2.4.3. Услуги (сервисы) Internet и их ресурсы
По режиму воздействия выделяют 4 вида услуг Internet [5-7]:
интерактивные – требуют мгновенной реакции пользователя;
прямые – ответ мгновенный, но реакции пользователя не требуется;
отложенного чтения – наиболее универсальные и нетребовательные к ресурсам;
интегрированные – объединяющие услуги различных видов.
Они похожи, по сути, соответственно на телефон, факс и посылку.
Рассмотрим различные услуги Сети, опирающиеся на ее ресурсы. Они появились в разное время, и не все из них используются сегодня. Но все они вместе, конкурируя между собой, фактически определили сегодняшние лицо (представление), функционал и возможности Internet как для любого пользователя, так и для нашей цивилизации в целом.
ЭП E-mail (1971 г.) представляет сервис отложенного чтения. ЭП Internet стала универсальной мировой системой ЭП всех ЛС-ГС и средством доступа к ее ресурсам.
Списки рассылки Maillists (1975 г.) – сервис отложенного чтения. Они не имеют собственного протокола и программы-клиента, работают через ЭП. Ваше сообщение получат все люди, подписанные на этот список рассылки (адрес, куда вы послали свое сообщение). Сообщения для вас могут раздражать, если не являются необходимыми.
Сетевые новости Usenet (1979 г.) представляют сервис отложенного чтения, реализованный как телеконференции вида «от одного – всем». Механизм передачи информации в них похож на передачу слухов по знакомым (серверам). Число ежедневных новых сообщений, поступающих в телеконференции Usenet, около 1 миллиона. Новости разделены на группы иерархически, периодически удаляются и обновляются. Программа-клиент забирает свои новости со своего сервера Usenet, а серверов несколько.
Файловые архивы. Десятки тысяч серверов Internet являются серверами файловых архивов. На них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Сети. Серверы файловых архивов, а также возможность «скачать» программу поддерживают многие компании – разработчики ПО и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах ПО является свободно распространяемым или условно бесплатным, и поэтому, «скачивая» тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на ПО. Для удобства пользователей многие серверы файловых архивов (freeware.ru, www.freesoft.ru, www.download.ru и др.) имеют Web-интерфейс, что позволяет работать с ними с использованием браузеров. Браузеры являются интегрированными системами для работы с различными информационными ресурсами Internet и поэтому включают в себя менеджеры загрузки файлов. Однако удобнее для работы с файловыми архивами использовать специализированные менеджеры загрузки файлов, которые позволяют продолжить загрузку файла после разрыва соединения с сервером. Менеджеры загрузки файлов предоставляют пользователю подробную информацию в числовом и графическом виде о процессе загрузки файла (объем файла, объем загруженной части, в том числе в процентах, скорость загрузки, прошедшее и оставшееся время загрузки и др.). В некоторых менеджерах загрузки файлов достигается увеличение скорости загрузки за счет разбиения файла на части и одновременной загрузки всех частей. Например, в менеджере загрузки файлов FlashGet процесс загрузки каждой части файла представляется в графической форме в нижней части окна приложения. Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу передачи гипертекста (HyperText Transport Protocol, HTTP), так и по специальному протоколу передачи файлов (File Transfer Protocol, FTP). FTP позволяет не только загружать файлы с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и наоборот, производить передачу файлов с локального компьютера на удаленный сервер.
Программы, поддерживающие FTP – FTP-серверы и клиенты (1971 г.). Они обеспечивают передачу файлов между компьютерами. Это прямой сервис. FTP-серверы имеют колоссальную пропускную способность, ограниченную лишь возможностями канала подключения к Internet). На них размещены Гбайты самого разнообразного некоммерческого ПО, которое так любят перекачивать пользователи, а также информация о содержимом других серверов. На любом компьютере Сети пользователь запускает программу FTP-клиент, которая соединяется с сервером и передает или получает файлы по протоколу FTP. Предполагается, что пользователь зарегистрирован на обоих компьютерах и соединяется с сервером под своим именем и со своим паролем на этом компьютере. Но с FTP-сервером можно соединиться анонимно (Anonymous FTP), получая доступ не ко всей его файловой системе, а только к ее части – публичному файловому архиву. К FTP возможен и доступ через ЭП – существуют серверы, которые могут прислать Вам по ЭП файлы с любых серверов Anonymous FTP. Однако это может быть весьма неудобно, ибо такие серверы сильно загружены, и Ваш запрос может долго ждать своей очереди. Кроме того, большие файлы при отсылке делятся сервером на части, посылаемые отдельными письмами. Если одна часть из сотни потеряется или повредится при передаче, то остальные 99 тоже окажутся ненужными.
