logo
PITS-1-2010new2

2.1.4. Телеконференции

Телеконференция – интегральный набор услуг компьютерной сети, применяемый в целях коммуникации пользователей на основе передачи и обработки речевой, текстовой и видеоинформации [5, 6].

Телеконференцсвязь – использование компьютерных сетей для обеспечения коммуникаций между рассредоточенными группами пользователей. Это распределенная компьютерная среда, позволяющая пользователям, удаленным в пространстве и времени, участвовать в совместных мероприятиях, таких как организация и управление сложными совместными проектами. Обычно члены группы обеспечиваются терминалами или ПК, что позволяет им связываться с другими членами группы, причем, если надо, одновременно. Для передачи информации между участниками совещания используются линии связи для передачи данных. Работа системы регулируется координатором, в функции которого входит организация работы участников совещания, обеспечение их присутствия на совещании и передача сообщаемой ими информации другим участникам совещания. В системах могут обеспечиваться дополнительные возможности организации голосования, причем результаты голосования записываются и отображаются автоматически. Система ведет журнал совещания (запись всех действий участников телеконференции). Файл журнала может использоваться всеми участниками.

Система телеконференций в режиме on-line – подобие коллективных почтовых ящиков по разным темам, позволяющих многим людям вести взаимную переписку и дискуссии на ту или иную тему. В дискуссии могут включаться новые люди. Получается компьютерный аналог конференции или клуба, обладающий многими преимуществами. В мире насчитывается несколько тысяч телеконференций, организованных в различных сетях. Они охватывают огромный круг проблем и упорядочены по своим названиям, образуя древовидную структуру. Например, группа comp.* охватывает всевозможную информацию по компьютерам. Группа comp.os.* разбита на различные подгруппы по тематике и названиям существующих ОС. Далее, comp.os.linux.* – дискуссии по различным аспектам LINUX: comp.os.linux.applications; сomp.os.linux.programming.

Телеконференции имеют свои особенности организации и управления. Основное требование телеконференций всех сетей – культурное поведение. Культура поведения предусматривает не только вежливый тон письма, но и правомерность темы, на которую оно написано. Сообщение, не соответствующее теме, называется off-topic и не приветствуется. Существует несколько способов поддержания общественного порядка в конференциях. Можно назначить следить за порядком в конференции специального человека – модератора (moderator – арбитр, посредник, регулятор, председатель собрания).

Часть конференций Internet – премодерируемые, когда модератор сам получает все сообщения участников и решает, какие из них off-topic. Прошедшие контроль сообщения попадают остальным участникам.

Конференции любительской сети недавнего прошлого FIDOnet постмодерируемые. Любое сообщение становится доступным всем участникам и наравне с другими модератору конференции. Если сообщение нарушает правила, модератор устанавливает нарушителю то или иное административное наказание, вплоть до временного отключения от данной конференции.

Немалая часть конференций является немодерируемой вообще. Здесь порядок достигается общими усилиями. В ряде конференций модерирование физически невозможно из-за очень большого числа сообщений (трафика) конференции.

Интересен способ поддержания порядка в ряде конференций сети RelCom. Читатели, видящие повторные off-topic сообщения, за получение которых приходится платить, специально направляют их автору объемные письма ненужного содержания, делая его «подрывную» работу экономически невыгодной.

Часто для выражения отношения к сообщениям используются простейшие условные значки (повернутые влево): :-) – улыбка; :-( – грусть, сожаление; ;-) – прищуренный взгляд, ирония; :-Е – злость; 8-О – удивление; ;-)’ – высунутый язык, насмешка.

Телевидеоконференции. Участники совещания имеют возможность «видеть» друг друга, что обеспечивается подсоединенными к системам телекамерами и мониторами. Сферы применения – организация совместной, возможно и удаленной работы сотрудников различных компаний, предприятий и организаций. Основные элементы такого сотрудничества: