logo
Для+семинара+1

Интернет как информационная среда

 

В конце 80-х гг. XX в. концепция информатизации активно об­суждалась в нашей стране, выдвигались разные позиции, предлагались новые критерии оценок и т.п. Однако главная мысль этого обсуждения состояла в том, что проблема информатизации общества не может рас­сматриваться отдельно от вопросов модификации и развития всех его остальных структур и подструктур.

Специалисты уже тогда справедливо отмечали, что социальная информатизация зачастую понимается только как развитие информа­ционно-коммуникативных процессов на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной технологий. Но правильнее ее было бы рас­сматривать как качественное развитие информационно-технологи­ческих средств всех когнитивных социальных процессов и структур. Иными словами, информатизация должна быть включена в процесс социальной интеллектуализации, значительно повышающий творче­ские возможности индивида и его информационной среды.

В качестве наиболее яркого примера информационной инфра­структуры постиндустриального общества можно привести Интернет, без которого в наши дни невозможно ни развитие общества в целом, ни пол­ноценное развитие и существование отдельной личности. Интернет сего­дня является центральным объектом информационных процессов, о чем мы уже неоднократно упоминали и еще много будем об этом писать, рас­сматривая это явление в различных аспектах развития общества.

Интернет активно заполняет мировое информационное простран­ство, более того, сегодня он является определяющим механизмом форми­рования международного информационного сообщества. Поэтому объемы информационных ресурсов в Интернете возрастают экспоненциально, что отмечает каждый его пользователь, где бы он ни находился.

Как уже отмечалось выше, в современном мире знания во мно­гих отношениях имеют приоритетное значение по сравнению с матери­альными ресурсами общества, фундаментом предыдущих этапов его развития. Современная общественная структура, обусловленная интер­нет-технологиями,   дает   возможность   избежать   многих   социально-экономических проблем и обеспечивает то самое экспоненциальное развитие общества по схеме: знания порождают знания. В условиях быстрого развития Интернет современное мировое сообщество полу­чает новые возможности стабильного прогрессивного развития. Отме­тим, что в современных условиях становления нового информационно­го порядка дополнительный смысл приобретают слова великого анг­лийского философа Ф. Бэкона: «Кто владеет информацией, владеет миром». В начале XXI в. мы становимся не только свидетелями, но и участниками создания и развития рынка информации как фактора про­изводства (помимо традиционных рынков природных и воспроизводи­мых ресурсов).

Новый век вполне справедливо называют веком информацион­ной эволюции, в основе которой лежит развитие новых, все более со­вершенных информационных технологий. Однако информационно-технологический прорыв имеет под собой объективные и вполне объ­яснимые предпосылки. Нельзя не отметить, что эпохальные научные и технические открытия в сфере передачи информации происходили и раньше. К их числу принадлежат: изобретение телеграфа и ротационной типографической машины в 1847 г., телефона в 1870, радио в 1895, беспроволочного телеграфа в 1922, телевидения в 1930 и, наконец, ра­диотелефонной системы в 1946 г. Именно эти открытия подготовили почву для появления в 1986 г. одного из самых сенсационных событий XX в. — Интернета. С тех пор прошло немногим более 20 лет, а со­временный человек уже не может представить своего существования без этой всемирной сети. Последствия прекращения ее работы могут быть самыми плачевными (прежде всего, конечно, для развитых стран).

Очевидно, что информационные потоки носят интернациональ­ный характер, что в значительной степени обусловлено совершенство­ванием коммуникационных систем и способов использования для пе­редачи информации космического пространства. Успехи в этой облас­ти, в первую очередь, достижение более высокого уровня оперативно­сти, зависят от использования и развития прогрессивных технологий. Поэтому Интернет сегодня можно рассматривать как некую глобаль­ную информационную сеть, которая включает в себя множество ло­кальных сетей и каждого пользователя отдельно.

Как только появился Интернет как некая глобальная сеть, так изначально она была и заявлена, она сразу же привлекла к себе боль­шее количество пользователей из мира средств массовой информа­ции — собственников станций теле- и радиовещания, руководителей издательств, а также их соперников и сотрудников из других сфер. Европейские издатели книг «сломя голову» бросились осваивать все­мирную компьютерную паутину. Согласно журналу «Эдитор энд Паб­лишер» в настоящее время около двух тысяч журналов и газет имеют свой виртуальный аналог в режиме реального времени, при этом более трехсот из них находятся в Европе. Точная суммарная цифра, вероятно, еще выше. Надо отметить, что доля Центральной Европы и России в выпуске ежедневных газет, выходящих в режиме реального времени, постоянно возрастает.

