logo
Пособие по информатике (редакция 09

Компьютерная графика

Графические изображения бывают двух типов: векторные и растровые. Программы для просмотра графических файлов называются вьюерами.

Растровое изображение состоит из точек (пикселов). Параметры каждой точки (координаты, цвет) описываются в файле. Это приводит к огромным размерам файлов, особенно если последние характеризуются высокой разрешающей способностью. Растровые форматы применяются при сканировании и обработке графических изображений, а также при создании определенных художественных эффектов. Популярные форматы для хранения растровых изображений: BMP, PSD, TIFF, GIF и JPEG. Самые распространенные программы для обработки растровой графики – Adobe Photoshop и Corel PHOTO-PAINT.

Векторное изображение состоит из совокупности отрезков прямых (векторов). Основные преимущества векторного принципа формирования изображений перед растровым заключаются в следущем:

Популярные форматы для хранения векторных изображений: CDR и WMF. Наиболее популярными графическими программами, предназначенными для обработки векторных изображений, являются Adobe Illustrator и Corel Draw.

Если графический документ создается в программе векторной графики или в издательской системе, он может содержать как графические, так и текстовые объекты. Графический объект в данном случае может быть как векторным, так и растровым.

Любое векторное изображение может быть представлено в виде набора векторных объектов, расположенных определенным образом друг относительно друга. Векторный графический объект включает два элемента: контур и его внутреннюю область, которая может быть пустой или иметь заливку в виде цвета, цветового перехода (градиента) или мозаичного рисунка. Контур может быть как замкнутым, так и разомкнутым. В векторном объекте он выполняет двойную функцию. Во-первых, с помощью контура можно менять форму объекта. Во-вторых, контур векторного объекта можно оформлять, предварительно задав его цвет, толщину лини и стиль ее оформления.

Растровое изображение представляет собой набор мозаичных объектов, расположенных друг над другом. Каждый объект растрового изображения находится в одном из слоев так называемой растровой подложки, имеющей прямоугольную форму. Растровая подложка – это аналог холста, используемого в живописи, а слой – аналог кальки. Слой подложки можно представить в виде набора небольших квадратных ячеек, одинаковых по размеру, в которых формируется растровый объект, состоящий из мозаичных элементов (пикселов). Размеры пиксела определяются разрешающей способностью (разрешением) подложки. Пиксел характеризуется не только цветом, но и другими параметрами, в частности прозрачностью и способом смещения цветов при наложении таких элементов друг на друга.

Цветовая модель – это способ представления цвета путем его разложения на базовые компоненты. Для каждого цвета, входящего в цветовую гамму модели, определяется доля цветовых компонентов, которые характеризуют выбранную модель. Наиболее распространенными цветовыми моделями являются следующие:

При работе с растровыми форматами иногда используется табличный способ цветовой кодировки. Возможны следующие цветовые форматы: черно-белый, в оттенках серого, в индексированных (палитровых) цветах.