Система поиска файлов Archie (архив) (1989 г.). Программа-клиент осуществляет поиск файлов по серверам Archie, которые хранят списки всех файлов на многих серверах Anonymous FTP и по запросу могут искать интересующий вас файл по имени или части имени. Известно, что найти файл даже на одном компьютере – довольно сложная задача. Поиск файла на любом из десятков тысяч компьютеров среди миллионов других файлов является сверхсложной задачей. Для поиска файла в Internet вы запускаете программу-клиент Archie (например, WSArchie), задаете шаблон поиска (полное имя файла или его часть, параметры поиска) и активизируете процесс поиска. Программа-клиент посылает запрос Archie-серверу на поиск указанного файла. Archie-сервер просматривает свою БД в поисках файла, удовлетворяющего данным запроса, и возвращает результаты (список имен серверов Anonymous FTP и мест расположения файлов на них) клиентской программе. Но можно воспользоваться услугами сервера Archie, и соединившись с ним по протоколу Telnet и войдя под именем Archie. Недостатки Archie: децентрализованность, высокая загруженность серверов, необходимость уметь задавать шаблон имени для поиска файла. Каждый сервер Archie обслуживает свой набор FTP-серверов, возможно, перекрывающихся. Трудно определить, с какого сервера начинать поиск. Archie-серверов в мире немного, всего около 40. Вам не нужно помнить их имена, так как программа-клиент Archie знает весь список Archie-серверов, которыми вы можете пользоваться. При поиске файла Archie-сервер анализирует свою БД, а не всю Сеть. Периодически Archie-серверы просматривают FTP-серверы и обновляют собственную БД. Archie был предназначен для обеспечения общественной программы передачи файлов сайтов, информационных хранилищ Сети, которые существовали раньше, и домашних страниц. Archie давал единственный способ, которым люди могли узнать о существовании FTP-сервера. В 1995 г. 30 двигателей Archie каталогизировали в Сети миллионы страниц. Но сегодня FTP продолжает интенсивно использоваться, а Archie – нет.
Среда World-Wide Web (WWW, Web, Всемирная паутина) (1989 г.) – появился как сервис прямого доступа, позднее интегрированный. По сути, это «лицо» и «главный вход» Сети, огромный информационный бюллетень размером во всю Сеть, охватывающий все области знаний. Но это не просто огромный гипертекст или гипермедиа, а среда, объединяющая наиболее удобным способом фактически всю предоставленную информацию, хранимую где-либо на компьютерах. Из Web можно получить доступ к другим сервисам Сети, посмотреть видеофильм, новости, свежие фото, сделанные 5 минут назад и т.д. Сегодня это главный и основополагающий сервис Сети. Web реализует взаимодействие вида «клиент-серверы». Существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему обычный или интегрированный документ, который может включать текст, звук, графику, трехмерные объекты, анимацию, видео и т.д. Причем в нем каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть, расположенные в любом месте Сети. Ссылки в документах Web организованы так, что каждый информационный ресурс в Сети однозначно адресуется, и документ, который Вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Сети) на других компьютерах Сети. Причем пользователь не замечает этого, и работает со всем информационным пространством Сети как с единым целым. Ссылки Web указывают не только на документы, специфичные для самой Web, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Сети. Более того, большинство программ-клиентов Web (браузеры, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: FTP, Gopher, сетевых новостей Usenet, ЭП и других. Таким образом, программные средства Web являются универсальными для различных сервисов Сети, а сама информационная система Web играет интегрирующую роль.
Gopher (1991 г.) – сервис прямого доступа, распределенная документальная система экспорта структурированной информации. Применяется система вложенных меню, в конце которых находятся файлы различных типов (тексты, графика, звук). В отличие от ФС FTP Gopher работает с аннотированной древовидной структурой. Гипертекстовая программа Gopher осуществляет поддержку Gopher-сервера наглядного поиска информации в Сети. Документы хранятся на Gopher-серверах, Gopher доставляет их пользователю в виде элементов единой иерархической ФС. Известно, что модель иерархической ФС – лучшая для отображения структуры хранения документов (подобная ФС применяется в ОС семейства MS Windows). ФС Gopher легко расширяется, к традиционным каталогам и файлам можно добавлять виртуальные файлы (поисковые запросы, шлюзы в другие информационные ресурсы Сети, записные/телефонные книжки с адресами в Сети). Имеется 2 вида стандартных Gopher-серверов:
обычные (общие) – обеспечивают доступ к ресурсам (файлам и каталогам);
поисковые – выполняют запросы, составленные из ключевых слов. В ответ возвращают перечень документов, удовлетворяющих запросу (до 70 символов). Составляется файл индексов поиска – ключевые слова и адреса документов, в которых надо искать. Варианты поиска: если проверяется весь документ, то поиск проводится до первого совпадения, если часть документа, то составляется особый поисковый образ документа. Используются специализированные поисковые языки.
До 1994 года Gopher являлся главным ресурсом Сети, но давно морально устарел.
Информационно-поисковая система (ИПС) (Very Easy Rodent-Oriented Net-wide Index of Computerized Archives, VERONICA) (1993 г.) была разработана для множества серверов Gopher. Требуется задавать слова и адреса документов, где искать, ответ – до 70 символов. VERONICA «знает» БД более 5500 Gopher-серверов и более 10 миллионов «статей» или документов Gopher. VERONICA была очень перегружена, часто выдавала ошибочные сведения при поиске ключевого слова, и обеспечивала результат только на 2-3 попытке.
Hyper-G (1991 г.) – сервис прямого доступа, появился позже Web, по организации представляет нечто среднее между Web и Gopher. Есть серверы, которые предоставляют информацию в виде коллекций документов, и клиенты. Документы Hyper-G представляют собой гипермедиа и доступны в древовидном иерархическом меню. Клиент Hyper-G общается не со множеством серверов, как в Web, а только со своим сервером, регистрируясь на нем при подключении. Можно получать информацию и с других серверов, но только через свой. Недостатки: жесткая организация сервера; серверов Hyper-G мало, мало и информации на них. Отсутствует доступ посредством ЭП, хотя серверы Hyper-G могут выполнять и роль серверов Gopher и Web.
Распределенная ИПС широкого профиля (Wide Area Information System, WAIS) (1991 г.). Механизмы поиска информации менее удобны, сложнее и функции перекрываются более новыми ПС, популярность упала. На самом деле это комплекс программ для индексирования больших объемов неструктурированной информации (как правило, текстов), поиска по таким документам и их извлечения. Известно, что задача поиска по большим объемам неструктурированной информации весьма нетривиальна. WAIS решает ее приемлемо и сегодня чаще используется как вспомогательная для индексирования документов, находящихся на Web-серверах Internet.