Главной сложностью в данном процессе стала специальная под­готовка изданий с учетом новых требований. Так, уже первые компью­терные издания типа Computer World, PC Magazine Daily и некоторые Другие, заработавшие в сети, продемонстрировали   особую, отличную от бумажных эквивалентов, подачу материала. Во-первых, размер электронной страницы сетевого издания должен был соответствовать размеру экрана компьютера, с которого считывает информацию чита­тель. Во-вторых, было необходимо использовать новую возможность зрительного предоставления информации, связанную с одновременным наличием нескольких «окошек» для текстового заполнения и размеще­ния фотографий, иллюстрирующих материал. Данная технология по­зволила поместить больший объем информации на экране дисплея, что невозможно сделать при печати. Создатели электронной периодики также получили шанс звукового оформления материала, что крайне выигрышно в случае с интервью. Помимо этого стало популярно со­ставлять обзорные графики по тем или иным вопросам (гистограммы, круговые диаграммы), сопровождая их текстовыми пояснениями. Та­ким образом, без сомнения, была порождена совершенно особая «фор­ма жизни» издания, значительно отличающаяся по своим внешним и организационным характеристикам от привычных публикаций.

Сегодня в сети работает не одна тысяча журналистов и редакто­ров электронной периодики. Примерно столько же их можно обнару­жить на бесчисленных издательских сегментах сети. Надо заметить, что поддержка веб-изданий, по большому счету, не связана с экономи­ческой целесообразностью. Мало какие редакции извлекают реальную материальную выгоду из своей деятельности в Интернете, возможно кроме рекламы на страницах сайтов.

В сфере теле- и радиовещания сетевая интернет-активность журналистов еще выше, особенно в секторе радио, в котором по всей Центральной и Восточной Европе насчитывается довольно много на­циональных и местных радиостанций, доступных в режиме on-line. Кроме того, что можно послушать по радио новости, их можно тут же прочитать при помощи основных интернет-служб. При этом наиболее детализированными являются сообщения из сферы предприниматель­ства, существенная часть которых поступает на английском языке, что еще раз подчеркивает его ведущую роль языка общения в киберпро-странстве. В современной России практически все радиостанции име­ют свои сайты с необходимой информацией, кроме музыкальных. По­следнее в силу ряда причин (прежде всего в силу неразумного автор­ского права, которое ныне насаждается в угоду десяткам звезд) разви­вается в радио-интернете не столь быстрыми темпами.

Надежды на предстоящие успехи вызвали к жизни целый ряд структурных преобразований в сфере информации. Путем поглощения и объединения информационных компаний формируются крупные транснациональные корпорации, которые по мере увеличения роли информации в жизни общества делаются все состоятельнее. Ежегод­ный оборот таких мегаструктур превышает совокупный доход не­скольких стран среднего размера. Помимо этого образуются коммерче­ские союзы, объединяющие компании по производству носителей ин­формации с теми, кто изготавливает ее содержание.

Все острее звучит вопрос: кто же будет контролировать доступ к информационным магистралям? Однозначного решения данной про­блемы пока нет. Это очевидно и чиновникам, по собственному усмот­рению предлагающим закрыть либо дозволить доступ к информацион­ным сетям, и специалистам разного ранга, занимающимся задачами урегулирования конфликтов в информационной среде.

Жизнеспособность глобальной сети как общественного явления во многом зависит от непрестанного к нему интереса потребителей информации и пользователей ПК. Показательно, что в кратчайший срок Интернет, насчитывавший первоначально от одного до двух мил­лионов компьютеров, превратился в единый гигантский источник ин­формации, доступный любому человеку. В начале 90-х гг. Скалли, бывший президент фирмы Apple, с группой профессионалов продвигал идею навигации в целостном открытом информационном пространстве (так называемую идею «навигации в знаниях»). Воплощением данной идеи можно считать всемирную информационную паутину, Интернет.

Таким образом, Интернет — особенная, глобальная автомати­зированная информационная сеть, которая представляет собой инфра­структуру цифрового обмена и включает в себя трансграничные ин­формационные сети (средства коммуникации) и распределенные в них информационные ресурсы (резервы знаний).

Вклад сети Интернет в создание информационного обмена предполагает собой по сути мгновенную коммуникацию внутри всех членов общества, быстрое получение по каналам сети необходимой и полной информации; куплю-продажу услуг и товаров в сети (включая обучение, медицинское обслуживание, развлечение и отдых и т.д. и многое другое. Таким образом, при помощи глобальной паутины весь­ма энергично складывается мировое информационное пространство, которое, собственно, и составляет базу мирового информационного пространства. В данном пространстве функционируют крупнейшие информационные конгломераты, которые соединяют между собой сис­темы формирования информации и сети ее распространения.

На сегодня глобальные информационно-коммуникационные се­ти охватывают границы большей части стран. В настоящее время в них сконцентрирована развлекательная, обучающая и деловая инфор­мация. Ее поступление и оборот поддерживаются системой электронной почты и мгновенным доступом к виртуальным средств массовых информации, открытым фондам библиотек, а также к базам данных частных и государственных компаний и организаций. Видоизменяется работа средств массовых информации, интегрируясь, они образуют целостную, «мультимедийную» среду распространения информации.