных технологий
- 1.3. Информационные ресурсы
- 2. Информационные системы
- 2.1. Определение информационной системы
- 2.2. Классификация информационных систем
- Признак структурированности задач
- Функциональный признак
- Уровень управления
- Классификация по степени автоматизации
- Характер использования информации
- Классификация по сфере применения
- 2.3. Виды обеспечения информационной системы
- Техническое обеспечение (то)
- Программное обеспечение (по)
- Математическое обеспечение
- Информационное обеспечение
- Организационное обеспечение
- Правовое обеспечение
- 2.4. Аппаратное (техническое) обеспечение ис
- 3. Программное обеспечение информационных систем
- 3.1. Программная конфигурация
- 3.2. Операционные системы и их классификация
- 3.3. Служебное программное обеспечение [33]
- 3.4. Прикладные программные средства [30, 33]
- Тема 2. Сетевые информационные технологии
- 4. Основные понятия и принципы построения компьютерных сетей
- 4.1. Определение и классификация компьютерной (вычислительной) сети
- Классификация компьютерных сетей
- Технологии и сети
- 4.2. Принципы передачи информации в лвс
- 4.2.1. Эталонная модель osi [11, 40]
- Уровни модели osi
- 4.2.2. Протоколы и интерфейсы
- 4.2.3 Уровни модели osi Физический уровень
- Канальный уровень
- Сетевой уровень
- Транспортный уровень
- Сеансовый уровень
- Представительский уровень
- Прикладной уровень
- 4.3. Программные и аппаратные компоненты вычислительной сети
- 4.4. Физическая и логическая схемы лвс
- 5. Глобальная сеть Интернет
- 5.1. История Интернет
- 5.2. Основные принципы работы сети Интернет
- 5.3. Основные ресурсы Интернет [30, 33]
- Распределенная гипертекстовая информационная система www
- Тема 3. Корпоративные информационные технологии и системы автоматизации экономической деятельности
- 6. Корпоративные информационные системы
- 6.1. Общие понятия о корпоративной информационной системе
- 6.1.1. Определение корпоративной информационной системы
- 6.1.2. Задачи и цели кис
- 6.1.3. Принципы построения кис
- 6.1.4. Классификация кис
- 6.2. Архитектура кис
- Почтовый сервер (Mail server) – сервер, обеспечивающий прием и передачу электронных писем пользователей, а также их маршрутизацию.
- 6.3. Основные компоненты кис (аппаратно-программная реализация)
- 6.4. Обобщенная структура кис
- 7. Системы автоматизации офисной деятельности
- 7.1. Основные понятия автоматизации
- Автоматизация объекта осуществляется средствами автоматизации.
- 7.2. Системы автоматизации офисной деятельности
- Электронная печать (Stamp of approval) – специальный код сообщения, который присоединяется к электронной подписи и является ее составной частью.
- 7.3. Средства офисной автоматизации и организации коллективной работы в сети
- Ввод информации в систему
- Хранение информации, навигация, поиск и фильтрация документов
- Коллективная работа с документами
- Коллективная работа в сети
- Вывод информации из системы
- Тема 4. Технологии обеспечения безопасности информационных систем
- 8. Информационная безопасность, политика информационной безопасности
- 8.1. Основные понятия информационной безопасности
- 8.2. Виды и особенности угроз информационной безопасности
- 8.3. Политика информационной безопасности организации
- 9.1. Административные (организационные) меры защиты информации
- 9.2. Физическая и техническая защита информационных систем
- 9.3. Технические средства и способы защиты информации
- 9.4. Аппаратные (компьютерные) средства защиты [10]
- 9.5. Программные средства защиты [4, 10, 26, 28]
- 9.5.1. Защита ресурсов ис от несанкционированного доступа
- 9.5.2. Резервное копирование и архивация информации
- 9.5.3. Защита от вредоносных программ (компьютерных вирусов)
- Кв, нарушающие целостность информации
- Кв, нарушающие конфиденциальность информации
- 9.5.4. Шифрование информации
- 9.6. Критерии оценки защищенности систем информационной безопасности [4, 7, 43]
- Тема 5. Основы проектирования компьютерных информационных технологий и систем
- 10. Технологии проектирования систем и процессов
- 10.1. Проектирование автоматизированных систем обработки информации
- 10.2. Понятие о реинжиниринге бизнес-процессов
- Среди широко используемых систем можно выделить следующие.
- 10.4. Технологии искусственного интеллекта (ии)
- Функциональная сппр (данные формы представления).
- Сппр с использованием независимых витрин данных (данные витрины данных формы представления).
- Сппр на основе двухуровневого хранилища данных (данные хранилище данных формы представления).
- Сппр на основе трехуровневого хранилища данных (см. Рис. 10.1)
- Литература
- Источники информации b интернет
- Тебекин Владислав Владимирович теоретические основы компьютерных информационных технологий
- 220086, Г. Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.