Internet Relay Chat (IRC) (1988 г.) – протокол «ретранслируемый Internet-разговор»; телеконференция (чат) в реальном времени (РВ) или система ретрансляции разговоров в Сети; средство обмена сообщениями и ПО его поддержки. Функционирование в РВ выгодно отличает чат от форумов и других «медленных» средств Сети. Это система взаимосвязанных IRC-серверов, разбросанных по всему миру. Есть две сети IRC-серверов: традиционная (Efnet) и альтернативная (Undernet), появившаяся позже, она меньше по охвату, удобнее. Высокая скорость (единственная задержка при прохождении информации через спутниковый канал связи – 1 сек.) позволяет общаться в реальном времени сразу группе пользователей. Специальное ПО (IRC-серверы) позволяет поддерживать общение на самые разные темы хоть круглосуточно (за счет разницы поясного времени в разных частях света). При этом одни участники прекращают общение (ночь), а другие включаются в него (день). Так создается особая среда (свой мир) виртуального общения, существующая в виртуальном пространстве. Особенности параллельных бесед в IRC:
пользователь запускает у себя программу IRC-клиент (самый известный – mIRC) и подключается к одному из IRC-серверов. Но все IRC-серверы синхронизированы между собой так, что подключившись к ближайшему серверу, вы подключаетесь ко всей сети IRC;
можно общаться со всеми, кто сейчас работает в IRC;
одновременно ведут беседы более 5000 человек, присоединившихся к 100 – 200 серверам. Общение в IRC письменное;
каждый участник имеет псевдоним (и адреса всех не известны);
основная единица общения в IRC называется каналом. Каналы в IRC выделяются подобно комнатам для бесед, войдя в которые, становишься участником (свидетелем) местного разговора: все видят, что ввели с клавиатуры Вы, а Вы читаете на экране то, что ввел каждый из них в РВ. В любой момент времени активны тысячи каналов IRC, и любой человек всегда может открыть новый канал, к которому сразу же может подключиться любой заинтересовавшийся темой пользователь Сети;
каналы бывают: открытые, закрытые (приватные) и секретные. Возможно параллельное общение: одновременно на нескольких каналах, синхронно несколько приватных бесед, комбинации первых двух вариантов (в приватной беседе параллельно комментировать открытую);
паузы и раздумья, как удобно; выход без оповещения (по-английски);
особый стиль письма и деликатность общения надо тонко прочувствовать. Например, вопрос: "MorF?" на жаргоне IRC означающий: "Вы мужчина или женщина?", обычно считается бестактным.
Недостатки IRC: короткие сообщения, проблема с кодировками, невозможность посмотреть историю сообщений при подключении.
В 1998 г. разработан похожий протокол Jabber, включающий различные технические новшества и поэтому получивший широкое распространение, в том числе и как основа разных сервисов.
Кроме IRC реализованы интересные разновидности чатов: HTTP- или Web-чаты; чаты на основе технологии Adobe Flash, вместо перезагрузки страниц открывающие сокет между клиентом и сервером, уменьшая трафик; чаты, работающие поверх сторонних протоколов, например, ICQ. Кроме того, разработаны голосовые чаты, фото-чаты, передающие последовательности фото, а позднее и видеочаты с использованием Web-камер.
Internet-пейджеры (1996 г.) – своеобразные «телеграфы» в Сети. Небольшая программа ICQ (название образовано от созвучной фразы «I Seek You» – я ищу Вас) открыла целый класс ПО: Internet-пейджеры или программы-мессенджеры (messenger – курьер) – программы мгновенного обмена сообщениями (Instant Messengers, IM). Они позволяют отправлять и принимать мгновенные сообщения в Сети. Основное их отличие от ЭП – возможность общаться в РВ. Не важно, где находится ваш собеседник – в соседнем доме или на другом континенте, лишь бы он был подключен к Internet. Возможности IM постоянно расширяются, можно посылать файлы, изображения, видео, а при наличии микрофона – общаться голосом. Технологии IM могут работать и на различных мобильных устройствах, вплоть до сотовых телефонов. Internet-порталы при помощи средств IM предоставляют возможность клиенту общаться с онлайн-консультантом, создавая ощущение непосредственного присутствия. IM мгновенно сообщит вам, когда ваш собеседник подключится к сети. Для своей работы программы IM (IM-клиенты) должны подключаться к серверам, на которых хранятся учетные записи пользователей. Программы могут взаимодействовать напрямую (при этом увеличивается скорость) или через сервер, но сервер в любом случае координирует их работу. Протоколы пересылки сообщений создавались разными разработчиками, поэтому каждый сервер обслуживает свою собственную сеть. Для подключения к серверу нужна программа, «понимающая» протокол той сети, которую он обслуживает. Наиболее распространенными IM-клиентами сегодня являются ICQ, AOL Instant Messenger (AIM), MSN Messenger, Yahoo!Messenger, Miranda IM, QIP, Trillian, Google Talk и др. [34-37].
