Тема 7. Справочные правовые системы.
Требования к студенту. Уметь работать в СПС с информационным массивом: находить документы, производить аналитическую работу с документами, уметь сохранять результат работы как внутри программы, так и импортировать документы из СПС.
Обеспечение актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач справочных правовых систем (СПС).
Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы на такие вопросы, как:
как справиться с огромным количеством законов, нормативных актов, регламентирующих отраслевых документов и прочей информацией?
как и где вовремя получить достоверную и необходимую правовую и профессиональную консультацию по налогам, бухгалтерии, финансово-экономической и отраслевой специализациям?
как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, когда нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку?
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 1960-х гг. Вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появляться компьютерные правовые системы. Их развитие было обусловлено тем, что обычным библиотекам было уже не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов.
Первоначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, своего рода грандиозных "электронных каталогов". Они давали возможность найти все сведения о реквизитах документов, интересовавших пользователя, названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал.
СПС — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - "ЮСИС", в 1991 г. - "Гарант", в 1992 г. "Консультант Плюс".
Огромная потребность в правовой информации, с одной стороны, и наращивание уровня и возможностей компьютерных технологий - с другой, привели к росту популярности компьютерных СПС среди специалистов. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, благодаря которым они стали практически незаменимы при работе с нормативно-правовой информацией:
возможность работы с большими массивами текстовой информации;
использование специальных поисковых программных средств, позволяющих осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;
возможность работы с использованием телекоммуникационных средств (электронная почта, ресурсы сети Internet).
В последние годы мы стали свидетелями удивительного явления: на фоне общего экономического кризиса разработка и обслуживание справочных правовых систем выросли в России в новую современную отрасль информационного бизнеса. Общее число установленных компьютерных правовых систем всех типов к настоящему времени превысило 400 тыс. Реальных же пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены на локальных компьютерных сетях, и даже с несетевой версией обычно работают несколько специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что СПС играют в процессе распространения правовой информации не меньшую роль, чем традиционная пресса.
Причина популярности компьютерных правовых систем среди специалистов кроется, прежде всего, в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто позволяют специалисту экономить время, но и сделали возможной принципиальную перестройку структуры потоков этой информации в российском обществе. Тем объемом правовых документов, который без компьютерных систем ранее был доступен лишь сотням экспертов, сегодня реально пользуются сотни тысяч специалистов, которые, в свою очередь, получили, благодаря этому, возможность эффективно консультировать уже миллионы работников предприятий и частных лиц.
Кроме того, значительная часть газет и журналов, особенно региональных, уделяющих внимание правовой тематике, активно использует компьютерные правовые системы в качестве источника полной и оперативной информации. Именно благодаря специализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы данных, в России за последние несколько лет был достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.
В то же время следует четко представлять границы реальных возможностей и область применения СПС. В частности, надо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения.
Следует учитывать, что ни одна компьютерная правовая система не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы хотя и дают возможность получать и использовать полную достоверную информацию по правовым проблемам, однако имеют статус именно справочных. Так, при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.
Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, что уже в ближайшем будущем ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей работе без СПС.
- Ю.Е. Бочкарева, о.Л. Курилова
- Введение
- Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» аннотация дисциплины
- Содержание дисциплины Практический курс.
- Тема 1. Операционная система Windows
- Лабораторная работа № 1. Работа в операционной среде Windows
- Тема 2. Текстовые редакторы
- Лабораторная работа № 2. Реферат
- Лабораторная работа № 3. Шаблон
- Тема 3. Презентация Power Point
- Создание презентации на основе предложенного содержания и дизайна
- Быстрое создание презентации
- Просмотр миниатюры слайда
- Режимы PowerPoint: Обычный режим
- Режим сортировщика слайдов
- Вставка рисунка из коллекции клипов
- Анимация текста и объектов
- Просмотр эффектов анимации и смены слайдов
- Сохранение презентации с последующим запуском в виде показа слайдов
- Лабораторная работа № 4. Презентация.
- Тема 4. Электронные таблицы
- Лабораторная работа №5. Таблица "Ряд распределения работающих в увд города n".
- Лабораторная работа №6. Таблицы «Преступности и раскрываемости»
- Лабораторная работа №7. Диаграммы
- Тема 5. Базы данных. Ms access
- Лабораторная работа №8. Создание базы данных и таблиц.
- Лабораторная работа №9. Создание форм базы данных.
- Лабораторная работа №10. Обработка данных – сортировка, поиск, фильтрация.
- Основы разработки запросов.
- Лабораторная работа №11. Построение запросов.
- Лабораторная работа №12. Создание отчетов.
- Тема 6. Информационное обеспечение правоохранительных органов.
- Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и дактилоскопические учеты.
- Информационные технологии в правоохранительной деятельности.
- Автоматизированные информационные системы.
- Тема 7. Справочные правовые системы.
- Современные тенденции в развитии справочно-правовых систем.
- Обзор российских справочно-правовых систем.
- Консультант Плюс.
- Ознакомление с пиктографическим меню.
- Работа с найденными документами.
- Лабораторная работа №13. Поиск и работа с документами в спс Консультант Плюс
- Тема 8. Компьютерная сеть интернет.
- Работа с программой Microsoft Internet Explorer.
- Средства навигации в www:
- Сохранение Web-страниц.
- Сохранение рисунков Web-страницы.
- Сохранение фрагментов текста Web-страницы.
- Лабораторная работа №14.
- Настройки программы Internet Explorer.
- Основы работы с ftp.
- Лабораторная работа №15. Настройка ie. Знакомство с ftp-сервером.
- Электронная почта.
- Электронная почта (e-mail).
- Программа Microsoft Outlook Express.
- Лабораторная работа №16. Электронная почта.
- Организация поиска информации в сети Интернет.
- Поисковые каталоги.
- Поисковые машины или поисковые указатели.
- Классификационно-рейтинговые системы.
- Приемы поиска информации.
- Средства простого поиска.
- Средства расширенного поиска.
- Средства специального поиска.
- Лабораторная работа №17. Приемы поиска информации.
- Службы поиска людей.
- Российские ресурсы сети Интернет для юристов:
- Вопросы к экзамену.
- Список использованных ресурсов.
- Приложение 1
- Лабораторная работа по информатике
- Приложение 2
- Приложение 3 Задания для поиска документов в спс.
- Найти в кодексе (поставить закладку в нужной части документа)
- Найти документ (сохранить результат в папке, созданной в спс)
- Получить информацию (поставить закладку в тексте найденного документа, на абзац с ответом на задание):
- Найти документ по словам, которые встречаются в тексте (поставить закладку)
- Найти документы по практическому вопросу (поставить закладку в тексте найденного документа, на абзац с ответом на задание)
- Оглавление