4. Соблюдение требований санитарных норм и правил к организации образовательного процесса
Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования установлены Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (далее – СанПиН). Обращаем внимание на то, что в данный технический нормативный правовй акт внесены изменения и дополнения:
– постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 63 (изменения и дополнения внесены в пункты 6, 35, 52, 53, 57, 101, 102, 103, 112, 121, 132, 176, 192, приложение 10);
– постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 ноября 2014 г. № 78 (дополнение внесено в пункт 192).
В соответствии с пунктом 35 СанПиН площадь учебных помещений должна быть не менее 2 м2 на одного учащегося. Данное требование необходимо учитывать при комплектовании и установлении наполняемости классов.
В соответствии с пунктом 104 СанПиН максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов, в том числе на повышенном уровне, и часов для факультативных занятий. В максимальную допустимую учебную нагрузку не включаются лишь факультативные занятия «Час здоровья и спорта».
В связи с введением с 1 сентября 2015 г. профильного обучения на III ступени общего среднего образования в типовом учебном плане средней школы для X класса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне предусмотрено общее количество учебных часов в объеме 31 часа (как в гимназии и лицее). Следовательно, расписание учебных занятий для X профильных классов в течение учебной недели может содержать не более 31 учебного занятия. Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащихся X классов (как базовых, так и профильных) не должна превышать 34 часов.
С целью сохранения здоровья учащихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели и учебного года расписание учебных занятий должно быть составлено в строгом соответствии с требованиями СанПиН. Кроме того, расписание учебных занятий должно быть составлено таким образом, чтобы масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) не превышала норм, установленных пунктом 132 СанПиН.
Пунктом 110 СанПиН регулируется вопрос проведения контрольных работ, которые проводятся:
– в строгом соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования (любые изменения в график вносятся по согласованию с директором и (или) заместителем директора);
– в одном классе не более чем по одному учебному предмету в день.
В неделю в одном классе может быть не более трех контрольных работ с учетом того, что в понедельник и пятницу запрещено проводить контрольные работы.
В случае, если контрольная работа проводится по учебному предмету, который в расписании учебных занятий в данный день является последним уроком, директор и (или) заместитель директора обязаны обеспечить изменения в расписании учебных занятий, чтобы контрольная работа была проведена в период наибольшей работоспособности. Аналогично необходимо организовать работу и в случае, если контрольная работа проводится по учебному предмету, который изучается в объеме 1 часа в неделю и согласно расписанию учебных занятий проводится в понедельник или пятницу.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»
- 1. Структура учебного года
- 2. Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования
- 3. Деловой стиль одежды
- 4. Соблюдение требований санитарных норм и правил к организации образовательного процесса
- 5. Обеспечение безопасности образовательного процесса
- 6. Подготовка учебных планов учреждений общего среднего образования. Расписание учебных занятий
- 7. Экспериментальная и инновационная деятельность в учреждениях общего среднего образования
- III. Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов
- 1. Об организации обучения на III ступени общего среднего образования
- 2. О переходе на относительную завершенность обучения на II ступени общего среднего образования
- IV. Документооборот учреждения общего среднего образования
- 1. Ведение документации учреждения образования, перечень документов для педагогических работников
- 2. Предоставление статистической отчетности
- Сведения о травмах, полученных учащимися в ходе образовательного процесса
- Пояснительная записка
- К учебному плану
- Государственного учреждения образования
- «______________________________________»
- 8.1.6. ……..