Архитектура lcd-мониторов. Пассивная и активная матрица. Понятие tft.
Жидкокристаллический дисплей (ЖК-дисплей, ЖКД, англ. Liquid crystal display, LCD), также Жидкокристаллический монитор (ЖК-монитор) — плоский дисплей на основе жидких кристаллов, а также монитор на основе такого дисплея.
LCD TFT (англ. Thin film transistor — тонкоплёночный транзистор) — разновидность жидкокристаллического дисплея, в котором используется активная матрица, управляемая тонкоплёночными транзисторами. Усилитель для каждого субпикселя применяется для повышения быстродействия, контрастности и чёткости изображения дисплея.
Жидкокристаллические дисплеи были разработаны в 1963 году в исследовательском центре Давида Сарнова (David Sarnoff) компании RCA (Принстон, штат Нью-Джерси).Содержание [показать]
Применение
Часы с ЖК-дисплеем
Дисплей на жидких кристаллах используется для отображения графической информации в компьютерных мониторах (также и в ноутбуках), телевизорах, телефонах, цифровых фотоаппаратах, * электронных книгах, навигаторах, также — электронных переводчиках, калькуляторах, часах и тп. (реже, в них в основном используются ЖКИ), а также во многих других электронных устройствах.
Изображение в нём формируется с помощью отдельных элементов, как правило, через систему развёртки. Простые приборы с дисплеем (электронные часы, телефоны, плееры, термометры и пр.) могут иметь монохромный или 2-5 цветный дисплей. Многоцветное изображение формируется с помощью RGB-триад.
На 2008 год в большинстве настольных мониторов на основе TN- (и некоторых *VA) матриц, а также во всех дисплеях ноутбуков используются матрицы с 18-битным цветом (6 бит на каждый RGB-канал), 24-битность эмулируется мерцанием с дизерингом.
Технические характеристики
Важнейшие характеристики ЖК-дисплеев:
Разрешение — горизонтальный и вертикальный размеры, выраженные в пикселях. В отличие от ЭЛТ-мониторов, ЖК имеют одно фиксированное разрешение, остальные достигаются интерполяцией.
Размер точки (размер пикселя) — расстояние между центрами соседних пикселей. Непосредственно связан с физическим разрешением.
Соотношение сторон экрана (пропорциональный формат) — отношение ширины к высоте (5:4, 4:3, 3:2 {15÷10} 8:5 {16÷10}, 5:3 {15÷9}, 16:9 и др.)
Видимая диагональ — размер самой панели, измеренный по диагонали. Площадь дисплеев зависит также от формата: монитор с форматом 4:3 имеет большую площадь, чем с форматом 16:9 при одинаковой диагонали.
Контрастность — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной точек. В некоторых мониторах используется адаптивный уровень подсветки с использованием дополнительных ламп, приведённая для них цифра контрастности (так называемая динамическая) не относится к статическому изображению.
Яркость — количество света, излучаемое дисплеем, обычно измеряется в канделах на квадратный метр.
Время отклика — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Составляется из двух величин:
Время буферизации — input lag. Высокое значение мешает в динамичных играх; обычно умалчивается; измеряется сравнением с кинескопом в скоростной съёмке. Сейчас (2011) в пределах 20—50 мс; в отдельных ранних моделях достигало 200 мс.
Время переключения — именно оно указывается в характеристиках монитора. Высокое значение ухудшает качество видео; методы измерения неоднозначны. Сейчас практически во всех мониторах заявленное время переключения не превышает 10 мс.
Угол обзора — угол, при котором падение контраста достигает заданного, для разных типов матриц и разными производителями вычисляется по-разному, и часто не подлежит сравнению. Некоторые производители указывают в тех. параметрах своих мониторов углы обзора такие к примеру как: CR 5:1 — 176°/176°, CR 10:1 — 170°/160°. Аббревиатура CR (contrast rate) обозначает уровень контрастности при указанных углах обзора относительно перпендикуляра к экрану. При углах обзора 170°/160° контрастность в центре экрана снижается до значения не ниже чем 10:1, при углах обзора 176°/176° не ниже чем до значения 5:1.
Тип матрицы: технология, по которой изготовлен ЖК-дисплей.
Устройство
Субпиксел цветного ЖК-дисплея
Конструктивно дисплей состоит из ЖК-матрицы (стеклянной пластины, между слоями которой и располагаются жидкие кристаллы), источников света для подсветки, контактного жгута и обрамления (корпуса), чаще пластикового, с металлической рамкой жёсткости.
Каждый пиксель ЖК-матрицы состоит из слоя молекул между двумя прозрачными электродами, и двух поляризационных фильтров, плоскости поляризации которых (как правило) перпендикулярны. В отсутствие жидких кристаллов свет, пропускаемый первым фильтром, практически полностью блокируется вторым.
