logo
Для+семинара+1

Субъекты интернет-пространства

 

Любая сеть или структура, в том числе и информационное про­странство и соответственно информационное общество, как специфи­ческое социальное образование имеет свои объекты и субъекты и со­ответственно устанавливаются и специфические отношения между ними. В данном случае речь идет только о социальных субъектах, ко­торым в научной и широкой печати уделяется мало внимания. Но именно от характера и сущности участвующих во взаимодействии субъектов, определяется и содержание информационного пространст­ва, информационного общества.

Поскольку информационное общество все в большей степени основывается на интернет-пространстве, поэтому ограничимся пере­числением субъектов относительно только Интернета. Можно выде­лить несколько групп основных субъектов информационного общества:

1)  К первой группе относятся   потребители информации, т. е. все те люди или социальные группы, которые подсоединяются к сети в целях приобретения нужной им информации.

2)  Вторую группу составляют производители и распространите­ли информации в Интернете, а также субъекты, предоставляющие ус­луги по подключению к сети.

3)   К третьей группе относятся те, кто создает программно-технический пласт инфраструктуры Интернета (в том числе средства телекоммуникации и связи) и обеспечивают его бесперебойную рабо­ту, расширение и совершенствование. Главными субъектами данной группы являются разработчики информационных сетей и оборудова­ния, определяющего работу Всемирной паутины.

Главными субъектами в Интернете, безусловно, являются по­требители  услуг и информации, вступающие в контакт с поставщиками информации либо предоставляющими услуги по хостингу (разме­щению информации на сервере). Их можно разделить на следующие виды: потребители услуг электронной почты; потребители услуг по хостингу и потребители информации, которые осуществляют ее поиск в Интернете.

Данные субъекты вступают в коллективные взаимоотношения с представителями иных областей информационной сферы, к которым, в частности, можно отнести:

•    производителей услуг по соединению и работе с Интернетом, предоставляющих хостинг, бесплатную электронную почту и домен­ные имена. Владельцы сайтов при этом автоматически превращаются в производителей и распространителей информации либо информацион­ных ресурсов;

•    субъектов, работающих в области производства информацион­ных ресурсов и предоставления информационных услуг и продуктов;

•    производителей навигационных услуг в сети Интернет — владельцев и собственников информационных поисковых систем.

Такие указанные субъекты охватывают стандартные случаи разра­ботки, внедрения и использования информационных технологий. К ука­занным субъектам можно отнести учреждения, которые занимаются раз­работкой технических стандартов на аппаратуру и технологии Интернета, а также выявляют алгоритмы и нормы безопасности применения сетей, что значительно влияет на всю совокупность употребляемых услуг и сер­висов в виртуальном пространстве.

Еще одной группой лиц, принимающей участие в работе глобаль­ной сети, являются канальные операторы, предоставляющие каналы связи Для обмена информационными потоками и связывающие составные эле­менты виртуального пространства в единую сеть. Они поддерживают в Исправном состоянии уже имеющиеся и прокладывают новые каналы свя­зи. Также в сфере Интернета энергично работают всевозможные дизайн-студии и группы специалистов, которые разрабатывают дизайн и конфи­гурации выкладки информации в сети и программируют динамические приложения, реализовывающие интерфейс взаимодействия компьютера с Пользователем. Значимыми направлениями деятельности в виртуальной среде являются сертификация и лицензирование. Они нацелены на Улучшение качества структуры виртуальной среды в целом; на улучшение Качества продуктов, приобретаемых on-line, в частности, а также обеспе­чивают совместимость разнообразных элементов, составляющих гло­бальную информационную сеть.

В интернет-пространстве одновременно с активным довольно Широко используется пассивное распространение информации. В данном случае субъект, жаждущий довести некую информацию до широ­кого круга лиц, размещает ее на своем сайте и дожидается, пока к ней обратятся пользователи. Подобное пассивное распространение обеспе­чивается не только размещением информации на сайте, но также и включением доменного имени в соответственные глобальные инфор­мационно-поисковые системы, что значительно увеличивает возможность привлечения вероятного потребителя. При этом чем известнее доменное имя вероятному пользователю, чем больше оно отвечает рекламируемой информации, тем выше вероятность того, что данный конкретный сайт найдет своего посетителя. Например, такие фирмен­ные наименования, как «Ауди», «Кайзер», «Самсунг», «Фольксваген» и т.д., будут чаще находить те потребители, которые хотят приобрести продукцию данных фирм. Если же подобные бренды употребляют вла­дельцы сайтов, не имеющие никакого отношения к данным фирмам, в целях распространения сходной продукции или сервисных услуг, это есть не что другое, как нечестное соперничество. В целом, структура информационных отношений в виртуальной и информационной сфере сходна структуре вещественной среды. Специфика обусловливается лишь формой предоставления и обращения информации в сети Интернет.

К ключевым объектам информационных отношений в сети Ин­тернет можно отнести:

•    информационную целостность и независимость от кого-либо и в первую очередь от властей средств массовой информации и каждо­го субъекта информационного сообщества в производстве, хранении и распространении информации;

•    информационную безопасность в самом широком смысле слова общества, различных социальных образований и личности с уче­том их интересов в информационной сфере;

•    информационные свободы и права граждан на владение ин­формацией как основа знаний и продукт творчества, ее хранение и рас­пространение, в том числе на коммерческой основе;

•    информационные ресурсы, программные продукты и услуги, а также доменные имена; информационные системы, программные и технические комплексы и телекоммуникационные технологии, форми­рующие информационную инфраструктуру и обеспечивающие реали­зацию информационных процессов.

* * *

Сегодня информация уже воспринимается исключительно как базы данных и как информационные сети, в отличие от межличност­ного или группового информационного обмена, где информация всегда была или личная, или групповая. Базы данных — это прежде всего сгруппированная по какому-то принципу информация, а информаци­онные сети — это система управляемых или не управляемых информа­ционных потоков. В этом их принципиальное отличие от межличност­ного информационного взаимодействия.

Соответственно обозначилась и своя специфическая информаци­онная среда, которая становится уже самостоятельным объектом взаимо­действия в обществе. Однако ее отличие заключается в том, что как бы физического выражения она не имеет, что нашло свое отражение в поня­тии «виртуальная» среда. В частности, чаще всего это относят к Интерне­ту, это среда, которая как бы и не существует. На самом деле она, конечно, существует, как и любая другая объективная реальность.

Но понятно также и то, что система информационного обмена в такой виртуальной среде проявляет свою специфику, определяемую прежде всего спецификой самого объекта, в данном случае глобальная информационная сеть в Интернете. Именно отсюда и появилось поня­тие специфики не только информационных, но в широком смысле и социальных отношений.

Вот некоторые проблемы, которые были поставлены бурно раз­вивающейся технической системой производства, хранения и передачи информации и еще не нашли своего разрешения.

Мануэль Кастельс