Предмет цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Двенадцатичастный цветовой круг
В 1676 году сэр Исаак Ньютон разложил белый солнечный цвет на цветовой спектр с помощью призмы. Через узкую щель солнечный свет падал на трехгранную призму, преломлялся и проецировался на экран, на котором возникало изображение цветового спектра в виде непрерывной полосы. Она начиналась с красного цвета, далее шел оранжевый, затем желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Если получившееся изображение пропустить через собирающую линзу, то при соединении всех цветов вместе на выходе опять появляется белый свет. Если мы удалим из спектра один цвет, например, красный, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета (оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый), то полученный нами смешенный цвет будет зеленый - это дополнительный цвет к удаленному нами красному. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии их человеческим глазом и мозгом в процессе поглощения предметом световых волн. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет появляется лишь при их освещении. Синяя книга выглядит синей потому, что она поглощает все световые волны, кроме синей. То есть, молекулярный состав обложки книги таков, что он отражает синие световые лучи, а все остальные поглощает. В ньютоновском эксперименте с призмой смешиваются невещественные цвета, и смешение основных цветов дает белый. Живописные краски (пигментные) являются вещественными, и смешение основных цветов в определенной пропорции даст черный.
ветоведение (колористика) — наука о цвете, включающая знания о физической природе цвета и его основных характеристиках (ахроматических и хроматических цветах), дополнительных и контрастных цветах, колорите и цветовой гармонии. В соответствии с цветоведением (колористикой) все цвета по своим физическим характеристикам делятся: • на ахроматические и хроматические; • дополнительные; • гармоничные; • контрастные.
Ахроматические и хроматические цвета.
К группе ахроматических цветов (от греч. achromatos — бесцветный) относятся все цвета и цветовые оттенки черно-белой шкалы. И наоборот, хроматические цвета — это весь многомиллионный спектр цветовых оттенков. В качестве примера можно привести фотографии: черно-белые представлены ахроматическими цветами, цветные — хроматическими цветами.
Дополнительные цвета при смешивании воспринимаются глазом как белый. Каждый спектральный цвет имеет свою пару (рис.1), при смешении с которой он обязательно образует ахроматический цвет.В представленном круге (см. рис.1) образуются следующие пары цветов:
• фиолетовый — зелено-желтый; • синий — желтый; • голубой — оранжевый; • красный — зелено-голубой; • зеленый — пурпурный.
Цветовой круг
Желтый, красный и синий - основные цвета (цвета первого порядка), из которых могут быть получены все остальные.
Оранжевый, зеленый и фиолетовый - цвета второго порядка. Они получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый).
Желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый - цвета третьего порядка, каждый из которых получается путем смешения цвета первого и второго порядка (красный + оранжевый = красно-оранжевый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, и т.д.).
Дополнительные цвета располагаются на цветовом круге друг напротив друга: желтый - фиолетовый, красный - зеленый, синий - оранжевый, желто-оранжевый - сине-фиолетовый, и т.д. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный к нему цвет. Смешение двух дополнительных цветов дает нейтральный черно-серый тон.
Дополнительные цвета необычайно контрастны и очень редко хорошо смотрятся вместе в "неестественных условиях". Красный круг на зеленом фоне выглядит необычайно кричащим, вибрирующим, выпрыгивающим за пределы своей формы. Однако, в природе множество примеров, когда дополнительные цвета отлично смотрятся вместе: красно-зеленая поляна земляники, или желто-фиолетовые цветки орхидеи.
Цвета, располагающиеся на цветовом круге по соседству друг с другом, очень хорошо смотрятся вместе, но не образуют никакого контраста. Если вы хотите, чтобы ваша работа вызывала у зрителя ощущение умиротворения и комфорта, используйте цвета, находящиеся по соседству друг с другом.
Теплые цвета
Желтый
Практически во всех культурах желтый, наряду с золотым, обозначат солнце и является символом мудрости и познания. В древнем Китае носить желтые одежды разрешалось только Императору и его семье. Желтый - самый яркий, самый светлый и самый заметный цвет, он как бы выдвигается на первый план, и кажется больше, чем все остальные. Попробуйте взглянуть на полку с книгами, или на коробку с карандашами: если там есть желтый цвет, он, несомненно, привлечет ваш внимание первым. Поэтому используйте желтый цвет, когда хотите привлечь внимание зрителя к определенной точке.
Оранжевый
Оранжевый - активный, дружелюбный цвет. В цветовой терапии используется как антидепрессант. В красно-оранжевом оттенке достигает максимума активной, теплой энергии. Затемненный черным превращается в коричневый и теряет свой экспрессивный характер. При осветлении коричневого белым получаем бежевые оттенки.