Блоги (1997 г.) – сервис прямого доступа. Блог представляет собой Web-сайт, основное содержимое которого образуют регулярно добавляемые записи или иные формы данных. Разработаны эффективные и общедоступные инструментальные программные средства создания и поддержки собственных блогов, а также активного участия в работе других блогов. Любой рядовой пользователь, не имеющий дополнительных знаний и программистской подготовки, за несколько минут может создать свой блог или подключиться к работе другого блога. В настоящее время блоки находятся на пике своего развития и популярности.
Really Simple Syndication (RSS) – очень простое объединение (приобретение) информации (1999 г.) – сервис отложенного чтения, основанный на семействе XML-форматов, предназначенный для представления достаточно динамично меняющейся информации, вызывающей внимание пользователя. Это касается лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть автоматически собрана, обработана и представления пользователю в удобном для него виде специальными программими-агрегаторами.
MUD, MOO (1979 г.) – интерактивные сервисы досуга в среде IRC:
MUD – MultiUser Dungeon – многопользовательская ролевая игра, как правило, сказочного характера (Dungeon – темница). Общение людей в игре, как в IRC. Недостаток: текстовое общение;
MOO – MUD Object Oriented – многопользовательский виртуальный мир, нет игр, но есть объекты и могут быть созданы другие, определяются их свойства (можно применять в обучении). Например, в виртуальных учебных аудиториях MOO весьма успешно проходят занятия курсов по языку C++ Глобальной Сетевой Академии (Global Network Academy). Недостатки: неудобный терминальный интерфейс, малая распространенность.
Инфраструктурный сервис, для использования которого не надо ничего устанавливать. К нему относятся следующие системы и программы:
Finger – программа, позволяющая получать информацию о пользователях локальных и удаленных ПК (полное имя и телефоны, время последнего входа в систему, текущая активность и т.п. Finger становится сервисом Internet, когда на сервере заводится псевдопользователь, и при обращении за информацией о нем, Вы получите не вышеописанную техническую информацию, а что-то другое. Так, например, через Finger можно получить из первых рук информацию о статусе последних версий игры Doom и других игр фирмы ID Software;
Telnet – система, обеспечивающая подключение к определенному серверу сети в режиме удаленного текстового терминала (поддерживается протокол эмуляции терминала). Например, вы будете работать, как удаленный терминал сервера Белого дома или сервера библиотеки Конгресса США. Telnet используется как часть информационного сервиса Сети, когда при соединении пользователь попадает не в командный интерпретатор, а сразу в специализированную программу, обеспечивающую доступ к информационным ресурсам. Так можно работать с каталогами некоторых библиотек, с сервером, обслуживающим игроков в шахматы и го, можно получить доступ к терминальному навигатору Web, если у пользователя нет локального. Серверов таких достаточно много, и они обслуживают самые разнообразные информационные сервисы.
Аудио и видеосредства:
IPhone – компьютерный телефон, работающий через Internet. Пакет IPhone компании VocalTec является весьма интересной технологией аудиоконференций. Для работы с ним требуется компьютер среды Windows с аудиокартой и микрофоном. Пользователь обращается к удаленному серверу, на котором регистрируется в одной из тематических групп. После этого он может вызвать для разговора других людей, зарегистрировавшихся в этой же группе, а они могут вызвать его. Если пользователю ответили, то после установления соединения он сможет разговаривать с качеством, почти равным телефонному, даже при относительно медленной связи с Сетью. Качество звука в этом случае впечатляет. Недостатки: пакет работает только в среде Windows, требует подсоединения к серверу и регистрации собеседника на нем, а не прямого обращения к абоненту;
Skype (1996 г.) – обновляемая программа поддержки компьютерного телефона с расширенными возможностями. При установке программа по вашей адресной книге ЭП автоматически выявляет всех известных вам пользователей Skype, предлагая (по вашему желанию) запросить их о согласии установить настроенную связь с вами. Остальным известным вам пользователям ЭП она может предложить (по вашему желанию) скачать и установить программу Skype;
RealAudio – технология передачи звука с сервера клиенту от компании Progressive Network. Это не передача аудиофайлов. Здесь поток данных управляем: можно слушать аудиофрагмент с любого места, что весьма удобно;
CU-SeeMe – программа получения и передачи видеоизображений. С ее помощью можно получать видеоизображение с других компьютеров и передавать со своего, если к компьютерам присоединены видеокамеры. Работа происходит также через специальные серверы. Качество видео не столь впечатляет, как звука в вышеописанных программах, но это объясняется более высокими требованиями к пропускной способности каналов связи;
Multicast – система, в которой проведена оптимизация на уровне протоколов для широковещательной передачи мультимедиа информации в ГС. На основе специфичной маршрутизации мультимедиа информация передается не десяти абонентам десятью идентичными потоками пакетов с разными адресами, а одним общим (групповым) потоком на один условный адрес, объединяющий группу получателей. Каждый из получателей читает из этого единого потока свое. Так уменьшается загрузка Сети. Multicasting не является, строго говоря, сервисом Сети. Эта технология расширяет возможности Internet, на основе чего могут строиться новые перспективные сервисы групповой доставки информации. Поскольку передача пакетов Multicast требует специфической маршрутизации, которая поддерживается не во всех сетях, входящих в Internet, с пакетами Multicast может работать лишь часть Сети – Mbone (от Multicast backbone, где cast – забрасывание, backbone – основа). Однако уже сегодня компанией SUN Microsystems ведутся телепередачи SUNergy о проблемах компьютерного бизнеса, которые распространяются как через телевизионные спутники, так и через Mbone.
