Субъекты интернет-пространства
Любая сеть или структура, в том числе и информационное пространство и соответственно информационное общество, как специфическое социальное образование имеет свои объекты и субъекты и соответственно устанавливаются и специфические отношения между ними. В данном случае речь идет только о социальных субъектах, которым в научной и широкой печати уделяется мало внимания. Но именно от характера и сущности участвующих во взаимодействии субъектов, определяется и содержание информационного пространства, информационного общества.
Поскольку информационное общество все в большей степени основывается на интернет-пространстве, поэтому ограничимся перечислением субъектов относительно только Интернета. Можно выделить несколько групп основных субъектов информационного общества:
1) К первой группе относятся потребители информации, т. е. все те люди или социальные группы, которые подсоединяются к сети в целях приобретения нужной им информации.
2) Вторую группу составляют производители и распространители информации в Интернете, а также субъекты, предоставляющие услуги по подключению к сети.
3) К третьей группе относятся те, кто создает программно-технический пласт инфраструктуры Интернета (в том числе средства телекоммуникации и связи) и обеспечивают его бесперебойную работу, расширение и совершенствование. Главными субъектами данной группы являются разработчики информационных сетей и оборудования, определяющего работу Всемирной паутины.
Главными субъектами в Интернете, безусловно, являются потребители услуг и информации, вступающие в контакт с поставщиками информации либо предоставляющими услуги по хостингу (размещению информации на сервере). Их можно разделить на следующие виды: потребители услуг электронной почты; потребители услуг по хостингу и потребители информации, которые осуществляют ее поиск в Интернете.
Данные субъекты вступают в коллективные взаимоотношения с представителями иных областей информационной сферы, к которым, в частности, можно отнести:
• производителей услуг по соединению и работе с Интернетом, предоставляющих хостинг, бесплатную электронную почту и доменные имена. Владельцы сайтов при этом автоматически превращаются в производителей и распространителей информации либо информационных ресурсов;
• субъектов, работающих в области производства информационных ресурсов и предоставления информационных услуг и продуктов;
• производителей навигационных услуг в сети Интернет — владельцев и собственников информационных поисковых систем.
Такие указанные субъекты охватывают стандартные случаи разработки, внедрения и использования информационных технологий. К указанным субъектам можно отнести учреждения, которые занимаются разработкой технических стандартов на аппаратуру и технологии Интернета, а также выявляют алгоритмы и нормы безопасности применения сетей, что значительно влияет на всю совокупность употребляемых услуг и сервисов в виртуальном пространстве.
Еще одной группой лиц, принимающей участие в работе глобальной сети, являются канальные операторы, предоставляющие каналы связи Для обмена информационными потоками и связывающие составные элементы виртуального пространства в единую сеть. Они поддерживают в Исправном состоянии уже имеющиеся и прокладывают новые каналы связи. Также в сфере Интернета энергично работают всевозможные дизайн-студии и группы специалистов, которые разрабатывают дизайн и конфигурации выкладки информации в сети и программируют динамические приложения, реализовывающие интерфейс взаимодействия компьютера с Пользователем. Значимыми направлениями деятельности в виртуальной среде являются сертификация и лицензирование. Они нацелены на Улучшение качества структуры виртуальной среды в целом; на улучшение Качества продуктов, приобретаемых on-line, в частности, а также обеспечивают совместимость разнообразных элементов, составляющих глобальную информационную сеть.
В интернет-пространстве одновременно с активным довольно Широко используется пассивное распространение информации. В данном случае субъект, жаждущий довести некую информацию до широкого круга лиц, размещает ее на своем сайте и дожидается, пока к ней обратятся пользователи. Подобное пассивное распространение обеспечивается не только размещением информации на сайте, но также и включением доменного имени в соответственные глобальные информационно-поисковые системы, что значительно увеличивает возможность привлечения вероятного потребителя. При этом чем известнее доменное имя вероятному пользователю, чем больше оно отвечает рекламируемой информации, тем выше вероятность того, что данный конкретный сайт найдет своего посетителя. Например, такие фирменные наименования, как «Ауди», «Кайзер», «Самсунг», «Фольксваген» и т.д., будут чаще находить те потребители, которые хотят приобрести продукцию данных фирм. Если же подобные бренды употребляют владельцы сайтов, не имеющие никакого отношения к данным фирмам, в целях распространения сходной продукции или сервисных услуг, это есть не что другое, как нечестное соперничество. В целом, структура информационных отношений в виртуальной и информационной сфере сходна структуре вещественной среды. Специфика обусловливается лишь формой предоставления и обращения информации в сети Интернет.
К ключевым объектам информационных отношений в сети Интернет можно отнести:
• информационную целостность и независимость от кого-либо и в первую очередь от властей средств массовой информации и каждого субъекта информационного сообщества в производстве, хранении и распространении информации;
• информационную безопасность в самом широком смысле слова общества, различных социальных образований и личности с учетом их интересов в информационной сфере;
• информационные свободы и права граждан на владение информацией как основа знаний и продукт творчества, ее хранение и распространение, в том числе на коммерческой основе;
• информационные ресурсы, программные продукты и услуги, а также доменные имена; информационные системы, программные и технические комплексы и телекоммуникационные технологии, формирующие информационную инфраструктуру и обеспечивающие реализацию информационных процессов.
* * *
Сегодня информация уже воспринимается исключительно как базы данных и как информационные сети, в отличие от межличностного или группового информационного обмена, где информация всегда была или личная, или групповая. Базы данных — это прежде всего сгруппированная по какому-то принципу информация, а информационные сети — это система управляемых или не управляемых информационных потоков. В этом их принципиальное отличие от межличностного информационного взаимодействия.
Соответственно обозначилась и своя специфическая информационная среда, которая становится уже самостоятельным объектом взаимодействия в обществе. Однако ее отличие заключается в том, что как бы физического выражения она не имеет, что нашло свое отражение в понятии «виртуальная» среда. В частности, чаще всего это относят к Интернету, это среда, которая как бы и не существует. На самом деле она, конечно, существует, как и любая другая объективная реальность.
Но понятно также и то, что система информационного обмена в такой виртуальной среде проявляет свою специфику, определяемую прежде всего спецификой самого объекта, в данном случае глобальная информационная сеть в Интернете. Именно отсюда и появилось понятие специфики не только информационных, но в широком смысле и социальных отношений.
Вот некоторые проблемы, которые были поставлены бурно развивающейся технической системой производства, хранения и передачи информации и еще не нашли своего разрешения.
Мануэль Кастельс
- Семинар 1. Технические основы информационных технологий Механизированные и автоматизированные информационные технологии
- Понятие платформы как комплекса программных и аппаратных средств
- Интернет и информационные технологии
- Локальные и глобальные информационные сети
- Социальные последствия информатизации и Интернета
- Интернет как информационная среда
- Субъекты интернет-пространства
- Информационно-технологическая парадигма
- Историческая специфичность информационализма