logo
Шпоры компютерные технологии

5. Методы адресации, выполнение команд, прерывания, переместимость.

Способы адресации классифицируют:

по наличию адресной информации в команде (явная и неявная адресация).

по кратности обращения в оперативную память.

по способу формирования адресов ячеек памяти.

При явной адресации операнда в команде есть поле адреса этого операнда.

При неявной v адресное поле в команде отсутствует, а адрес операнда подразумевается кодом операции. Например, из команды может быть исключен адрес приемника адресата, при этом подразумевается, что результат записывается на месте второго операнда.

По кратности обращения в оперативную память различают: непосредственную адресацию (direct addressing) прямую адресацию (immediate addressing) косвенную адресацию (indirect addressing).

Непосредственная адресация

При непосредственной адресации операнд располагается непосредственно в адресном поле команды.

Прямая адресация

При прямой адресации обращение за операндом производится по адресному коду в поле команды. При этом исполнительный адрес совпадает с адресом кода команды.

Косвенная адресация

При косвенной адресации код команды указывает адрес ячейки памяти, в которой находится не сам операнд, а его адрес, называемый указателем.

Способы формирования адресов ячеек памяти можно разделить на абсолютные и относительные.

Абсолютные способы формирования предполагают, что двоичный код адреса ячейки памяти может быть целиком извлечен либо из адресного поля команды, либо из какой-нибудь другой ячейки в случае косвенной адресации.

Относительные способы формирования предполагают, что двоичный код адресной ячейки памяти образуется из нескольких составляющих:

Б v код базы,

И v код индекса,

С v код смещения.

Эти составляющие используются в различных сочетаниях.

Относительная адресация

При относительной адресации применяется способ вычисления адреса путем суммирования кодов, составляющих адрес.

А = Б + И + С

А = Б + С

А = И + С

Индексная адресация

Для работы программ с массивами, требующими однотипных операций над элементами массива, удобно использовать индексную адресацию.

Адрес i-того операнда в массиве определяется как сумма начального адреса массива операнда, задаваемого смещением S, и индекса I , записанного в одном из регистров регистровой памяти, называемым индексным регистром.

Адрес индексного регистра задается в команде полем адреса индекса Аи.

В каждом i-том цикле содержимое индексного регистра изменяется на постоянную величину, как правило, это 1.

В некоторых моделях ЭВМ относительная адресация выполняется без суммирования по следующей схеме:

Автоиндексная адресация

При автоиндексации косвенный адрес, находящийся в регистре РП, автоматически увеличивается (автоинкрементная адресация), или уменьшается (автодекрементная адресация) на постоянную величину до или после выполнения операции.

Стековая адресация

Стековая память широко используется в современных ЭВМ. Хотя адрес обращения в стек отсутствует в команде, он формируется схемой управления:

Для чтения записи доступен только один регистр v вершина стека. Этот способ адресации используется, в частности, системой прерывания программ при вложенных вызовах подпрограмм.

Стековая память реализуется на основе обычной памяти с использованием указателя стека и автоиндексной адресации.

Запись в стек производится с использованием автодекрементной адресации, а чтение - с использованием автоинкрементной адресации.

Прерывание (англ. interrupt) — сигнал, сообщающий процессору о наступлении какого-либо события. При этом выполнение текущей последовательности команд приостанавливается и управление передаётся обработчику прерывания, который реагирует на событие и обслуживает его, после чего возвращает управление в прерванный код.[1]

В зависимости от источника возникновения сигнала прерывания делятся на:

асинхронные или внешние (аппаратные) — события, которые исходят от внешних источников (например, периферийных устройств) и могут произойти в любой произвольный момент: сигнал от таймера, сетевой карты или дискового накопителя, нажатие клавиш клавиатуры, движение мыши;

внутренние — события в самом процессоре как результат нарушения каких-то условий при исполнении машинного кода: деление на ноль или переполнение, обращение к недопустимым адресам или недопустимый код операции;

программные (частный случай внутреннего прерывания) — инициируются исполнением специальной инструкции в коде программы. Программные прерывания как правило используются для обращения к функциям встроенного программного обеспечения