Таким образом, ресурсы всех рассмотренных услуг действительно образуют поистине гигантский массив документов в Internet и неиссякаемый источник средств оперативной и отложенной поддержки пользователя во всех сферах его деятельности и досуга.
- Е.В. Нужнов Перспективные информационные технологии и среды Учебное пособие
- Часть 1. Информационные технологии, телекоммуникационные среды
- Таганрог
- Введение
- Предмет, цель, задачи и структура дисциплины
- Иметь представление:
- Структура дисциплины
- Модуль 1. Информационные технологии и среды, телекоммуникационные среды
- 1.1.2. Технические достижения, составляющие основу пит
- 1.1.3. Основные задачи информационно-технологических систем
- 1.1.4. Пит как процессы интеграции
- 1.1.5. Общие особенности пит
- 1.1.6. Эффективность применения пит
- 1.2. Информационные среды
- 1.2.1. Понятие информационной среды
- 1.2.2. Классификация информационных сред
- 1.2.3. Компоненты информационных сред
- 1.2.4. Порождение новых информационных сред
- 1.3. Контрольные вопросы
- Глава 2. Телекоммуникационные среды цели
- 2.1. Примеры телекоммуникационных систем и сред
- 2.1.1. Системы общего применения
- 2.1.2. Системы факсимильной связи
- 2.1.3. Системы электронной почты
- 2.1.4. Телеконференции
- 2.2. Обобщенная архитектура телекоммуникационных сред
- 2.3. Беспроводная передача информации
- 2.3.1. Беспроводная среда передачи информации
- 2.3.2. Реализация беспроводных систем
- 2.3.3. Спутниковые системы
- 2.3.4. Глобальные навигационные спутниковые системы
- 2.3.5. Технология широкополосного сигнала
- 2.3.6. Беспроводные локальные сети
- 2.3.7. Персональные сети и технология Bluetooth
- 2.4. Глобальное сообщество сетей Internet
- 2.4.1. Организация и особенности
- 2.4.2. Доступ в Internet
- 2.4.3. Услуги (сервисы) Internet и их ресурсы
- 2.4.4. Гипертекст в сетях
- 2.4.5. Среда World-Wide Web
- 2.4.6. Перспективные идеи и средства для Internet
- 2.4.7. Internet-телефон – программа Skype
- 2.4.8. Блоги и rss
- 2.4.9. Средства поиска информации в Internet
- 2.4.10. Электронная коммерция в Internet и WebMoney
- 2.4.11. Технология gprs
- 2.4.12. Развитие Internet
- 2.4.12. Протокол iPv6
- 2.4.13. Проект «Internet-2»
- 2.4.14. Другие примеры развития Internet
- 2.5. Контрольные вопросы
- Глоссарий к модулю 1
- Библиографический список
- Список сокращений
- Глава 1. Информационные технологии и среды 8
- Глава 2. Телекоммуникационные среды 21
- Часть 1. Информационные технологии, телекоммуникационные среды