Поверхность электродов, контактирующая с жидкими кристаллами, специально обработана для изначальной ориентации молекул в одном направлении. В TN-матрице эти направления взаимно перпендикулярны, поэтому молекулы в отсутствие напряжения выстраиваются в винтовую структуру. Эта структура преломляет свет таким образом, что до второго фильтра плоскость его поляризации поворачивается и через него свет проходит уже без потерь. Если не считать поглощения первым фильтром половины неполяризованного света, ячейку можно считать прозрачной.
Если же к электродам приложено напряжение, то молекулы стремятся выстроиться в направлении электрического поля, что искажает винтовую структуру. При этом силы упругости противодействуют этому, и при отключении напряжения молекулы возвращаются в исходное положение. При достаточной величине поля практически все молекулы становятся параллельны, что приводит к непрозрачности структуры. Варьируя напряжение, можно управлять степенью прозрачности.
Если постоянное напряжение приложено в течение долгого времени, жидкокристаллическая структура может деградировать из-за миграции ионов. Для решения этой проблемы применяется переменный ток или изменение полярности поля при каждой адресации ячейки (так как изменение прозрачности происходит при включении тока, вне зависимости от его полярности).
Во всей матрице можно управлять каждой из ячеек индивидуально, но при увеличении их количества это становится трудновыполнимо, так как растёт число требуемых электродов. Поэтому практически везде применяется адресация по строкам и столбцам.
Проходящий через ячейки свет может быть естественным — отражённым от подложки (в ЖК-дисплеях без подсветки). Но чаще применяют искусственный источник света, кроме независимости от внешнего освещения это также стабилизирует свойства полученного изображения.
Таким образом, полноценный монитор с ЖК-дисплеем состоит из электроники, обрабатывающей входной видеосигнал, ЖК-матрицы, модуля подсветки, блока питания и корпуса с элементами управления. Именно совокупность этих составляющих определяет свойства монитора в целом, хотя некоторые характеристики важнее других.
- Понятие о системах счисления. Системы счисления, применяемые в эвм.
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.
- Представление информации в эвм. Виды информации и способы кодирования. Формы представления чисел в эвм.
- История развития вычислительных машин. Поколения эвм.
- Обзор устройства и основные принципы работы эвм.
- Понятие архитектуры эвм. Основные компоненты эвм.
- Принципы построения эвм Фон Неймана.
- Процессоры. Назначение и функции. Основные характеристики процессоров. Понятия cisc и risc процессоров.
- Процессор. Структура и основные регистры. Назначение и особенности работы. Регистр флагов.
- Процессор. Классификация команд процессора. Основные форматы команд, примеры. Примеры команд.
- Память. Многоуровневая структура памяти эвм.
- Классификация, виды памяти и их основные параметры.
- Память. Функции памяти. Классификация запоминающих устройств.
- Регистровая и кэш-память. Основные характеристики. Архитектура Кэш- памяти.
- Память. Адресация. Страничная и сегментная организация.
- Основная память. Логическая структура основной памяти: назначение и расположение.
- Внешняя память. Классификация и основные характеристики. Примеры.
- Понятие системной шины. Состав и виды шин.
- Основные характеристики шин isa, mca, eisa, vlb, pci,
- Основные характеристики шин agp, pci-Express (ev6, Hyper Transport.)
- Устройство жесткого диска. Логическая и физическая адресация данных.
- Оптические диски. Виды и перспективные технологии.
- Внешние носители информации. Основные характеристики и технологии разработки.
- Дисковые массивы raid. Назначение, основные характеристики и организация.
- Интерфейс. Определение и назначение.
- Классификация интерфейсов.
- Понятие порта. Назначение com, IrDa, lpt, usb.
- Интерфейсы внешних запоминающих устройств. Состав и архитектура. Основные производители.
- Беспроводные интерфейсы.
- Мониторы. Назначение и классификация. Характеристики.
- Мониторы. Стандарты защиты tco и nprii.
- Элт мониторы.
- Архитектура lcd-мониторов. Пассивная и активная матрица. Понятие tft.
- Принтеры. Назначение. Охарактеризовать в сравнении возможности принтеров: ромашковые, матричные, струйные, лазерные, твердочернильные и термосублимационные.
- Устройства ввода – вывода. Примеры. Назначение. Основные характеристики и принцип действия.
- Сети. Назначение. Структура. Топологии(10baze2, 10baze5, 10bazet, fddi).
- Локальные и глобальные сети. Сетевые стандарты и основные протоколы.
- Сетевые платы. Модемы.
- Маршрутизаторы. Технология adsl.