Приобретение знаний
Бучанан следующим образом сформулировал функцию приобретения знаний [Buchanan et al, 1983]:
"[Приобретение знаний это] передача потенциального опыта решения проблемы от некоторого источника знаний и преобразование его в вид, который позволяет использовать эти знания в программе".
Передача знаний выполняется в процессе достаточно длительных и пространных собеседований между специалистом по проектированию экспертной системы (будем в дальнейшем называть его инженером по знаниям) и экспертом в определенной предметной области, способным достаточно четко сформулировать имеющийся у него опыт. По существующим оценкам, таким методом можно сформировать от двух до пяти "элементов знания" (например, правил влияния) в день. Конечно, это очень низкая скорость, а потому многие исследователи рассматривают функцию приобретения знаний в качестве одного из главных "узких мест" технологии экспертных систем [Feigenbaum, 1977].
Причин такой низкой производительности предостаточно. Ниже перечислены только некоторые из них.
· Специалисты в узкой области, как правило, пользуются собственным жаргоном, который трудно перевести на обычный "человеческий" язык (см. врезку 1.1). Но смысл жаргонного "словечка" отнюдь не очевиден, а потому требуется достаточно много дополнительных вопросов для уточнения его логического или математического значения. Например, специалисты по военной стратегии говорят об "агрессивной демонстрации" иностранной военной мощи, но при этом не могут объяснить, чем такая "агрессивная" демонстрация отличается от демонстрации, не несущей угрозы.
· Факты и принципы, лежащие в основе многих специфических областей знания эксперта, не могут быть четко сформулированы в терминах математической теории или детерминированной модели, свойства которой хорошо понятны. Так, эксперту в финансовой области может быть известно, что определенные события могут стать причиной роста или снижения котировок на фондовой бирже, но он ничего вам не скажет точно о механизмах, которые приводят к такому эффекту, или о количественной оценке влияния этих факторов. Статистические модели могут помочь сделать общий долговременный прогноз, но, как правило, такие методы не работают в отношении курсов конкретных акций на коротких временных интервалах.
· Для того чтобы решить проблему в определенной области, эксперту недостаточно просто обладать суммой знаний о фактах и принципах в этой области. Например, опытный специалист знает, какого рода информацией нужно располагать для формулировки того или иного суждения, насколько надежны различные источники информации и как можно расчленить сложную проблему на более простые, которые можно решать более или менее независимо. Выявить в процессе собеседования такого рода знания, основанные на личном опыте и плохо поддающиеся формализации, значительно сложнее, чем получить простой перечень каких-то фактов или общих принципов.
· Экспертный анализ даже в очень узкой области, выполняемый человеком, очень часто нужно поместить в довольно обширный контекст, который включает и многие вещи, кажущиеся эксперту само собой разумеющимися, но для постороннего отнюдь таковыми не являющиеся. Возьмем для примера эксперта-юриста, который принимает участие в судебном процессе. Очень трудно очертить количество и природу знаний общего рода, которые оказываются вовлечены в расследование того или иного дела.
- Основные понятия информатики: информационные технологии, информатизация общества, информационные ресурсы. Информатика как наука и как прикладная дисциплина
- Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 8 июля 2006 года
- История развития компьютерной техники.
- Понятие информации, ее классификация, свойства информации, представление информации, единицы измерения информации.
- Формулы измерения информации Чартли и Шеннона, примеры вычислений.
- Системы счисления. Позиционные системы счисления, их представление.
- Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления.
- Правила преобразования чисел из одной системы счисления в другую.
- Примеры
- 2. Из двоичной и шестнадцатеричной систем счисления - в десятичную.
- 4. Из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
- Правила перевода правильных дробей
- 1. Из десятичной системы счисления - в двоичную и шестнадцатеричную:
- 2. Из двоичной и шестнадцатеричной систем счисления - в десятичную.
- 3. Из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную:
- 4. Из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
- Понятие информационной системы. Структура ис.
- Процессы, обеспечивающие работу ис.
- Классификация информационных систем, свойства ис. Классификация по архитектуре
- Классификация по степени автоматизации
- Классификация по характеру обработки данных
- Классификация по сфере применения
- Классификация по охвату задач (масштабности)
- Типы информационных процедур.
- 1. Поиск.
- 2. Сбор и хранение.
- 3. Передача.
- 4. Обработка.
- 5. Использование.
- 6. Защита.
- Классификация ис по направлению деятельности
- Направления анализа функционирования корпоративной сети
- Экспертные системы их классификация
- Базовые функции экспертных систем
- Приобретение знаний
- Представление знаний
- Управление процессом поиска решения
- Разъяснение принятого решения
- Представление знаний. Классификация модеклей представления знаний.
- Понятие операционной системы. История развития ос.
- 1946 Г. – eniac (Electronic Numerical Integrator and Computer) – полное отсутствие какого-либо по, программирование путем коммутации устройств.
- 1952 Г. – Первая ос создана исследовательской лабораторией фирмы General Motors для ibm-701.
- 1955 Г. – ос для ibm-704. Конец 50-х годов: язык управления заданиями и пакетная обработка заданий.
- Основные принципы построения операционных систем.
- Классификация по компьютерной системы.
- Состав компонентов и функций ос
- Особенности алгоритмов управления ресурсами.(см. 27).
- Классификация ос Классификация ос
- Особенности алгоритмов управления ресурсами
- Особенности аппаратных платформ
- Особенности областей использования
- Особенности методов построения
- Сетевые ос. Варианты построения сетевых ос.
- Основные принципы построения системы информационной безопасности.
- Перечень и содержание огрганизационно-распорядительных документов иб.
- Основные механизмы доступа к информационным ресурсам.
- Способы и методы аутентификации.
- Средства защиты ис от потери информации.
- Брандмауэры и антивирусные пакеты.
- Базы и банки данных.
- Информационные сети. История развития информационных сетей.
- Классификация сетей
- Основные топологии лвс
- Понятие логической структуры сети. Элементы логической структуры.
- Основные понятия: интернет, провайдер, хост, сетевой протокол, ip-адрес, домен.
- Архитектура клиент-сервер, одноранговые сети и сети с выделенным сервером, их преимущества и недостатки.
- Понятие сервис ориентированной архитектуры.
- Алгоритм, свойства алгоритма, формы записи алгоритма, скорость выполнения алгоритма.
- Рекурсивные алгоритмы. Сущность рекурсии
- Алгоритмы сортировки.
- Понятие модели, численного метода. Подходы к реализации численных методов
- Этапы реализации решения численных задач. Методы решения численных задач.
- Алгоритмы решения задачи нахождения корней полинома: шаговый метод, метод половинного деления, метод Ньютона, метод простой итерации.
- Численные методы решения задач аппроксимации.
- Методы численного интегрирования.
- Методы одномерной оптимизации.