logo

4. Предлагаемый подход к автоматизации предприятий

В основе предлагаемого подхода к решению указанных проблем лежат следующие принципы.

  1. Предприятие рассматривается как распределѐнная, интеллектуальная социотехническая система, в основе которой лежит единое понимание организации как системы взаимосвязанных моделей хорошо структурированная общая база знаний предприятия.

  2. В рамках базы знаний предприятия интегрируются все вышеуказанные модели Все вышеуказанные модели интегрируются в рамках базы знаний предприятия.

  3. Предприятие рассматривается как иерархическая многоагентная система. В качестве агентов выступают как сотрудники предприятия, так и программные (программно - аппаратные) агенты. Иерархичность многоагентной системы означает то, что агенты могут быть неатомарными, т.е. коллективами взаимодействующих между собой агентов, при чѐм такая структура может быть многократно вложенной.

  4. Весь комплекс средств (как информационных, так и материальных), обеспечивающих деятельность предприятия, оформляется в виде интегрированной распределѐнной интеллектуальной системы, которую будем называть интеллектуальной корпоративной системой. Основными пользователями этой системы являются сотрудники предприятия.

  5. Проектирование Онтологическая модель предприятия выступает как представление сводится к проектированию онтологической модели его интеллектуальной производственной корпоративной системы, которая в конце концов далее может интерпретироваться имеющимся набором материальных ресурсов. При этом онтологическая модель предприятия является и объектом, и результатом проектирования 

Для реализации корпоративной системы предприятия предлагается использовать технологию OSTIS [14, 15]. Из этого следует:

На данном этапе работы основное внимание уделено решению задачи разработки онтологической модели базы знаний, в частности построению набора онтологий ПрО, описывающих содержание основных стандартов. Формальное представление стандартов является основой для согласования всех ключевых аспектов деятельности предприятия и построения общей онтологической модели всего предприятия в целом и отдельных его компонентов.

Чтобы убедиться в актуальности решаемых задач, рассмотрим текущее состояние и историю развития автоматизации на конкретном предприятии.