Красный
Красный - цвет страсти, цвет действия. Любовь, ярость, самые сильные эмоциональные состояния ассоциируются у нас с красным цветом. Вкрасный окрашены знамена революций, одежды древних воинов. Выразительность красно-оранжевого цвета меняется в контексте изменения контрастирующего цвета. Так, на оранжевом фоне красно-оранжевый кажется безжизненным. На темно-коричневом красно-оранжевый пылает сухим жаром. Пика своей драматичной выразительности красно-оранжевый достигает в контрасте с черным. На зеленом фоне он действует очень агрессивно и раздражающе. На сине-зеленом выглядит разгорающимся огнем, а в контрасте с розовым выглядит тусклым, угасающим.
Холодные цвета
Синий
В земной атмосфере синий цвет разлит начиная от нежнейшего голубого, ассоциирующегося с возвышенным и духовным, до глубочайшего темно-синего, граничащего с черным и вызывающего чувство одиночества, боязни. В Китае синий символизирует бессмертие, в Индии - мудрость, у Друидов - правду и гармонию.
Зеленый
Если бы эликсир жизни существовал, он, несомненно, был бы зеленого цвета: цвета зарождающейся жизни. Желто-зеленые оттенки напоминают нам цвет весенней природы. После операции пациенты выздоравливают быстрее, если в их палате присутствует зеленый цвет. Сине-зеленый является самым холодным цветом на цветовом круге, и, в противоположность к желто-зеленому производит впечатление холодной агрессивности.
Фиолетовый
В качестве антипода желтого цвета - цвета познания - фиолетовый выступает символом бессознательного и таинственного. Чистый фиолетовый несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие. Сине-фиолетовый вызывает чувство отрешенности, а красно-фиолетовый ассоциируется с духовным величием.
Нейтральные цвета
Серый
Серый не сражается и не доказывает. Серый - цвет умиротворения. Подобно каменной глыбе, его сила тихая и вневременная.
Коричневый
В оттенки коричневого окрашена кора деревьев, камни, песок, ракушки, скорлупа орехов.. Коричневый вызывает ощущение защищенности и комфорта.
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- Растровые и векторные форматы файлов – основные характеристики и сравнительный анализ.
- Форматы графических файлов
- Методы сжатия графических данных (подробно)
- Векторные форматы графических файлов
- Преобразование файлов из растрового формата в векторный
- Преобразование файлов одного векторного формата в другой
- Взаимная поддержка собственных форматов файлов программными пакетами Adobe. Состав пакета
- Форматы графических файлов
- Растровые форматы
- Векторные графические форматы
- Векторные графические форматы файлов
- Базовые функции и инструменты растровых редакторов. Инструментальные средства растровых редакторов
- Выделения
- Инструменты выделения в Adobe Photoshop
- Фильтры
- Пример 1.1. Делаем рамку для фото фильтрами
- Инструменты ретуширования
- Инструменты ретуширования в Adobe Photoshop
- Adobe Photoshop. Интерфейс, настройки.
- Панель (палитра) параметров (Options)
- Палитры
- Изменение параметров изображения (яркость, контраст, насыщенность) средствами Adobe Photoshop.
- Adobe Photoshop. Внедрение векторных изображений.
- Базовые функции и инструменты векторных редакторов.
- Adobe Illustrator. Редактирование геометрии объектов в целом и их элементов и частей по отдельности.
- Adobe Illustrator. Внедрение растровых изображений. Помещаем фотографию в Illustrator
- Настольные издательские программные пакеты. Обзор.
- Базовые функции и инструменты настольных издательских программных пакетов.
- Adobe InDesign. Интерфейс, настройки.
- Особенности формата файлов pdf.
- Adobe Acrobat как редактор файлов формата pdf
- Разрешите любым пользователям с легкостью добавлять свои комментарии
- С легкостью собирайте комментарии коллег
- Рецензирование документа pdf
- Присоединение к рецензированию
- Параметры панели сообщений документа
- Присоединение к рецензированию
- Параметры панели сообщений документа
- Рецензирование
- Ответ на комментарии
- Утверждение или отклонение документа pdf
- Отслеживание рецензирования
- Заполнение форм
- Adobe Acrobat. Подготовка файлов pdf к высококачественной печати и цифровой публикации.
- Пакет Acrobat Distiller. Назначение. Настройки.
- Средства организации, каталогизации и просмотра графических файлов.
- Adobe Bridge как универсальная консоль организации и просмотра графических данных.
- Adobe Bridge. Базовые операции с файлами - выборочный просмотр, сортировка, получение и дополнение exif-информации.
- Adobe Bridge. Внесение информации об авторстве, поиск по ключевым словам, добавление ключевых слов, создание коллекций. Режим слайд-шоу.
- Предмет цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Двенадцатичастный цветовой круг
- Поддержка цветовых схем в прикладных дизайнерских программах. Понятие цветового круга
- Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.
- Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.
- Цветовой круг: заключение.
- Психофизиологическая характеристика цветов.. Характеристики цвета Красный
- Оранжевый
- Зеленый
- Голубой
- Фиолетовый